Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1baranets_n_g_red_istoriya_i_filosofiya_nauki / История и философия науки.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

В.В. Полуэктова Естествознание как объект рефлексии учёных на рубеже хiх–хх столетий

Научно-техническая революция рубежа ХIX века привела к тому, что за небольшой отрезок времени человечество сделало огромный рывок на пути овладения знаниями об окружающем мире и их практическому применению. Этому поспособствовала широкая дифференциация отраслей знания и дифференциация внутри каждой области знания, а вместе с тем и интеграция наук, следствием которой стало возникновение пограничных областей знания и знаний с практической ориентированностью.

Одним из объяснений подобных скачков можно считать то, что наука является саморефлексирующей системой. Под рефлексивностью научного знания обычно понимается его самообращенность, наличие в нем механизмов и норм сознательного контроля над процессами собственного роста и функционирования. Долгое время исследователи фактически не придавали особого значения тому, что можно назвать личной рефлексией ученого, ведь науку, в первую очередь, создают люди.

Наука не может существовать и воспроизводиться только лишь за счет трансляции знаний и методологий. На самом деле, в культуре остаются не просто науки как исследовательские традиции, но и сами ученые как личности. Начало ХХ века было богато на открытия, и новые идеи просто не могли остаться незамеченными научным сообществом.

Большие успехи были достигнуты в естественнонаучной области, особенно математики и физики. П.Л. Чебышев сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе. Из нее вышло много талантливых ученых, в том числе А.М. Ляпунов. Его открытия положили начало ряду важнейших направлений математики.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл А.Г. Столетов. Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники. Бурное развитие физической науки определило успехи в электротехнике. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу («свеча Яблочкова») и первым осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа А.С. Поповым. В дальнейшем изучение электрических явлений и электромагнетизма стало главным направлением его научных поисков. В 1895 году на заседании Русского физико-химического общества он выступил с докладом об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов. Продемонстрированный им прибор, грозоотметчик, был по существу первой в мире приемной радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты. Уже в 1900 году радиосвязь использовалась при проведении спасательных работ на Балтийском море.

Морской офицер А.Ф. Можайский посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 году начал постройку самолета с двумя паровыми машинами. Официальных документов об испытании этого самолета нет, и судя по всему, попытка полета кончилась неудачно. Создание самолета на паровых двигателях вряд ли вообще технически осуществимо.

Конец XIX века можно с уверенностью называть «золотым веком» русской химии. Ученик Н.Н.Зинина А.М. Бутлеров разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до настоящего времени. Также в то время сделал свои открытия Д.И. Менделеев. Величайшей заслугой Д.И. Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании исследователь предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов.

Используя достижения химии и биологии, В.В. Докучаев положил начало современному почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. А его произведение «Русский чернозем» принесло В.В. Докучаеву мировую славу. В книге «Наши степи прежде и теперь» (1892) ученый изложил план борьбы с засухами. Его идеи оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации и гидрогеологии.

Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал И.М. Сеченов. Ему посчастливилось стать учеником знаменитого немецкого ученого Г. Гельмгольца, физика, математика, физиолога и психолога. За границей И.М. Сеченов подготовил докторскую диссертацию по физиологии алкогольного опьянения. Вернувшись в Россию, он возглавил кафедру физиологии в петербургской Медико-хирургической академии и организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. Выдающееся значение имел его курс лекций «О животном электричестве», так называемом биоэлектричестве. В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики.

Деятельность другого всемирно известного русского биолога, И.И. Мечникова, сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 году И.И. Мечников по приглашению французского ученого Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в своем знаменитом институте.

Такой богатый плацдарм не мог не послужить основой для бурного расцвета рефлексифных процессов науки прошлого столетия. Многие идеи были раскритикованы и «канули в небытие», а некоторые из-них послужили хорошей благодатной почвой для выращивания качественно новых научных ценностей и идеалов.

На фоне обильных открытий в научном мире начала ХХ века происходила смена устоявшихся норм и традиций. Это можно расценивать как глобальную научную революцию, которая определила переход к новому состоянию естествознания. Традиционная механическая картина мира перестала считаться общенаучной. В научном сообществе происходит формирование специфической картины реальности, которая уже несводима к механической. В биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи развития. Что же касается общих познавательных установок классической науки, то они еще сохраняются в данный исторический период, и методология придерживается пока традиционных установок.

В эпистемологии центральной становится проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук. Выдвижение ее на передний план связано с утратой прежней традиции целостности научной картины мира, а также с появлением специфики нормативных структур в различных областях научного исследования. Отсюда популяризация проблемы поиска путей единства науки, проблема дифференциации и интеграции знания, которая превращается в одну из фундаментальных философских проблем, сохраняя свою остроту и сегодня.

В начале ХХ века происходила ломка научных традиций, связанная со становлением неклассического естествознания. Нормы неклассической науки характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий. В противовес идеалу единственно истинной теории допускается истинность нескольких. Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. Принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о весьма удачной реализации научного потенциала исследователей, ведь столько открытий было совершено и столько успехов сделано в этот неоднозначный, сложный и противоречивый период, когда происходили колоссальные изменения науки, как отечественной, так и мировой.

Тем любопытнее, что грандиозные исследования отечественных ученых, повлиявших на многие отрасли и сферы деятельности, происходили в опустошенной и разоренной революциями и воинами стране. Но так же, не без сожаления, необходимо сказать о том, что в полной мере потенциал учёных различных областей не был реализован и, тем более, оценен по достоинству. Рефлексивность относительно идей и теорий, выдвинутых еще в то время, еще не исчерпала себя и в наши дни. Множество идей, не нашедших отклика у сообщества ХIХ - ХХ веков, обусловили, в последствии, поворот к более глубокому и многостороннему изучению проблем науки, результат которого все еще выясняется и широко обсуждается.

Работа поддерживалась грантом РГНФ (№ 11-13-73003а/В) и ФЦП Министерства образования и науки РФ

Библиография:

Вергинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI - XIX веков (до 70-х гг. XIX в.). - М., 1984, 287с.

Кузнецова Н. И. Философия науки и история науки: эволюция взаимоотношений на фоне XX столетия // Философия науки. Вып. 4. — М., 1998, с. 57-69.

Норманн Г. Э. Карл Поппер о ключевых проблемах науки ХХ века//Вопросы философии № 5, 2003, с.96 - 103.

Хвольсон О.Д. Физика и ее значение для человечества. – Берлин, 1923, 230с.

Щукарев А.Н. Проблемы теории познания в их приложениях к вопросам естествознания и в разработке его методами. - Одесса, 1913, 137 с.