Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UMK_prest_nesovershenn.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.13 Mб
Скачать

Доля несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы

на определенные сроки, в % (по Томской области)

1999

2000

2001

2002

2003

2004

До 1 года

2,0

0,8

1,5

1,6

1,3

1,1

Свыше 1 до 2 лет

11,5

13,1

12,1

10,0

10,6

12,3

Свыше 2 до 3 лет

31,5

29,3

30,0

23,9

29,6

29,2

Свыше 3 до 5 лет

37,9

39,5

40,8

48,8

42,1

43,0

Свыше 5 до 8 лет

10,6

12,6

11,2

11,1

12,6

11,7

Свыше 8 до 10 лет

6,5

4,7

4,4

4,6

3,8

2,7

В целом в Томской области за исследуемый период несколько ниже доля несовершеннолетних, осужденных к кратким срокам лишения свободы (до 2 лет), и не так явно прослеживается тенденция к сокращению числа случаев назначения максимальных сроков лишения свободы несовершеннолетним, хотя все же заметен достаточно резкий спад в 2004 году.

В декабре 2003 г. подверглись изменению положения УК РФ, регулирующие вопросы назначения наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним. Если ранее максимальный размер лишения свободы для всех несовершеннолетних составлял десять лет, то в соответствии с действующей редакцией статьи 88 УК несовершеннолетние разделены на две группы с различными предельными размерами наказания в виде лишения свободы.

Так, несовершеннолетним осужденным, совершившим в возрасте до шестнадцати лет преступления небольшой, средней тяжести либо тяжкие, наказание в виде лишения свободы назначается на срок не свыше шести лет (ч. 6 ст. 88 УК). Несовершеннолетним до шестнадцати лет, совершившим особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет.

Введена новелла, согласно которой наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые (ч. 6 ст. 88 УК). Как к ней относиться?

На первый взгляд, такой подход законодателя соответствует требованиям справедливости и гуманизма. Законодатель учитывает, что нецелесообразно корректировать дальнейшее поведение несовершеннолетних, впервые совершивших наказуемое с точки зрения уголовного закона деяние соответственно небольшой или средней тяжести, путем назначения им наказания в виде лишения свободы. Видимо, по мнению законодателя, назначение менее строгого вида наказания либо принудительных мер воспитательного воздействия является более предпочтительным, ведь причины, толкнувшие несовершеннолетнего на совершение преступления впервые, могут быть самыми различными, а осуждение несовершеннолетнего к лишению свободы может привести к разрыву его связей с родственниками, друзьями, привычной сферой жизнедеятельности, к налаживанию отношений в криминальной среде и, как следствие, к продолжению преступной деятельности после отбывания наказания.

Эти доводы справедливы по отношению к реальному отбытию наказания в виде лишения свободы. Однако суды широко применяют условное осуждение к лишению свободы, учитывая значительно меньшую по сравнению со взрослыми степень общественной опасности личности несовершеннолетних.

Как показывает изучение статистических данных по Кемеровской области за 1999-2004 гг., в 70-75% случаев назначения наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним суд применяет условное осуждение. Теперь же суды лишены такой возможности. А учитывая, что не все наказания, предусмотренные для несовершеннолетних в ч. 1 ст. 88 УК РФ, в настоящее время введены в действие, запрет на назначение определенным категориям осужденных наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, еще более ограничивает возможности индивидуализации наказания несовершеннолетним.

Поэтому, коль скоро законодатель лишил судей возможности применять наиболее распространенную форму реализации уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних, думается, что было бы целесообразным предложить правоприменителю альтернативу условному лишению свободы, которой может стать система принудительных мер воспитательного воздействия при условии расширения перечня воспитательных мер, которые суд мог бы применить в отношении несовершеннолетних172.

Вышеуказанным Федеральным законом в статью 88 УК РФ были введены ч.ч. 6.1. и 6.2.

В соответствии с ч. 6.1 при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части, сокращается наполовину.

Эта новелла, безусловно, улучшает положение несовершеннолетних осужденных, смягчает нормы уголовного закона, касающиеся несовершеннолетних, поэтому заслуживает положительной оценки.

В соответствии с ч. 6.2 в случае совершения несовершеннолетним, которому назначено условное осуждение, нового преступления, не являющегося особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок.

Отношение к такому положению закона двоякое. На первый взгляд кажется, что законодатель расширил сферу применения условного осуждения в отношении несовершеннолетних, руководствуясь принципом гуманизма и интересами несовершеннолетних. Однако такое решение подрывает социально-психологическую базу условного осуждение, ведь условное осуждение по своей сути предполагает оказание доверия несовершеннолетнему, которому дается возможность избежать реального отбывания наказания в случае выполнения установленных судом требований. Если же несовершеннолетний не выполняет определенные условия либо тем более совершает новое преступление, это означает, что он не оправдал оказанного ему доверия и в большинстве случаев необходимо применение к нему реального наказания. В случае же повторного условного осуждения, тем более если таковое имеет место в третий или четвертый раз, у несовершеннолетнего и иных лиц рождается чувство безнаказанности за совершаемые им преступные деяния, а соответственно, невозможным становится достижении цели специальной и общей превенции.

Ч. 2 ст. 43 УК содержит положение, согласно которому лицу, совершившему преступление, должно быть назначено справедливое наказание, необходимое и достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений. Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение173.

Так, например, Сорокин Г.С. 1987 г.р. был осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к пяти годам лишения свободы174. При избрании самого строгого вида наказания для несовершеннолетних – реального лишения свободы – суд обоснованно учел высокую общественную опасность совершенного преступления и отрицательную личностную характеристику виновного.

При назначении этой меры, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК РФ, учитываются условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетие законодатель отмечает в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Но оно должно учитываться в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Так, например, несовершеннолетний Черняков П.Е. был осужден по ч.1 ст. 228 УК РФ к одному году лишения свободы. При назначении наказания суд учел несовершеннолетний возраст виновного, отсутствие судимости, полное признание вины и на основании ст. 73 УК РФ постановил считать назначенное наказание условным с испытательным сроком в 6 месяцев175.

Лишение свободы отбывается несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях. Федеральным законом от 09.03.2001 №25-ФЗ была исключена возможность помещения несовершеннолетних мужского пола в воспитательные колонии усиленного режима. На наш взгляд, определение единого вида воспитательных колоний для несовершеннолетних вступает в противоречие с общей ориентацией уголовного права на индивидуализацию ответственности и наказания с учетом личности осужденного. Ведь раздельное содержание осужденных несовершеннолетних основывалось на их классификации в зависимости от стойкости антиобщественного поведения, наличия или отсутствия рецидива, судимости и других юридически значимых признаков, что делало обоснованным существование воспитательных колоний общего и усиленного режимов для несовершеннолетних мужского пола.

Еще одним недостатком, касающимся порядка отбывания несовершеннолетними наказания в виде лишения свободы, является интегрирование в пределах одного воспитательного учреждения несовершеннолетних разных возрастных групп, а также лиц в возрасте от 18 до 21 года. Как отмечает в своем исследовании Л.В. Перцова, удельный вес лиц, оставленных в воспитательной колонии после достижения совершеннолетия, приближается к 20% от общего числа воспитанников, а средний возраст несовершеннолетних-рецидивистов, для которых ранее закон предусматривал содержание в воспитательных колониях усиленного режима, составляет 17,5 лет. При этом эта категория в большинстве своем имеет наиболее отрицательные личностные характеристики. По достижении совершеннолетия 82,3% указанных лиц переводятся в исправительные учреждения для взрослых, причем перед отправкой туда они стремятся заработать авторитет, который им поможет адаптироваться среди взрослых преступников, набирая как можно больше нарушений и даже совершая преступления176.

На наш взгляд, существующая типология и организационная структура воспитательных колоний осложняет достижение целей уголовного наказания, и прежде всего в отношении несовершеннолетних подросткового возраста. В юридической литературе отмечается, что значение личности более всего проявляется "при практическом осуществлении карательного права"177, и поэтому особенности наказания обнаруживаются не только в ограничении применения к несовершеннолетним определенных его видов, не только в формах его проявления и сроках, но и "в объеме кары, заложенной в однородных наказаниях применительно к несовершеннолетним"178. Поэтому исследователями, в частности, предлагалось в большей мере дифференцировать условия исполнения наказания в виде лишения свободы, а также обеспечить раздельное содержание лиц в возрасте 14-15, 16-17 и 18-20 лет179. Такой подход в полной мере соответствует Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 №124-ФЗ, который предусматривает, в частности, что при принятии решений о наказании несовершеннолетних необходимо обеспечивать приоритет их личного и социального благополучия, учитывать особенности возраста и социального положения, для чего необходима специализация правоприменительных процедур (ч. 4 ст. 15)180.

Осужденные, достигшие возраста 18 лет, по общему правилу, остаются отбывать наказание в воспитательной колонии, но не более чем до достижения ими возраста 21 год (ч. 1 ст. 139 УИК РФ). Лишь отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие 18-летнего возраста, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима (ч. 1 ст. 140 УИК РФ). При этом если оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной колонии производится, согласно ч. 3 ст. 139 УИК РФ, по постановлению начальника воспитательной колонии, санкционированному прокурором, то перевод в исправительную колонию осужденного, достигшего 18-летнего возраста, возможен в соответствии с ч. 2 ст. 140 УИК РФ лишь по решению суда.

Как известно, даже в том случае, если несовершеннолетний совершит несколько преступлений, то назначаемое ему наказание по совокупности преступлений не может превышать соответственно 6 или 10 лет.

Однако в юридической литературе по данному вопросу была высказана и иная точка зрения. Например, Ф. Бражник считает, что статья 88 УК РФ корреспондирует статье 56 УК, устанавливающей предельный срок лишения свободы для лиц, осуждаемых за одно преступление, совершаемое после постижения 18-летнего возраста. И, коль в разделе пятом УК нет специальной нормы о назначении наказаний по совокупности преступлений и приговоров, то, по мнению Ф. Бражника, на несовершеннолетних в полном объеме, в том числе и в части, касающейся сроков лишения свободы, распространяются положения ст. ст. 69, 70 УК РФ181.

Это утверждение представляется неверным. В статье 56 УК РФ сформулированы положения, касающиеся сроков лишения свободы и за отдельное преступление, и за совокупность преступлений. В статье 88 УК РФ отмечается, что лишение свободы назначается несовершеннолетним на срок не свыше 6 или 10 лет (в зависимости от возраста несовершеннолетних и категории совершаемых преступлений). Поскольку в статье нет никаких оговорок относительно иных сроков лишения свободы при назначении наказания по совокупности преступлений и приговоров, то максимальные пределы лишения свободы для несовершеннолетних, установленные ч. 6 ст. 88 УК РФ, должны распространяться на все случаи назначения наказания лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте. Думается, именно такой смысл заложен законодателем в норму ч. 6 ст. 88 УК РФ. Другая трактовка закона противоречит тенденции гуманизации ответственности и наказания несовершеннолетних.

С целью избежания подобных споров предлагаем внести в ч. 4 ст. 56 УК РФ изменения и изложить ее в следующей редакции:

"В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров – более тридцати лет. При назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы по совокупности преступлений или приговоров максимальный срок лишения свободы не может превышать сроков, установленных ч. 6 ст. 88 настоящего Кодекса".

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]