Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Melnikova_M_V_Chaynoe_chuvstvo.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
397.82 Кб
Скачать

5. Атмосфера чая:

природа, образы и творения рук человеческих

.

Внешняя и внутренняя красота чая требует, чтобы ею наслаждались в определенной обстановке. Наилучшим образом гармонируют с чаем природные парки, сады Китая. В таких местах всегда есть маленькие чайные, где можно попробовать чай, выросший где-то неподалеку.

Созерцание живой природы - зелень травы и деревьев, ароматы цветов и земли, щебет птиц, порхание бабочек – создает именно то настроение, которое идеально соответствует чайной сути. Прекрасны ощущения от чая, который пьется в местах с видом на водоемы, в первую очередь, озера. Вода и пространство, в котором рассеиваются звуки и запахи, закат или восход солнца, чай в фарфоровой чашке или прозрачном стакане – все это дает душе восторг от единения с природой, от ощущения себя частью мироздания.

Великолепен чай Изумрудные Спирали Весны (Би Ло Чунь) в беседке на горе с видом на Великое озеро (Тайху), прекрасен Колодец Дракона в чайной на берегу Западного озера (Сиху)! Поэзией напоен даже воздух, из него рождаются легенды и пленяют каждого, кого судьба привела в эти места.

В те давние времена, о которых ничего не написано и о которых никто не помнит, жили два друга-волшебника. Однажды они развлекались, пытаясь наделять обыденные предметы необыкновенной красотой, и превратили серый камешек в жемчужину. Жемчужина получилась такой красивой, что друзья не могли отвести от нее глаз. Она блестела и озаряла своим cветом все вокруг: трава становилась изумрудной, распускались цветы. А люди, которых касался свет, исходящий от жемчужины, испытывали огромное счастье. Волшебники были в восторге от своей работы!

Узнала об этой жемчужине Небесная Владычица и решила, что место этой волшебной драгоценности - в ее небесном дворце. Ее слуги украли жемчужину у друзей-волшебников, пока те спали, и унесли ее на небо.

Утром волшебники обнаружили пропажу и помчались в небесный дворец. В это время Владычица пыталась найти своему приобретению достойную оправу, и ничего у нее не получалось: и золото, и серебро, и нефрит были слишком просты для волшебной жемчужины. Раздосадованная неудачей и появлением несчастных волшебников Владычица швырнула жемчужину вниз, на землю. Два друга бросились вслед за своим сокровищем. Достигнув земли, жемчужина обратилась невиданной красоты озером. А волшебники, не в силах расстаться ни друг с другом, ни с драгоценностью, стали двумя холмами на берегах этого озера. Так появилось на земле Западное озеро (Сиху). Вскоре в этих местах возник город Ханчжоу.

Возникновение Великого озера (Тайху) окутано легендами. В стародавние времена, самыми прекрасными городами Китая считались Ханчжоу, Сучжоу, Хучжоу и Сяньчжоу. Первые три города существуют и поныне, а вот последний исчез. Одна из легенд рассказывает о бездушном, жестоком правителе Сяньчжоу, который не брезговал никакими средствами ради сохранения своей власти. Однажды этот вельможа убил собственными руками супруга Водяной Богини. Осознав, что натворил, правитель Сяньчжоу бросил бездыханное тело в колодец и завалил камнями. Он приказал всем жителям под страхом смерти молчать о том, где тело убитого.

Богиня Воды узнала о гибели супруга и поклялась покарать убийцу и весь город Сяньчжоу, который не выдал ей тела мужа для совершения похоронного обряда. В гневе, движима ненавистью ко всему на свете, она собрала в глиняный горшок всю воду Мира, чтобы обрушить ее на Сяньчжоу.

Но о намерениях Водяной Богини узнала Богиня Милосердия. Она очень встревожилась, ведь от такого количества воды погибнут и соседние ни в чем не повинные красавцы Ханчжоу, Сучжоу и Хучжоу. Богиня Милосердия обратилась дряхлой старушкой и пришла к Водяной богине. Когда старушка попросила у нее напиться, Богиня Воды ничего не заподозрила и подала ей тот самый глиняный горшок. Старушка в мгновение ока приняла свой настоящий облик и одним глотком выпила почти всю воду из этого горшка. Богиня Воды в ярости от неудавшейся мести отобрала свой глиняный горшок и с громовым криком швырнула его в сторону Сяньчжоу. Горшок разбился, а разлившейся воды хватило, чтобы город оказался похороненным на дне могучего озера. Таким был конец Сяньчжоу, ставший рождением Великого озера (Тайху). Говорят, что до сих пор рыбаки Тайху вылавливают старинные глиняные черепки и полагают, что это – осколки того самого горшка, который швырнула разгневанная Водяная Богиня.

Скорее философские, чем сказочные образы захватывают воображение путешественника – покорителя Желтых гор (Хуаншань). Многочасовой подъем к самым прекрасным вершинам этих увековеченных в китайской живописи гор непременно вознаграждается головокружительными впечатлениями от высоты неба, дали горизонта, величия сосен, причудливости скал. Новизна этих ощущений идеально дополняется чашкой чая. Среди вечности камня – маленькие отели, непримечательные с точки зрения стандартов и сервиса. Но там подают чай, и путешественник может окончательно соединиться с миром гор и ручьев, забыв обо всем, наблюдая за кружением чайного листа, вдыхая его аромат, тонкий, как силуэты самых дальних пиков Желтых гор. Кажется, что остановилось время, исчезло и прошлое, и будущее. Осталась одна лишь вечность, в сравнении с которой человеческая жизнь так же коротка, как ускользающая молодость вкуса зеленого чая этих гор.

Среди нескончаемых чайных плантаций предгорий Хуаншань затеряна деревня Сиди. Эта деревня существует уже почти тысячу лет, со времен Северной Сун. Здесь удивительным образом сохранились в первозданном виде здания, построенные во времена Цинской и Минской династий. Улицы, где тоже остановились часы, где путешественник чувствует себя гостем из другого мира, попавшим в прошлое – рай цветущего персика среди чайных холмов. Белые дома с серыми черепичными крышами, красные фонари над входом, оклеенным пожеланиями счастья и удачи. Там, где время не движется, спешить некуда. Эти впечатления прекрасно дополняет дикий зеленый чай с предгорий Хуаншань, который собирают жители деревни Сиди. Развитие чайного дела последнего столетия, как будто, прошло мимо этих мест, поэтому чай, как и сама деревня, - первозданный. Щепотку мелкого чая бросают в стакан с водой, и происходит чудо – крошечные, как незабудки, чайные почки нежного светлейшего зеленого цвета мгновенно распускаются на дне. Сладкий аромат уносится в воронку времени, горьковатый вкус превращается в сладкое послевкусие. Кажется, что в этих местах чай служит для отсчета времени: все неизменно, лишь чай каждый год новый, свежий.

В столице китайского фарфора городе Цзиндэчжэне чай звучит музыкой живописи. Здесь нет величия природы, это город мастеров. Жизнь целого города построена вокруг фарфора, вокруг его всемирной славы. Однако и среди глины, древних черепков, земли красного цвета, огня мастерских есть место чайному чуду.

Сохранившаяся до сегодняшнего дня старинная фарфоровая мастерская – здесь только дерево, глина и вода. Рядом маленькая чайная, где выставлена коллекция фарфора: вазы, чайники, сервизы, чаши, расписанные знаменитыми мастерами. Недалеко от столицы китайского фарфора производится один из лучших сортов чая провинции Цзянси – У Юань Маофэн (Ворсистые пики У Юаня). Насколько же едино сочетание именно этого чая с фарфором из Цзиндэчжэня! Нежное и живое звучание гучжэна приводит в трепет дух, причудливая роспись и белизна фарфора восхищают сердце, но чувствами владеет чай.

В другом городе мастеров – Исине, славном своей керамикой, в первую очередь древним искусством создания глиняных чайников, день любого мастера начинается с заваривания Исин Хунча (Красный Чай из Исина). Гостю – покупателю непременно будет предложено попробовать этот чай, заваренный в одном из произведений автора. Считается, что если этот чай хорош, то в том заслуга мастера, создавшего чайник. В плохом чайнике и чай будет нехорош. Однако сама обстановка - глина, шелест бамбука, гордое спокойствие мастера, фантазия форм и цвета – делают красный чай великолепным практически в любом исинском чайнике.

Любой из сортов Скалистого чая гор У-И будет великолепен в чайной с видом на Поток Девяти Изгибов (Цзю Цюань Си); в мощном, богатом тайваньском фарфоре в полной мере раскроется Дундин Улун; неземным окажется жасминовый чай среди элегантности пекинского парка Бэйхай; белый чай удивит тишиной в оазисе суматошного мегаполиса – шанхайском парке Гуйлинь. Чай неизменно остается частью природы, потому он так хорош в натуральном окружении. Но чай – и творение человеческих рук, произведение искусства, место которому - среди равных.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]