Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Патриотическая идеология РТГП.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
5.16 Mб
Скачать

Раздел IV. Общая теория правовой культуры

Глава 4.1. Сущность правовой культуры

§4.1.1. Концептуальные подходы к определению категории «правовая культура» в юридической науке

В теории права нет единства мнений по поводу определения понятия «правовая культура». Обусловлено это тем, что в культурологи также не существует общепризнанной дефиниции «культуры».

В современной науке насчитывается более 400 определений понятия «культура», которые характеризуются различными подходами к данному понятию. Так, с философской точки зрения понимание культуры можно разделить на три подхода: антропологический, социологический и философский (Л.Е. Кертман, В.М. Полищук)1896. Согласно антропологам, культура – это всё, что создано веком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация (Л. Бернард). Культура в социологическом смысле – это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпритацию жизненного опыта (У. Беккет). В философском смысле культура понимается как содержание или способ бытия общества, как относительно нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации1897.

Сам термин «культура» берет свое начало от латинского слова cultura, которое означало возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, выращивание, обрабатывание и обозначало функцию, связанную с приобретением знания, опыта, целенаправленным воздействием человека на природу1898. Впервые в литературе слово «культура» как теоретический термин было употреблено в работе «Тускуланские диспуты» римского юриста, оратора и философа Цицерона (45 г. до н.э.).

В средние века появились понятия «духовная культура» и «умственная культура». В эпоху Возрождения с этим словом связывали совершенствование человеческих индивидов, соответствие их гуманистическому идеалу. В России термин «культура» впервые был определен в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова в 1846 г. и характеризовал деятельность для пробуждения дремлющих в человеке сил. В.Даль определял «культуру» как «обработку и уход, возделывание, возделка; образование умственное, нравственное».

В середине XVIII в. во французском языке появился термин «цивилизация», в качестве антипода понятию «варварство».

В настоящее время чаще всего термины «культура» и «цивилизация» рассматриваются как синонимы. Однако еще в XVIII в. И. Кант наметил различия между этими понятиями, а в начале XX в. О. Шпенглер противопоставил их. В 40-х гг. XX столетия И.А. Ильин вновь разграничил эти понятия. «Культура духовна, первична, творчески целенаправленна, органична, - писал он. – Цивилизация технична, вторична, размножена, механистична, вещественно и инструментально создаваема. Культура касается внутреннего мира, самого значительного в нем, святого, главного. Цивилизация касается более внешнего, полезного, материального, второстепенного»1899.

«Нет ничего менее определенного, чем это слово «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать ее к целым векам и народам»1900, - писал немецкий философ второй половины XVIII - начала XIX в. И. Гердер.

По мнению И.А. Иванникова, культуры различных исторических эпох классифицируются:

  1. по степени агрессивности – на агрессивные и неагрессивные;

  2. по характеру влияния на здоровье нации на конструктивные и диструктивные;

  3. по характеру ориентации на материальные или духовные ценности – на материальные и духовные;

  4. по отношению к справедливости – на справедливые и несправедливые1901.

Важно понимать, что к культуре относятся лишь положительные достижения человека и общества. Культуре противостоит антикультура, включающая в себя все факторы отрицательной человеческой деятельности, препятствующие нормольному развитию личности и общества1902.

Следовательно, культура есть система духовных ценностей, воплощающаяся в жизни людей через их творчество в повседневном быту.

Наряду с этим в юридической науке имеется множество подходов к пониманию правовой культуры. По данным Е.А. Певцовой, в современной юриспруденции насчитывается около 250 различных дефиниций правовой культуры1903.

Правовая культура – это «совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества»1904, считает Н.Н. Вопленко; это «совокупность знаний умений применять их на деле, обеспечить законность»1905, утверждают П.П. Баранов и А.П. Окусов; это «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гнарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»1906, - пишет Семитко и т.д.

Так, В.П. Сальников отмечает: «Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям»1907.

«Правовая культура, - считает Ю.Н. Тодыка, - это соответствующее качество правовой жизни общества, уровень его развития»1908.

Профессор А.Б. Венгеров отмечает, что правовая культура – это «более высокая и емкая форма правосознания»1909.

Кроме того, под правовой культурой понимается также обусловленное всем соцалным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания в целом и уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

С точки зрения А.С. Бондарева, «категория «правовая культура» должна, … характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъектов права и коллективных, и индивидуальных, отражать и фиксировать степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных интересов и потребностей»1910.

Самое удачное определение правовой культуры предлагает И.А. Иванников, отмечающий, что «правовая культура – это одна из форм социально значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, которая выражается в правовых нормах, институтах, в способности оценки этих явлений и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение.»1911

Таким образом, некультурное поведение, с точки зрения права, - это негативное нигилистическое отношение индивидов, их объединений к юридическим нормам, нарушение действующего законодательства. В силу такого понимания правовой культуры всякое противоправное поведение есть антикультура, а поэтому звучит абсурдным утверждение о существовании криминальной субкультуры или культуры. Культура, в отличие от антикультуры, не несет в себе разрушения.

Правовая культура есть только живое «человеческое явление» Она живёт только в правовом сознании и правомерном поведении всех субъектов права, действующих именно в данное время и в данном правовом пространстве. Правовая культура «живёт дотех пор, пока действуют правомерно субъекты права – носители правовой культуры данного исторического типа»1912.

С уходом с исторической арены того или иного общества, действующего на основе определённого типа права, закономерно уходит его правовая культура данного типа именно вследствие того, что исчезают субъекты данного типа права как их созидатели и носители, обладавшие определённым уровнем правовых знаний, правовых умений, навыков, сформировавшихся в полной мере свою правовую убеждённость, а следовательно, совершавшие правомерные действия. Правовая культура имеет две стороны, неразрывно связанные между собой, обуславливающие друг друга: внешнюю – видимую и внутреннюю – невидимую. Видимая (внешняя) сторона правовой культуры предстаёт перед нами в форме правомерного поведения, а невидимая (внутренняя) находится в правосознании субъектов права в виде их правовых знаний и правовой убеждённости, мотивирующих и направляющих их правомерную деятельность. Невидимая, находящаяся в правосознании субъектов права, часть правовой культуры непосредственно не оказывают влияния на окружающих именно вследствие невидимости окружающими налицчия правовых знаний, правовой убеждённости субъектов права. И только через свою внешнюю, видимую окружающим сторону правовая культура субъектов через их правомерное поведение обнаруживает себя, делается доступной для непосредственного восприятия окружающих, их оценки и соответствующего реагирования. Так, посредством «оживлённых» своей правовой культурой правовых норм все субъекты права становятся в той или иной мере участниками правовой социализации в действующем обществе1913.

Правовая культура субъектов права может быть также материализована (опредмечена) и выражена в тех или иных предметах правовой культуры. К примеру, правовая культура законодателя материализуется в таких предметах его культуры, как опубликованные им законы либо правовые прецедентные судебные решения и т.д., правовая культура учёного юриста может быть опредмечена, выражена в форме научной статьи, монографии на правовую тему не нигилистического характера, в виде проекта нормативного правового акта и т.п.; правовая культура рядовых граждан может быть материализована, опредмечена в письменных правомерных договорах (на папирусе, бересте, как в древности, а теперь – на бумаге, дисукетах, дисках и т.д.), в письмах депутатам законодательных органов власти с предложениями принятия такого-то нового правового нормативного акта либо изменения и дополнения уже существующих и т.п. Произведённые на свет субъектом права предметы правовой культуры начинают сейчас же «жить» своей самостоятельной жизнью, наряду с его «живой» правовой культурой, оказывая самостоятельное воздействие на правовую жизнь общества, причём, возможно, даже не то, на которое рассчитывал их создатель. А в ряде случаев предметы правовой культуры являются передаточным первостепенным средством воздействия правовой культуры одних субъектов права на правовую культуру других1914.

Таким образом, прежде всего через свои предметы (правовые нормативные акты, акты правоприменения и т.д.) правовая культура общества оказывает воздействие на субъектов индивидуальных и групповых правовых культур.

Важно заметить, что предметы правовой культуры в отличие от правовой культуры могут действовать, оказывать влияние в той или иной мере не только при жизни, но и после «смерти» их создателей и носителей – индивидуализированных и коллективных субъектов права. Причём это влияние на судьбы правовой культуры последующих поколений и типов правовых культур не только одной, но и многих стран, а возможно, и всего человечества может быть весьма существенным, как, к примеру, предметов римской правовой культуры1915.

Крупный исследователь эпохи формирования права Западной Европы Г. Дж. Берман подробно прослеживает огромное влияние предметов римской правовой культуры на этот процесс, в частности, два направления влияния: через каноническое право и через университеты1916. Исследуя корни канонического права, Г. Берман приходит к выводу, что церковные законы как на западе, так и на Востоке испытали сильное влияние римского права. Были заимствованы различные понятия и нормы классического и послеклассического римского права, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров. Продукты римской правовой культуры (законы, кодексы, отдельные нормы рисского права, целые правовые институты, письменные заключения по тем или иным конкретным юридическим вопросам авторитетных римских юристов и т.д.) оказали огромное влияние на правовую культуру Европы не только через систему канонического права, но и через обработку и распространение его через европейские университеты.

Как пишет Г. Берман, к концу XI в. н.э. вновь открытые и переписанные тексты римского права начали изучать в разных городах Италии и других стран. Студенты объединялись и нанимали на год учителя, чтобы он объяснял им эти тексты. Одним из первых, ставший в XII – XIII вв. наиболее крупным и образцовым, был университет в г. Балонье, в котором одновременно изучали право до десяти тысяч студентов. По мнению учёного, важно, что в Болонье с самого начала преподавался текст римского права, составленный юристами Юстиниана в VI в. н.э. Возможно даже, что сама школа была основана в основном для изучения этого текста. Сохранившийся основной «продукт» давно «умершей» развитой римской правовой культуры состоял из четырёх частей: Кодекса, в который входили ордонансы и решения рисских императоров до Юстиниана; Новелл, содержащих законы самого Юстиниана; Институций, краткого учебника для начинающих студентов-юристов; Дигест в пятидесяти книгах, в которых было собрано множество отрывков из сочинений римских юристов по весьма широкому кругу правовых вопросов.

Для исследователя правовой культуры весьма интересен процесс распредмечивания «продукта» римской правовой культуры в школах права XII столетия. Обычно его описывают следующим образом. Первостепенное значение в университетах отдавалось изучению Дигест, причём чтению их текста вслух. Лекция преподавателя состояла в том, что он читал перед аудиторией текст Дигест, а студенты следили заним по своим взятым в аренду рукописям и делали необходимые поправки. Если купить тексты студент был не в состоянии, то ему приходилось заучивать его наизусть. После чтения текста учитель растолковывал (как говорилось - глоссировал) его слово за словом, строчка за строчкой. Студенты записывали диктуемое между строчками своих копий – текстов1917.

Современное отечественное образование юристов также базируется на изучении фундамента цивилистики – римского права.

В заключении особо следует отметить, что «правовая культура субъектов права в высокоразвитом своём состоянии делает открытыми горизонты их правовой свободы в правовом пространстве общества и обеспечивает юридическую ответственность их за свободу других»1918.

Вместе с тем, понятие правовой культуры будет всегда субъективно и однозначно не определено, так же как и понятия «культура» и «право».