Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК Уголовный процесс.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
6.81 Mб
Скачать

Вопрос 3.Специальные принципы уголовного процесса.

К специальным принципам, общим для всех стадий уголов­ного процесса, относятся принципы: обеспечения подозревае­мому, обвиняемому права на защиту; всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела; оцен­ки доказательств по внутреннему убеждению.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту

Этот принцип относится к числу специальных принципов уголовного процесса. Ранее принцип обеспечения права на за­щиту был отражен в Конституциях СССР и БССР. В частности, в ст. 158 Конституции СССР 1977 г. и ст. 157 Конститу­ции БССР 1978 г. прямо указывалось, что обвиняемому обеспе­чивается право на защиту. В Конституции Республики Бела­русь 1994 г. этот принцип не закреплен.

В статье 62 Конституции Республики Беларусь указано, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуще­ствления и защиты прав и свобод, в том числе право пользова­ться в любой момент помощью адвокатов и других своих пред­ставителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, орга­низациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотрен­ных законом, юридическая помощь оказывается за счет госу­дарственных средств.

Это конституционное положение по своему содержанию не может быть признано принципом обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Во-первых, оно распространя­ется не только на уголовно-процессуальную деятельность. Юри­дическая помощь гражданам оказывается и при разрешении вопросов, возникающих из гражданско-правовых, брачно-се-мейных, земельных, трудовых, пенсионных, жилищных и дру­гих правоотношений. Во-вторых, это положение не отражает полностью содержания принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Оказание юридической помо­щи — только часть, при этом не самая основная, этого принци­па. В соответствии с ч. 6 ст. 44 УПК адвокат, дающий юридиче­скую консультацию подозреваемому или обвиняемому в случа­ях, предусмотренных п. 5 ч. 2 ст. 41 и п. 4 ч. 2 ст. 43 УПК, счита­ется на это время их защитником. С согласия подозреваемого или обвиняемого он может участвовать в качестве защитника в дальнейшем производстве по уголовному делу. Однако право иметь защитника при производстве по материалам и уголов­ным делам — только одно из тех, которыми наделены подозрева­емый и обвиняемый в уголовном процессе. Поэтому оказание за­щитником юридической помощи подозреваемому и обвиняемо­му является только частью принципа обеспечения права подо­зреваемого и обвиняемого на защиту и входит в его содержание.

Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту закреплен в ст. 17 УПК. Этой статьей установлено, что эти участники уголовного процесса имеют право на защиту. Это право они могут осуществлять как лично, так и с помощью защитника в порядке, установленном УПК.

Важной частью содержания этого принципа является то, что подозреваемому и обвиняемому в уголовном процессе предо­ставлены широкие права, осуществляя которые они могут само­стоятельно защищать свои права и законные интересы. Если они считают, что не смогут лично осуществить свое право на за­щиту, им предоставлено право пригласить защитника. В уста­новленных в п. 2—6 ч. 1 ст. 45 УПК случаях участие защитника при производстве по уголовному делу обязательно, даже если подозреваемый или обвиняемый отказываются от защитника. В таких случаях, а также в случаях, когда подозреваемый, обви­няемый ходатайствуют об участии защитника и защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, а также другими лицами по их поручению лица, ведущие производство по материалам и уголовному делу, обязаны обеспечить участие защитника подозреваемого, обви­няемого. В соответствии с ч. 8 ст. 46 УПК заведующий юриди­ческой консультацией или президиум коллегии адвокатов, а также орган, ведущий уголовный процесс, в производстве ко­торого находится уголовное дело, вправе освободить подозрева­емого, обвиняемого полностью или частично от оплаты юриди­ческой помощи.

Если адвокат участвовал в дознании, предварительном след­ствии и в судебном разбирательстве по назначению без заклю­чения соглашения с клиентом, то оплата его труда производит­ся за счет государства в порядке, определяемом Советом Мини­стров Республики Беларусь. По усмотрению суда возмещение расходов государству может быть возложено на осужденного или его законного представителя, за исключением расходов по оплате труда адвоката при даче им бесплатной консультации подозреваемому или обвиняемому до начала первого допроса.

В содержание этого принципа входит также и то, что орган уголовного преследования и суд при проведении следственных и иных процессуальных действий обязаны разъяснить подозре­ваемому, обвиняемому их права и обеспечить возможность за­щищаться установленными законом средствами и способами, а также обеспечить охрану их личных и имущественных прав.

Это заключается в том, что орган, ведущий уголовный про­цесс, обязан рассмотреть все заявленные подозреваемым и об­виняемым ходатайства и не вправе отказать в их удовлетворе­нии, если они имеют значение для дела или вытекают из предо­ставленных им прав, например, об обеспечении участия пере­водчика, об ознакомлении с протоколами следственных и дру­гих процессуальных действий и др. Должны быть приняты и рассмотрены в установленные законом сроки жалобы подозре­ваемого и обвиняемого на действия и решения органа уголовно­го преследования и суда. Орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять необходимые меры попечения о детях, ижди­венцах и по обеспечению сохранности имущества подозревае­мого и обвиняемого при заключении их под стражу.

Принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела

В соответствии со ст. 18 УПК в ходе предварительного рас­следования орган уголовного преследования обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, собрать доказательства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных ин­тересов участвующих в уголовном деле лиц.

Воздействие в какой бы то ни было форме на орган уголовно­го преследования с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголов­ного дела запрещается и влечет установленную законом ответ­ственность (ч. 4 ст. 27 УПК).

В судебном заседании суд, сохраняя объективность и бес­пристрастность, обеспечивает сторонам обвинения и защиты необходимые условия для реализации их прав и выносит реше­ние о виновности либо невиновности обвиняемого только на основе достоверных доказательств, подвергнутых в судебном разбирательстве всестороннему, полному и объективному ис­следованию и оценке.

В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 388 и ч. 1 ст. 413 УПК одно­сторонность или неполнота судебного следствия, несоответст­вие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим об­стоятельствам уголовного дела являются основаниями к отме­не или изменению приговора при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке и в порядке надзора.

Всестороннее исследование обстоятельств уголовного де­ла — это исследование по делу всех версий, собирание и иссле­дование как обвинительных, так и оправдательных доказа­тельств, установление как отягчающих, так и смягчающих вину обвиняемого обстоятельств.

Полное исследование обстоятельств уголовного дела — это установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указанных в ст. 89 УПК. Если по уголовному делу какое-либо из этих обстоятельств не установлено, то иссле­дование обстоятельств по делу считается неполным. Это являет­ся основанием для возвращения прокурором следователю, ор­гану дознания уголовного дела для производства дополнитель­но предварительного расследования, а в случае, когда уголовное дело направлено прокурором в суд, то судом не может быть принято законное и обоснованное решение по делу до тех пор, пока это обстоятельство не будет установлено. О полноте иссле­дования обстоятельств уголовного дела свидетельствует также и выявление органом уголовного преследования при производ­стве дознания и предварительного следствия причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Объективное исследование обстоятельств уголовного де­ла — это беспристрастное, непредвзятое отношение органов уго­ловного преследования к расследованию, а суда — к рассмотре­нию уголовного дела, позволяющее выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также об­стоятельства, отягчающие и смягчающие его ответственность, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в исследовании обстоятельств уголовного дела. Объективность исследования обстоятельств уголовного дела обеспечивается требованием закона о том, что судья, прокурор, следователь, до­знаватель, эксперт, переводчик, понятой и иные участники уго­ловного процесса не могут принимать участие в производстве по уголовным делам, если они лично, прямо или косвенно, заинте­ресованы в исходе данного дела (ст. 77—87 УПК). Исследование обстоятельств уголовного дела должно осуществляться в соот­ветствии с правилами, установленными уголовно-процессуаль­ным законом. Содержанием принципа всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела охватывается установленный ч. 3 ст. 18 УПК запрет на принуж­дение к даче показаний и объяснений путем насилия, угроз и иных незаконных мер.

Принцип оценки доказательств по внутреннему убеждению

Это специальный принцип уголовного процесса, закреплен­ный в ст. 19 УПК. Сущность его заключается в том, что суд, ор­ган уголовного преследования оценивают доказательства, руко­водствуясь законом и своим внутренним убеждением, осно­ванным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств уголовного дела в их совокупности.

Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения от-носимости, допустимости, достоверности, а все собранные дока­зательства в их совокупности — с точки зрения достаточности для окончания предварительного расследования и разрешения уголовного дела в судебном разбирательстве (ч. 1 ст. 105 УПК).

Принцип оценки доказательств по внутреннему убеждению осуществляется на всех стадиях уголовного процесса. Доказа­тельство может быть оценено как во время его получения, так и в совокупности с другими имеющимися в материале или уго­ловном деле доказательствами.

Следователь, дознаватель во время осмотра места происшест­вия могут обнаружить какой-либо предмет. Они здесь же оценивают его с точки зрения относимости к материалу либо уголовно­му делу после его возбуждения. В случае, когда они приходят к выводу о том, что предмет имеет отношение к совершенному пре­ступлению, осматривают его, результаты осмотра фиксируют в протоколе и изымают в качестве вещественного доказательства.

Решение о привлечении лица в качестве обвиняемого следо­ватель, орган дознания могут принять, когда убеждены, что это лицо причастно к совершению преступления и собрано доста­точно доказательств для предъявления ему обвинения. Если та­кого убеждения у них пока не имеется, они не вправе привле­кать кого-либо в качестве обвиняемого и обязаны продолжать производство следственных и иных процессуальных действий по собиранию доказательств.

Закончить предварительное расследование следователь, до­знаватель могут только тогда, когда они выполнили все необхо­димые следственные действия по уголовному делу и у них сфор­мировалось убеждение о том, что по делу собраны достаточные доказательства для передачи дела прокурору для направления в суд. Прокурор направляет уголовное дело в суд, когда, изучив его, приходит к убеждению о том, что по делу установлены все об­стоятельства, подлежащие доказыванию, и имеется достаточно доказательств для направления дела в суд. В данном случае убеждения прокурора, а также следователя, органа дознания, до­знавателя относительно собранной по делу совокупности доказа­тельств совпадают. Если же у прокурора по делу относительно со­бранных доказательств убеждение иное, чем у следователя, орга­на дознания, дознавателя, он возвращает уголовное дело им для производства дополнительно предварительного расследования.

Если суд по результатам исследования в ходе судебного раз­бирательства собранных по делу доказательств приходит к убеждению, что виновность обвиняемого в совершении преступ­ления ими подтверждается, то выносит обвинительный приго­вор. Когда же у суда убеждение относительно виновности обви­няемого в совершении преступления иное, чем у органа уголов­ного преследования, то он выносит оправдательный приговор либо, если считает, что предъявленных доказательств недоста­точно для постановления приговора, в соответствии с ч. 5 ст. 302 УПК по ходатайству сторон приостанавливает производ­ство по делу на срок до одного месяца и предлагает государст­венному обвинителю организовать проведение дополнительно следственных и иных процессуальных действий для получения новых доказательств, подтверждающих или опровергающих предъявленное обвинение.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 УПК никакие доказательства для органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда не имеют заранее установленной силы. Это означает, что прежде чем принимать какое либо решение по уголовному делу, орган, ведущий уголовный процесс, обязан проверить достоверность до­казательств и оценить их достаточность, а также с точки зрения их относимости и допустимости. Если имеющиеся в деле доказа­тельства вызывают какие-либо сомнения, то все сомнения толку­ются в пользу обвиняемого. Приговор не может быть основан на предположениях. Орган уголовного преследования и суд могут принимать решения по материалу или уголовному делу лишь в случаях, когда убеждены, что обстоятельства совершенного пре­ступления исследованы всесторонне, полно и объективно.