Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1baranets_n_g_red_istoriya_i_filosofiya_nauki / История и философия науки.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Основная парадигма древнегреческой науки о космосе и ее представители

Но основной для древней Греции, а впоследствии и для Рима, идеей устройства космоса была геоцентрическая система Аристотеля-Птолемея. Но развитие её началось задолго до научной деятельности Стагирита. Представление о центральном положение земли, количестве и порядке вращения небесных тел вокруг неё впервые встречается в натурфилософии милетской школы. Её основатель Фалес, которого традиция называет и первым математиком, и первым философом, и первым астрономом, был также и родоначальником протонаучной космогонической идеи становления сущего из материальной стихии. Его продолжателем стал Анаксимандр. Он считал, что мир, рождаясь, должен в любом случае придти к смерти, растворившись в апейроне — субстанции из которой произошло все сущее. Мир будет вновь и вновь рождаться из беспредельного и снова умирать, уходя в апейрон. Анаксимандр, как полагает J.Burnet1, вполне мог развить даже представление о совместном существовании нескольких миров. Хотя более убедительной представляется классическая версия о последовательной смене мирами друг друга2. Из учения об апейроне вытекает и вся космология Анаксимандра, которую продолжил разрабатывать его ученик Анаксимен. «Главная заслуга его в истории астрономии заключается в том, что он первый провел различия между планетами и неподвижными звездами. Он дает новый, более правильный порядок расположения светил: ближе всего к Земле Луна, затем Солнце, далее планеты, и, наконец, неподвижные звезды»1. Именно в таком ключе и продолжала развиваться древнегреческая астрономия вплоть до краха античной цивилизации, оказав огромнейшее влияние на средневековую мысль. Единственное в чем было отступление от идеи Анаксимена у всех последующих ученых – это вопрос о последовательности расположение небесных тел.

Эту концепцию восприняли и активно развивали италийские философы. Сначала её взяли на вооружение мыслители пифагорейского союза. Потом она повлияла на натурфилософские взгляды Парменида. Отец-основатель элейской школы, опосредовано, через школу пифагорейцев, у которых он учился, также воспринял эти воззрения. Несмотря на то, что главной идеей Парменида была неподвижность и неизменность всего сущего, что, казалось бы, должно исключить всякие космологические представления, элейский мыслитель во второй части своей поэмы дает картину мира, сходную с анаксименовской. Одной из модификаций пифагорейской теории сфер является учение Парменида о венцах. В дошедших до нас фрагментах нет никаких указаний на «гармонию тел небесных», но происхождение космологических взглядов основателя элейской школы явно идет от кротонского союза, к которому и сам Парменид был не равнодушен. Достаточно сказать, что наряду с Ксенофаном Колофонским его учителем считается пифагореец Аминий. По фрагментам поэмы четкого представления об устройстве вселенной мы составить себе не можем. Космос представляет собой ряд плотно прилегающих друг к другу окружностей, состоящих из света и тьмы. Движущей причиной мироздания «он считает богиню, восседающую в центре вселенной и являющуюся виновницей всякого рождения» (Мак. B 12). Наличие у Парменида богини любви многие считают заимствованием из пифагореизма (ср. учение Филолая о Гестии – центральном космическом огне).

На определенном этапе развития геоцентрической модели у ученых возникли проблемы. Когда опытная астрономия накопила достаточное количество эмпирических фактов, появилось понимание несоответствия теории с практикой. Для примирения данных астрономических наблюдений со столь удобной концепцией в античной науке выработалась теория гомоцентрических сфер. Что помогало объяснить почему, если планеты действительно движутся вокруг земли, если движение их постоянно и неизменно, если скорость их остается той же, данные наблюдений противоречат геоцентрической модели вселенной. Старший современник Аристотеля Евдокс Книдский — известный в свое время математик и астроном, который в юности учился в Академии Платона, а после долгих лет странствий вернувшийся туда преподавать, разрешил эту проблему. Он придумал вводить дополнительные сферы вращения для планет. То есть космические тела движутся не только вокруг центра планетарной системы, но и вокруг некоторых других центров. Таким образом, получается многократное круговое движение. Этим и объясняется несогласованность теоретических и эмпирических данных. Он придумал вводить 27 сфер. Аристотель пошел дальше Евдокса и увеличил количество орбит до 56. Завершенную форму эта система приняла в «Альмагесте» Птолемея.