Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Історіясучпсихології.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
4.05 Mб
Скачать

Глава 12. Подъем прикладной психологии, 1920-1950 401

в значительной степени несовместимы: успех исследований против успеха законного и социального статуса клиницистов. Академические психологи опасались (и опасаются до сих пор) увеличения количества прикладных психологов, боясь потерять контроль над ассоциацией, которую основали. Тем не менее прикладные психологи неизбежно остаются связанными с академической психологией. Они получают образование на университетских кафедрах психологии и используют притязания психологии быть естественно-научной дисциплиной. Поэтому, хотя прикладные психологи заявили о своей профессиональной идентичности, основав АААР, абсолютный разрыв научной и прикладной психологии на этот раз должен был быть кратковременным.

Примирение в период Второй мировой войны. Как и за 24 года до этого, мировая война оказала глубокое воздействие на психологию. Великая война за прекращение всех войн превратила мелкую, незаметную академическую дисциплину в амбициозную и популярную профессию. Вторая мировая война дала еще большую возможность психологам действовать сообща во имя общественного блага и своих собственных профессиональных интересов. На этом пути война заставила психологию развиваться быстрее, чем когда-либо прежде, чтобы вновь объединиться в академически-прикладную профессию и изобрести новую профессиональную роль психотерапевта. После окончания войны психология безуспешно сражалась за то, чтобы войти в число наук, получающих правительственные субсидии. Но прикладная психология оказалась более удачливой. Правительство обнаружило, что испытывает потребность в профессионалах в области психического здоровья, и начало программу по набору и обучению новой профессии психолога, что потребовало нового определения психологии и установления нормативов для лиц, занимающихся ею.

Как мы уже знаем, в 1930-х гг. психология стала ареной глубоких конфликтов. Профессиональные психологи образовали свою собственную организацию, АААР, порвав в 1938 г. с АРА. Еще одной диссидентской группой было Общество психологических исследований социальных проблем (Society for the Psychological Study of Social Issues, SPSSF), сформированное в 1936 г. психологами левого крыла. Хотя последнее и было филиалом АРА, психологи SPSSI, в отличие от академиков, стремились поставить психологию на службу определенным политическим взглядам. АРА, старейшая психологическая организация, переживала трудные времена — первоначально ее целью были только строгие теоретические исследования, но теперь нужно было искать общий язык с АААР и SPSSL

Но многим психологам казалось, что институциональные деления внутри психологии можно и должно преодолеть. В конце концов, специалисты из АААР получили образование на академических кафедрах психологии, и именно научные принципы психологии SPSSI хотела применять для решения социальных проблем. Поэтому в годы, последовавшие за разрывом между АААР и АРА, проводились неофициальные переговоры, целью которых было новое объединение психологов под одним знаменем.

Этот процесс сильно ускорило начало Второй мировой войны. В 1940 г., еще до того, как Соединенные Штаты вступили в войну, АРА собрала Чрезвычайный комитет, чтобы разработать план неизбежного вовлечения США и их психологов в глобальный конфликт; в 1941 г., через несколько месяцев после того, как японцы

402 Часть V. Прикладная психология в XX веке

атаковали Перл-Харбор, Psychological Bulletin посвятил целый выпуск «военной психологии». В том же году АРА предприняла шаги к тому, чтобы уничтожить препятствия на пути полноценного членства прикладных психологов в ассоциации. На ежегодной встрече АРА в сентябре требование, согласно которому предполагаемый член должен иметь опубликованные работы помимо диссертации, было заменено требованием того, что вступающий в АРА должен представить либо публикации, либо свой «вклад» в психологию в течение пяти лет в качестве ассоциированного члена, а именно к этому Классу принадлежали психологи из АААР.

Как только началась война, изменения начали происходить очень быстро. В ответ на призыв правительства экономить горючее были отменены ежегодные встречи. Был сформирован Комитет по психологии и войне, который занимался планированием не только военной деятельности психологов, но и проблемами послевоенной роли психологии. Комитет отмечал, что ввиду грядущего мирового конфликта психологам следует объединиться, как это было сделано во время прошлой войны, и для достижения этой цели предполагалось создание «генеральной штаб-квартиры» психологии. Подобная штаб-квартира возникла в виде Бюро психологического персонала (Office of Psychological Personnel, OPP), расположенного в Вашингтоне.

Создание ОРР как генеральной штаб-квартиры психологии было главным событием в истории института психологии в США. До 1941 г. АРА не имела постоянного центрального офиса; он располагался в личном офисе того, кто был секретарем в данном году. Но ОРР стало центральным офисом АРА, расположенным в Вашингтоне — источнике финансирования и месте лоббирования. Психологи видели в ОРР возможность как объединить психологию, так и усилить роль психологии в американском обществе. В 1942 г. Леонард Кармайкл, представитель психологии в Национальном Исследовательском совете, сообщил Совету АРА, что «ОРР может с успехом знаменовать собой появление центрального агентства психологии, которое окажет существенное влияние на ее развитие». Глава ОРР, Стюарт Хендерсон Бритт (Stuart Henderson Britt, 1943), говоря о работе ОРР, отметил, что это больше, чем просто полезная военная деятельность, она служит «развитию психологии как сферы практической деятельности и усилению ее влияния в обществе».

Предстояло выполнить огромный объем военной работы. Армия крайне нуждалась в психологах. Военное министерство включило психологию в список «решающих профессий», что было уникальным случаем для общественных наук. Статистический обзор, проведенный в декабре 1942 г., спустя год после Перл-Харбо-ра, выявил 3918 психологов (не все из них были членами АРА), 25% из которых были полностью заняты деятельностью, связанной с войной. Множество других психологов косвенно обслуживали военные нужды. Э. Г. Боринг, например, написал книгу по военной психологии под названием «Психология сражающегося», которая стала использоваться как учебник в Вест-Пойнте1 (A. R. Gilgen, 1982). Как и во время Первой мировой войны, психологи выполняли множество специализированных функций, от проведения тестов до исследования психологических требований, которые новое и хитроумное оружие предъявило к деятельности людей, и биологического контроля управляемых ракет. Война повысила роль психологов в промышлен-

' Вест-Пойнт — военная академия США. — Примеч. перев.