Добавил:
obwayapochtakirilla@mail.ru Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Игры в которые мы играем. Эрик Берн. Книга.docx
Скачиваний:
216
Добавлен:
26.09.2020
Размер:
1.32 Mб
Скачать
    1. Посмотри, как я старался

Тезис. В своей обычной клинической форме это игра с тре- мя участниками, разыгрываемая супружеской парой и психиатром. Муж, несмотря на громкие протесты с его стороны, как прави- ло, добивается развода, в то время как жена более искренне стре- мится к продолжению брака. Он неохотно является к терапевту и говорит ровно столько, сколько нужно, чтобы продемонстриро- вать жене свою волю к сотрудничеству; обычно он разыгрывает лёгкую форму “Психиатрии” или “Судебной камеры”. С течением времени он начинает проявлять по отношению к терапевту либо всё более досадливое мнимое одобрение, либо воинственное несо- гласие. Дома он сначала выказывает больше “понимания” и сдер- жанности, но потом начинает вести себя хуже, чем когда-либо. По- сле одного, пяти или десяти визитов, в зависимости от искусства терапевта, он отказывается являться дальше и вместо этого от- правляется на охоту или рыбную ловлю. Это вынуждает жену на- чать дело о разводе. Он находится в выгодной позиции, с которой может заявить любому адвокату, судье, другу или родственнику: “Посмотри, как я старался!”

Антитезис. Супругов принимают вместе. Если один из них — скажем, муж — явно играет в эту игру, приступают к индивидуаль- ному лечению второго, игрока же отсылают прочь, на том справед- ливом основании, что он меньше готов к лечению. Конечно, он и в этом случае может получить развод, но ему придётся расстаться со своей позицией, будто он в самом деле старается. Жена, если на- до, может начать бракоразводное дело, причём её позиция заметно улучшается, так как она действительно старалась. Предпочтитель- нее всего такой исход: муж, игра которого сорвана, погрузится в состояние отчаяния и обратится за лечением в другое место, с доб- росовестной мотивировкой.

В повседневной форме эту игру легко наблюдать у детей; в ней два участника — Ребёнок и один из родителей. Игра разыгрывается с одной из двух позиций: “Я беспомощен” или “Я безупречен”. Ребё- нок пытается что-то сделать, но запутывается или терпит неудачу. Если он — Беспомощный, родителю приходится сделать это за него. Если же он — Безупречный, у родителя нет разумных оснований его наказать. В этом и обнаруживается смысл игры. Родители должны уяснить себе две вещи: кто из них научил Ребёнка игре, и что они делают для продолжения игры.

Интересным, хотя иногда и мрачным вариантом является игра

“Посмотри, чего мне это стоило”; обычно это более упорная игра вто- рой или третьей степени. Её можно продемонстрировать на примере тяжело работающего человека с язвой желудка. Многие люди с про- грессирующей болезнью делают всё возможное, чтобы справиться с положением, законным образом заручаясь при этом поддержкой своего семейства. Однако те же условия могут эксплуатироваться в скрытых целях.

Первая степень: человек объявляет своей жене и знакомым, что у него язва. Одновременно он сообщает им, что продолжает работать. Это вызывает восхищение. Можно допустить, что человеку в болез- ненном и неприятном состоянии простительна некоторая похвальба, в какой-то мере вознаграждающая его страдания. Ему надо отдать должное за то, что он не разыгрывает вместо этого “Деревянную но- гу”, а продолжение трудовой деятельности заслуживает некоторого поощрения. В таком случае вежливый ответ на игру “Посмотри, как я стараюсь” гласит: “Да, мы все восхищаемся вашей выдержкой и добросовестностью”.

Вторая степень: Человеку сказали, что у него язва, но он дер- жит это в секрете от жены и знакомых. Он продолжает трудиться, не давая себе послаблений, пока однажды не сваливается на работе. Когда об этом сообщают жене, она тут же воспринимает поучение: “Посмотри, как я старался”. Он рассчитывает после этого, что она оценит его как никогда прежде, и раскается во всем дурном, что она говорила и делала в прошлом. Короче, теперь она должна полю- бить его, после неудачи всех предыдущих домогательств. К несча- стью для супруга, проявления её нежности и заботы объясняются скорее чувством вины, чем любовью. В глубине души она, вероят- нее всего, обижена, потому что он использует против неё нечестное средство, а также нечестно приобрёл над ней преимущество, скрыв свою болезнь. Короче говоря, браслет с алмазом — куда более чест- ное орудие ухаживания, чем дырявый желудок. Драгоценность она могла бы при желании швырнуть ему в лицо, но не так-то просто уклониться перед видом язвы. Внезапное столкновение с тяжелой болезнью вряд ли завоюет ее сердце; более вероятно, что она почув- ствует себя в ловушке.

Игру часто удаётся обнаружить сразу же после того, как паци- ент впервые услышал о своей, возможно, усиливающейся болезни. Если он будет играть в неё, то весь план, по-видимому, возникает у него как раз в этот момент и может быть устранён тщательным пси- хиатрическим анализом ситуации. Устранению здесь подлежит тай- ное злорадство Ребёнка, который обзавёлся такого рода оружием;

маскируется же это злорадство заботой Взрослого о практических вопросах, возникающих в связи с заболеванием.

Третья степень: Ещё более мрачно и злобно внезапное, ничем не предвещаемое самоубийство на почве серьёзной болезни. Язва при- водит к раку, и вот однажды не подозревавшая ни о чем серьёзном жена заходит в ванную и находит там мёртвого мужа. Записка гово- рит достаточно ясно: “Посмотри, как я старался”. Если что-нибудь подобное случается с одной и той же женщиной дважды, ей пора подумать, какую игру разыгрывает она.