Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК Уголовный процесс.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
6.81 Mб
Скачать

Тема 21. Производство по делам о применении принудительных мер безопасности и лечения ( 2ч) Вопросы:

1.Основания применения принудительных мер безопасности и лечения.

2.Порядок производства предварительного следствия по делам об общественно-опасных деяниях невменяемых, а также о преступлениях лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления.

3. Судебное разбирательство по делам о применении принудительных мер безопасности и лечения.

Вопрос 1.Основания применения принудительных мер безопасности и лечения.

Понятие принудительных мер безопасности и лечения и основания их применения

Производство по уголовному делу о применении принуди­тельных мер безопасности и лечения — это особое производ­ство предварительного расследования и судебного разбиратель­ства уголовных дел об общественно опасных деяниях невменяе­мых или лиц, заболевших психической болезнью после совер­шения преступления.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 УК не подлежит уголовной ответ­ственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и общественную опасность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического психического заболевания, временно­го расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Производство по уголовным делам о применении принуди­тельных мер безопасности и лечения в порядке, предусмотрен­ном гл. 46 УПК, осуществляется в отношении лиц, которые на момент совершения общественно опасного деяния, предусмотрен­ного уголовным законом, были в состоянии невменяемости или заболели психической болезнью после совершения преступления.

Согласно ч. 2 ст. 442 УПК, порядок производства по уголовным делам о применении принудительных мер безопасности и лече­ния определяется общими правилами и гл. 46 УПК. Производ­ство по уголовному делу о применении принудительных мер бе­зопасности и лечения начинается только с момента, когда су-дебно-психиатрической экспертизой будет определено, что по­дозреваемый или обвиняемый является невменяемым. До этого момента производство по уголовному делу ведется в соответст­вии с общими правилами УПК. Одно лишь сомнение следова­теля или дознавателя не является основанием для производст­ва по уголовному делу в порядке, предусмотренном ст. 443 и 444 УПК. Лица, которые были по делу подозреваемыми или обвиняемыми, после проведения экспертизы будут называться лицами, совершившими общественно опасное деяние, преду­смотренное уголовным законом.

По таким делам лица, признанные невменяемыми, к уго­ловной ответственности в качестве обвиняемых не привлекают­ся и к ним в соответствии с ч. 2 ст. 28 УК судом могут быть при­менены принудительные меры безопасности и лечения.

Основания применения принудительных мер безопасности и лечения закреплены в ст.442 УПК. Эти меры применяются, если лицо, совершившее общественно опасное деяние, преду­смотренное уголовным законом, находилось в тот момент в со­стоянии невменяемости или заболело после совершения пре­ступления психической болезнью, лишающей его возможности сознавать значение своих действий или руководить ими. А так­же в том случае, если лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, по характеру со­вершенного им деяния и своему психическому состоянию пред­ставляет опасность для общества.

Принудительные меры безопасности и лечения в соответст­вии со ст. 29, 30 и 100 УК могут быть назначены судом в отно­шении совершивших преступление лиц, признанных умень­шение вменяемыми, либо страдающих хроническим алкого­лизмом, наркоманией или токсикоманией с целью их лечения и достижения целей уголовной ответственности либо создания условий, способствующих достижению целей уголовной ответ­ственности. Эти лица признаются субъектами преступления, они подлежат уголовной ответственности и в ходе предварите­льного расследования они привлекаются в качестве обвиняе­мых, а в судебном разбирательстве при установлении их вины в отношении их суд постановляет обвинительный приговор. При­нудительные меры безопасности применяются в отношении та­ких лиц не вместо наказания, а наряду с ним.

Согласно ст. 100 УК, принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния, преду­смотренные уголовным законом, с целью предупреждения со стороны этих лиц новых общественно опасных деяний, охраны и лечения таких лиц.

Принудительными эти меры являются вследствие того, что они применяются по решению суда против воли лиц, совершив­ших общественно опасное деяние, либо их законных представи­телей.

Вопрос 2.Порядок производства предварительного следствия по делам об общественно-опасных деяниях невменяемых, а также о преступлениях лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления.

По всем уголовным делам о предусмотренных уголовным за­коном общественно опасных деяниях невменяемых, а также о преступлениях лиц, заболевших психической болезнью после со­вершения преступления, предварительное расследование произво­дится только в форме предварительного следствия (ст. 443 УПК). В случаях, когда в ходе производства дознания по делам, подслед­ственным органу дознания, судебно-психиатрической эксперти­зой устанавливается невменяемость подозреваемого или обвиняе­мого, орган дознания должен в соответствии с ч. 3 ст. 184 УПК пе­редать дело прокурору для направления по подследственности.

По таким делам предусмотрен особый предмет доказыва­ния, отличающийся от предмета доказывания, установленного в ст. 89 УПК по делам, по которым имеются субъекты преступ­ления, привлекающиеся в качестве обвиняемых.

По делам об общественно опасных деяниях невменяемых при производстве предварительного следствия, согласно ч. 2 ст. 443 УПК, должны быть выяснены следующие обстоятельства:

  1. время, место, способ и другие обстоятельства совершенно­го общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом;

  2. совершение лицом общественно опасного деяния, преду­смотренного уголовным законом;

  3. наличие у лица, совершившего общественно опасное дея­ние, предусмотренное уголовным законом, психического забо­левания в прошлом, степень и характер психического заболева­ния в момент совершения общественно опасного деяния и ко времени производства по уголовному делу;

  4. поведение лица, совершившего общественно опасное деяние,предусмотренное уголовным законом, как до его совершения,так и после;

5) характер и размер ущерба, причиненного общественноопасным деянием, предусмотренным уголовным законом.

Когда у следователя, дознавателя при проведении предвари­тельного расследования, а у суда — в ходе судебного разбирате­льства возникает сомнение по поводу вменяемости лица, совер­шившего общественно опасное деяние, либо его способности са­мостоятельно защищать свои права и законные интересы в уго­ловном процессе, то они назначают судебно-психиатрические экспертизы в соответствии с требованиями п. 3 ст. 228 УПК.

Такие сомнения у следователя, дознавателя или суда могут воз­никнуть в связи с неадекватным поведением подозреваемого, обвиняемого в ходе проведения их допроса, других следствен­ных действий с их участием, наличием сведений о том, что ранее лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотрен­ное уголовным законом, проходило лечение по поводу психиче­ского заболевания, показаниями членов семьи, родственников, соседей, знакомых этого лица о его психическом заболевании.

Судебно-психиатрической экспертизой устанавливается на­личие у лица, совершившего общественно опасное деяние, пре­дусмотренное уголовным законом, психического заболевания не только ко времени производства по уголовному делу, но и в прошлом, а также степень и характер психического заболева­ния в момент совершения общественно опасного деяния. Это необходимо для того, чтобы определить, совершал ли он преду­смотренное уголовным законом деяние во вменяемом состоя­нии и поэтому является субъектом совершенного преступле­ния, в связи с чем подлежит уголовной ответственности после прохождения принудительного лечения по постановлению (опре­делению) суда, либо в момент совершения общественно опасно­го деяния, предусмотренного уголовным законом, был в невме­няемом состоянии и поэтому к нему должны быть применены только принудительные меры безопасности и лечения.

Устанавливается также следователем в ходе предваритель­ного следствия и судом в судебном разбирательстве поведение лица, совершившего общественно опасное деяние, предусмот­ренное уголовным законом, как до его совершения, так и после. Тем самым, помимо установления степени общественной опас­ности самого деяния, определяется общественная опасность этого лица, что влияет на назначение судом принудительных мер безопасности и лечения, предусмотренных ст. 101 УК.

По смыслу ч. 1 ст. 235 УПК судебно-психиатрическая экс­пертиза может быть проведена амбулаторно. Если при назначе­нии и проведении судебно-психиатрической экспертизы возни­кает необходимость в стационарном наблюдении, то подозрева­емый или обвиняемый может быть помещен в государственную организацию здравоохранения. В случаях, когда подозревае­мый или обвиняемый не содержится под стражей, постановле­ние следователя, органа дознания должно быть санкционирова­но прокурором или его заместителем.

Пострадавшие от преступления или общественно опасного деяния невменяемого вправе, согласно ст. 148 и 149 УПК, тре­бовать возмещения вреда. Поэтому по указанным уголовным делам должен быть установлен характер и размер ущерба, при­чиненного общественно опасным деянием. Обязанность доказывания характера и размера ущерба лежит на органе уголов­ного преследования. Следует отметить, что относительно при­чиненного вреда в п. 4 ч. 1 ст. 89 и в п. 5 ч. 2 ст. 443 УПК приме­нены разные термины. Если в п. 4 ч. 1 ст. 89 УПК речь идет о характере и размере вреда, то в п. 5 ч. 2 ст. 443 УПК — о харак­тере и размере ущерба. Гражданским законодательством опре­деляется, что психически больные лица причиняют вред, хотя он ими причиняется невиновно (ст. 947 ГК). Поэтому представ­ляется целесообразным в п. 5 ч. 2 ст. 443 УПК заменить слово «ущерба» на слово «вреда». Это вытекает также из содержания ч. 1 ст. 148 и ч. 1 ст. 149 УПК.

Все следственные и другие процессуальные действия по уго­ловным делам об общественно опасных деяниях невменяемых и лиц, заболевших психической болезнью после совершения пре­ступления, производятся по общим правилам, установленным УПК. Если производство следственных действий с участием лица, совершившего общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, в силу психического состояния данного лица является невозможным, следователь составляет об этом протокол с соблюдением требований ст. 193 и 194 УПК (ч. 4 ст. 443 УПК). Это правило должно распространяться не только на проведение следственных действий, но и на производство других процессу­альных действий, когда невозможно участие этих лиц. В част­ности, должен быть составлен такой протокол, когда в соответ­ствии с ч. 5 ст. 227 УПК не объявляется постановление о назна­чении судебно-психиатрической экспертизы лицу, если его психическое состояние делает это невозможным, при оконча­нии предварительного следствия и предъявлении уголовного дела для ознакомления участникам уголовного процесса, ука­занным в ст. 256 и 257 УПК.

Невозможность участия лица, совершившего общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, в произ­водстве следственных и других процессуальных действиях определяется, в отличие от случаев, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 246 УПК, самим следователем на основе заключения судеб­но-психиатрической экспертизы.

По уголовным делам об общественно опасных деяниях не­вменяемых или по делам о преступлениях лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления, обяза­тельно участие защитника. До проведения судебно-психиат­рической экспертизы защитник может участвовать в деле, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 45 УПК, обязательно участ­вует, с момента вынесения в отношении лица постановления о возбуждении уголовного дела, а также с момента фактического задержания, применения меры пресечения, признания лица подозреваемым или предъявления обвинения. Если защитник до назначения судебно-психиатрической экспертизы и установ­ления, что подозреваемый или обвиняемый является невменяе­мым, в деле не участвовал, он допускается к участию в деле с момента установления невменяемости подозреваемого или об­виняемого. Об этом в ст. 443 УПК не говорится, но это вытекает из содержания п. 4 ч. 1 ст. 45 и ст. 446 УПК.

При производстве предварительного следствия в соответст­вии с ч. 1 и 2 ст. 56 УПК по этим делам также обязательно уча­стие законного представителя.

Закончив предварительное следствие, следователь по его ре­зультатам принимает в соответствии с ч. 1 ст. 444 УПК одно из следующих решений: о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд для решения вопроса о применении при­нудительных мер безопасности и лечения; о прекращении про­изводства по уголовному делу.

Следователь принимает решение о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд для решения вопроса о при­менении принудительных мер безопасности и лечения при уста­новлении оснований для применения к лицу, совершившему об­щественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, этих мер. Основания для принятия следователем такого решения те же, которые предусмотрены ч. 1 ст. 255 УПК при окончании предварительного расследования с передачей дела прокурору для направления в суд.

Основаниями для передачи уголовного дела прокурору для направления в суд для решения вопроса о применении прину­дительных мер безопасности и лечения являются:

  1. выполнение всех следственных действий по уголовному делу;

  2. наличие достаточных доказательств, которыми установ­лены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по такому уголовному делу, предусмотренные ч. 2 ст. 443 УПК.

Приняв такое решение, следователь производит процессуа­льные действия, предусмотренные ст. 255—262 УПК: уведомля­ет об окончании предварительного следствия потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их предста­вителей, а также защитника и законного представителя невме­няемого, разъясняет им право знакомиться с уголовным делом и заявлять ходатайства о дополнении предварительного рассле­дования или принятии по делу иных решений, назначает время ознакомления с делом, а при их прибытии разъясняет им поря­док, условия и сроки ознакомления с делом и предъявляет им дело для ознакомления. Об ознакомлении с делом этих участни­ков уголовного процесса следователь составляет протокол. Если в ходе ознакомления с делом были заявлены ходатайства, сле­дователь их разрешает в порядке, предусмотренном ст. 135—137, 196 и 259 УПК. В случае удовлетворения ходатайств указанные участники уголовного процесса должны быть ознакомлены с дополнительно собранными материалами.

Выполнив указанные действия, следователь выносит по­становление о передаче уголовного дела прокурору для направ­ления в суд для решения вопроса о применении принудитель­ных мер безопасности и лечения в соответствии с требованиями ст. 444 УПК.

В этом постановлении должны быть указаны: время и место его вынесения, кем оно составлено; сведения о личности лица, совершившего общественно опасное деяние, предусмотренное уго­ловным законом, в состоянии невменяемости или заболевшего психической болезнью после совершения преступления; общест­венно опасное деяние (деяния), предусмотренное уголовным за­коном, совершенное этим лицом; уголовный закон (пункт, часть, статья), которым предусматривается это общественно опасное деяние (деяния).

Согласно ч. 2 ст. 444 УПК, в постановлении о передаче уголов­ного дела прокурору для направления в суд должны быть также изложены обстоятельства дела, установленные в ходе предвари­тельного следствия, и основания для применения судом принуди­тельных мер безопасности и лечения.

Постановление должно заканчиваться решением следователя о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд.

Поскольку, согласно ч. 2 ст. 442 УПК, порядок уголовного процесса по применению принудительных мер безопасности и лечения определяется общими правилами УПК и гл. 46 УПК, то по таким делам также должны быть составлены документы, предусмотренные ст. 261 и 262 УПК.

Постановление вместе с уголовным делом направляется про­курору, который при согласии с постановлением передает дело в суд, а при несогласии возвращает дело для производства допол­нительно предварительного следствия. При отсутствии основа­ний для применения принудительных мер безопасности и лече­ния прокурор прекращает производство по уголовному делу (ч. 3 ст. 444 УПК).

Если предварительное расследование уголовного дела или руководство следственной группой осуществлялось прокуро­ром, то им выносится постановление о прекращении производ­ства по уголовному делу либо о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер безопасности и лечения.

В соответствии с ч. 1 ст. 444 УПК следователь по окончании предварительного следствия принимает решение о прекраще­нии производства по уголовному делу: в случаях, предусмот­ренных ст. 250 УПК; в случаях, когда по характеру совершенно­го общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и своему психическому состоянию лицо, совершившее это деяние, не представляет опасности для общества.

Основаниями к прекращению предварительного следствия, предусмотренными ст. 250 УПК, являются:

  1. обстоятельства, исключающие производство по уголовно­му делу (ч. 1 ст. 29 УПК);

  2. освобождение лица от уголовной ответственности (ч. 1и I1 ст. 30 УПК);

  3. недоказанность участия подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (ч. 2 ст. 250 УПК).

По основаниям, указанным в ч. 1 и I1 ст. 30 УПК, производ­ство по уголовному делу об общественно опасных деяниях не­вменяемых следователем не может быть прекращено. Во-пер­вых, производство по уголовным делам по этим основаниям на стадии предварительного расследования может быть прекраще­но только прокурором. Во-вторых, это основания к прекраще­нию производства по уголовным делам с освобождением лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности. А лица, находившиеся в состоянии невменяемости во время со­вершения общественно опасного деяния, как было отмечено выше, вообще не подлежат уголовной ответственности.

Также не по всем основаниям, указанным в ч. 1 ст. 29 УПК, может быть прекращено производство по уголовному делу об об­щественно опасных деяниях, совершенных лицами в состоянии невменяемости. Например, не может быть прекращено произ­водство по такому делу за отсутствием в деянии состава преступ­ления, вследствие акта амнистии, за примирением лица, постра­давшего от преступления с обвиняемым по делам частного обви­нения, при наличии оснований для освобождения от уголовной ответственности, предусмотренных статьями Особенной части УК.

О прекращении производства по уголовному делу следова­тель выносит постановление в порядке, предусмотренном ст. 251 и 252 УПК.

При прекращении производства по уголовному делу, когда по характеру совершенного общественно опасного деяния, пре­дусмотренного уголовным законом, и своему психическому со­стоянию лицо, совершившее это деяние, не представляет опасно­сти для общества, но является психически больным, следова­тель или прокурор сообщают о нем в орган здравоохранения по месту его жительства.

В соответствии со ст. 142, 254 УПК предварительное рассле­дование уголовного дела может быть возобновлено в случае от­мены постановления следователя прокурором или судом.