Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Историческая география.doc
Скачиваний:
100
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
763.9 Кб
Скачать

2. Размещение и движение населения России в пореформенный период

В пореформенный период с его бурным развитием всех отраслей народного хозяйства, ростом промышленного населения за счет земледельческого резко увеличилась подвижность населения, принесло изменения в его размещение по территории страны. На примере этой эпохи хорошо видны, с одной стороны, зависимость темпов роста и движения населения от хода и особенностей экономического развития, а с другой стороны влияние географических и демографических факторов на хозяйственную жизнь. В целом для анализа взяты данные за 1867, 1897 и 1916 г., которые позволяют изучить размещение движения населения в указанный период.

В последней трети 19 в. продолжалось перемещение населения на юг и восток страны, однако география его изменилась. Из районов колонизации выпадает Приуралье. Также снижается роль юго-востока, но колонизация его продолжается. Районами наиболее активного заселения на территории Европейской России были степной юг и особенно степное Предкавказье. При этом в степном юге население увеличивалось в основном за счет естественного прироста, а в Предкавказье за счет притока переселенцев. Усиливается переселенческое движение на восток. Наиболее интенсивным был приток населения в Казахстан и на Дальний Восток. Здесь население росло за счет притока извне.

Т.о., одним из направлений миграций населения были переселения в слабоосвоенные районы, которые располагали огромными массивами плодородных земель, что, в свою очередь, свидетельствует о тесной связи движения населения с природными условиями.

В данный период получило широкое развитие другое направление миграции населения - это перемещение населения в районы быстрого развития капиталистического промышленного производства. Они превращались в промышленные центры нечерноземной полосы. Наиболее существенным во второй половине 19 в. был приток населения в северо-западный район. Говоря о промышленном центре, следует отметить, что он в основном обладал собственными ресурсами рабочей силы. В то же время в пореформенный период прекратился отлив населения из промышленного центра. Полностью он прекратился в начале 20 в. Кроме того, интенсивный приток населения имел место в Закавказье. Здесь фактический прирост вдвое превышал естественный, что было связано с возникновением здесь нового промышленного района, в котором развивлась нефтяная промышленность. Более отчетливое представление о степенри мигации населения дает перепись 1897 г., в которой были зафиксированы жители, являющиеся уроженцами других губерний, а также местные уроженцы, проживающие в других местностях. Свыше 10 млн. чел. проживали в 1897 г. не в тех губерниях, уроженцами которых они являлись. В общем числе жителей доля уроженцев других губерний была наибольшей в районах наиболее интенсивного притока населения: северо-запад, степной юг, Предкавказье, Западная Сибирь и Дальний Восток. Наиболее интенсивным уход населения в другие районы был из черноземной полосы. 7-10% уроженцев черноземного центра Среднего Поволжья и Левобережной Украины проживали в других местах.

В целом перемещение населения в начале 20 в. шло по тем же направлениям, что и в последней трети 19 в. Но были и различия. Почти прекращается приток населения в юго-восточный район. Менее интенсивной стала колонизация степного юга и Предкавказья. В обоих районах население возрастало в основном за счет высокого естественного прироста. В начале 20 в. усилился приток населения в промышленные районы нечерноземной полосы. Наряду с Северо-западный районом, прилив населения имел место в центрально-промышленном районе.

Также данный период характеризовался значительным усилением переселенческого движения за Урал. В данный период среднегодовой прирост населения в Казахстане, Сибири, на Дальнем Востоке намного превышал естественный прирост населения. Определенное представление о движении населения в начале 20 в. дают данные о переселенцах за 1896-1915 гг. Всего за это время по европейской России насчитывалось около 5 млн. переселенцев. Основную их массу составляли центральный черноземный, украинский левобережный, белорусский, южностепной и юго-западный районы. На долю указанных районов приходилось свыше 80% всех переселенцев. Подавляющая их часть направлялась в Казахстан, Сибирь и Дальний Восток (более 4,5 млн. чел.).

Также наряду с миграцией большой влияние на размещение населения оказывали различия в высоте естественного прироста. В черноземных районах естественный прирост населения был значительно выше, чем в нечерноземных. Самым высоким на территории европейской России был прирост в районах степного юга, юго-восточной районе, украинском левобережном и предкавказском. Самый низкий естественный прирост был в северо-западном районе. В итоге изменения в размещении населения в последней трети 19 - начале 20 вв. сводились, прежде всего, к дальнейшему смещению населения на юг и юго-восток Европейской России и восточный районы страны. С 1867 по 1916 гг. доля степного юга, юго-востока и предкавказья в общем населении европейской России возросла в 1,5 раза, а население Казахстана и Сибири увеличилось по отношению к европейской России более чем в 1,5 раза. Также следует отметить тот важный факт, что в начале 20 в. фактически прекратилось происходившее в течение длительного периода времени сокращение доли нечерноземной полосы в общем числе населения. Значительное возрастание темпов прироста населения в пореформенный период сравнительно с дореформенным, привело к существенному возрастанию плотности населения. С 1867 по 1916 гг. в целом в Европейской России и в Закавказье плотность населения выросла примерно в 2 раза, в Казахстане и Сибири - почти в 3 раза. Самой низкой плотность населения была в северном районе, юго-восточном, приуральском. В районе Казахстана, Сибири, Дальнего Востока плотность населения также была низкой. Хотя следует учитывать, что огромные территории здесь были и остаются малоприголными для жизни, трудны и даже недоступны в хозяйственном освоении.

Таким образом, в пореформенный период в России имели место два направления движения населения: население концентрировалось в промышленных районах (этот миграционный поток был всецело порожден общественными факторами) и поток переселенцев в слабо заселенные районы (этот колонизационный процесс, подталкиваемый земельной теснотой в центре страны, был связан с природными факторами: наличием здесь неосвоенных земель с благоприятными почвенно-климатическими условиями). Оба процесса имели важное историческое значение. Приток населения в промышленные центры был связан с развитием промышленности и формированием пролетариата. Колонизационное движение на юг и восток страны, кроме экономического, имело и важный демографический результат. Эти районы отличались высоким естественным приростом населения, поэтому играли большую роль в увеличении общей численности населения страны. Удельный вес европейской России в общем населении Европы вырос в 1800 по 1910 гг. с 21 до 29%.

Состав населения.

Наряду с размещением и движением населения важным демографическим показателем явялется состав населения. Его качественное своеобразие характеризуется многими чертами:

- профессиональный состав

- этническая принадлежность

- социальный состав

- возрастная структура

- соотношение мужского и женского населения

- соотношение городского и сельского населения и т.д.

Степень урбанизации. Численность городского населения в феодальной России была крайне незначительной. К концу петровской эпохи городское население составляло 3,2 % всего населения. В начале 19 в. по данным 1811 г. городское население составляло 5%. В стране в это время насчитывалось 630 городов с общим населением около 3 млн. чел. В городах с населением свыше 5 тыс. чел. (их было 128) проживало 2/3 всего городского населения. В 14 крупнейших городах с населением более 20 тыс. чел. насчитывался 1 млн. жителей. 5 городов имели население свыше 50 тыс. чел. В Петербурге проживало 330 тыс. чел., в Москве - 270 тыс. чел., в Вильно - 56 тыс. чел., в Казани - 54 тыс. чел., в Туле - 52 тыс. чел. Большинство городов были мелкими. Многие из них уступали по численности крупным селам. Эти города мало отличались от деревни и по характеру хозяйственной деятельности населения. Характерной чертой крепостной эпохи было выделение городского населения не по производственно-экономическому, а по сословному признаку. Значительные слои населения, порвавшие связь с сельским хозяйством и занятые в сфере промышленности и торговли, продолжали числиться сельскими жителями, а такие крупные промышленные и торговые центры, как Иваново, Павлово, Ворнсма, Кирма и др., не были причислены к городам. Однако отличие города от деревни не было формальным. Городские сословия (купечество, мещанство, ремесленники, почетные граждане и др.) имели существенные отличия от сельских. Вместе с тем значительную часть населения в городах составляли различные категории крестьян, занимающихся промышленностью и торговлей. Наиболее значительной в начале 19 в. доля городского населения размещалась в северо-западном, прибалтийском и центрально-промышленном районах. В дальнейшем развитие промышленности и торговли в первой половине 19 в. привело к росту городского населения. В 1867 г. на территории европейской России городское население составляло 1/10 часть всего населения. Меньше всего доля городских жителей была в северном, приуральском, юго-восточном районах и Казахстане. Размещение городского населения на территории страны было неравномерным. Северо-западный, прибалтийский, центрально-промышленный и южный степной районы концентрировали почти половину городского населения европейской России при менее чем 30% всего населения. В пределах этих районов городское население также было распределено неравномерно. Более половины городского населения этих районов приходилось на петербургскую, московскую, херсонскую и Лифляндскую губернии.

В 60-х гг. 19 в. в России насчитывалось 14 городов с населением свыше 50 тыс. чел. В них проживало около четверти всего городского населения. В самых крупных городах (их было 6) с населением свыше 75 тыс. чел. были Петербург - 540 тыс. чел., Москва - 352 тыс. чел., Одесса - 119 тыс. чел., Кишинев - 94 тыс. чел., Саратов - 85 тыс. чел., Рига - 78 тыс. чел.

Период второй половины 19 - начала 20 вв. также характеризовался быстрым ростом городского населения. К 1916 г. городского население европейской России составляло 1/5 всего населения (около 20%). Наибольшая доля городского населения была в традиционных районах (северо-западный, прибалтийской, центрально-промышленный, южный степной). В начале 20 в. к ним прибавились юго-западный и закавказский. На долю 4 первых районов приходилось около половины всего городского населения европейской России. Особенно велика доля городского населения в конце 19 - начале 20 вв. в губерниях Петербургской, Московской, Лифляндской, Херсонской, Екатеринославской, Киевской, Тифлисской (Закавказье) и Бакинской губерниях. В Петербургской и Московской губерниях городское население составляло более половины всего населения этих губерний.

В конце 19 в. в России насчитывалось 933 города, в т.ч. 52 города с населением свыше 50 тыс. чел. В этих 52 городах проживала почти половина всего городского населения. В стране было 17 городов с населением более 100 тыс. чел. В 9 городах населением превышало 150 тыс. чел. Петербург - более 1,5 млн. чел., Москва - 1,38 млн. чел., Одесса - 403800 чел., Рига - чуть более 280 тыс. чел., Киев - чуть менее 250 тыс. чел., Харьков - 174 тыс. чел., Тифлис - чуть менее 160 тыс. чел., Ташкент - чуть более 155 тыс. чел., Вильно - чуть менее 155 тыс. чел.

В 1914 г. насчитывалось 29 городов с населением более 100 тыс. чел. В них проживало около трети всего городского населения. 7 городов имели население более 250 тыс. чел.: Петербург - 2,112 млн. чел., Москва - 1,76 млн. чел., Рига - 558 тыс. чел., Киев - 520,5 тыс. чел., Одесса - чуть меньше 500 тыс. чел., Тифлис - 308 тыс. чел., Ташкент - 270 тыс. чел.

Городское население в 19 - начале 20 вв. росло значительно быстрее, чем общее число населения. Так, с 1867 по 1916 гг. общее количество населения европейской России увеличилось на 89%, а городское - на 288%. Источником пополнения городского населения был переход в разряд городских сословий сельских жителей. Однако, особенностью России в пореформенный период было то, что рост городского населения поглощал лишь незначительную часть естественного прироста сельского населения. В то же время, в странах Европы города поглощали не только весь естественный прирост сельского населения, но даже часть его основного состава. Сельское население здесь сокращалось абсолютно. В России сельское население увеличивалось, что вело к усилению аграрного перенаселения.

Национальный состав

Важнейшей чертой структуры населения России был ее многонациональный состав. Особенностью рассматриваемого периода было то, что в составе Российской империи оказались значительные по своей численности народы Прибалтики, Закавказья, Средней Азии и Казахстана, Польши, Финляндии, Молдавии, правобережной Украины, Литвы и Белоруссии. Вместе с народами Северного Кавказа, Поволжья, Сибири, Севера европейской части страны данные территории их население составляли значительную часть от общего населения России.

Систематических данных о национальном составе населения в 18-19 вв. отсутствуют.

Уже в конце 18 в. более трети населения страны составляло население основных национальных районов. В конце 19 в. нерусские народности охватывали около половины населения.

Профессиональный и социальный состав.

О профессиональном и социальном составе населения крепостной России систематических данных нет. Подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве, часть из них была представлена зависимым крестьянством. К моменту отмены крепостного права на территории европейской России основная масса помещичьих крестьян была сконцентрирована в центральных и западных районах. На долю центрально-черноземного и центрально-нечерноземного, литовского, белорусского и юго-западного районов приходилось более половины всех помещичьих крестьян. Около половины населения крепостные крестьяне составляли и в северо-западном районе. Меньше всего помещичьих крестьян было в Сибири, приуральском, северном и юго-восточном районе, а также в предкавказье. На долю северного, приуральского и юго-восточного районов приходилось лишь 4,2% крепостных крестьян европейской России, а в общем числе населения этих районов крепостное крестьянство составляло 9-15%.

Также важным показателем географии капиталистических отношений является размещение наемных рабочих. Перепись 1897 г. учла на территории европейской России без предкавказья чуть более 6 млн. 800 тыс. чел. всех категорий наемных рабочих, занятых в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, на транспорте, в сфере услуг и т.д. Половина всех наемных рабочих европейской России сосредотачивалась в четырех районах, которые концентрировали лишь 1/3 всего населения. К этим районам можно отнести центрально-промышленный (1/5 часть всех рабочих), северо-западный, прибалтийский и юно-степной. Это были районы сосредоточения промышленности. Наименьшая доля рабочих сравнительно с долей населения была в северном, средне-волжском и юго-восточном районах.

Важнейшим демографическим показателем является грамотность населения. По данным переписи 1897 г. в европейской России без предкавказья грамотным было 22,3% населения. Наиболее высокая доля грамотных была в Прибалтике (76,1%), Петербургской губернии (55,1%), Ковинская (51,9%), Московская (40,2%), Ярославская (36,2%). От 25 до 30% грамотных было в губерниях Олонецкой, Виленской, Гродненской, Владимирской, Херсонской и Таврической. Меньше всего грамотных - 15-16% и менее - было в губерниях Псковской, Курской, Воронежской, Симбирской, Пензенской, Подольской, Бессарабской, Астраханской, Вятской. На Кавказе грамотные составляли 12,14%. Наиболее высокой эта доля была в черноморской области с центром в г. Новороссийске. Здесь грамотных было 31,2%, Кубанская область (Екатеринодар/Краснодар), Тифлисская губерния - 16-17%. В Средней Азии и Казахстане грамотных было 5,3%. В Сибири и на Дальнем Востоке - 12,3%. Наиболее высокой была грамотность населения на Дальнем Востоке - примерно 25%, самая низкая - в Якутии (4,1%). Т.о., кроме Прибалтики и Литвы более высокий уровень грамотности был в наиболее развитых в промышленном и торговом отношении губерниях.

В целом в городах грамотность была выше, чем в деревнях. Среди рабочих грамотность была выше, чем среди крестьян. Уровень грамотности рабочих был тесно связан с отраслью производства. Доля грамотных мужчин по сферам занятия:

- полиграфическое производство - 87,5% грамотных

- торговля - 78,5%

- трактиры и гостиницы - 76,5%

- металлообработка - 66,8%

- табачная промышленность - 66,7%

- железные дороги - 63,6%

- водный транспорт - 62%

- деревообработка - 57,9%

- химическая промышленность - 56,7%

- швейное производство - 56,5%

- винокуренная промышленность - 48%

- горнорудная промышленность - 33%.

Основные черты размещения, движения, состава населения России и в начале 19 в., во второй половине 19 – начале 20 вв. во многом определялись географическим фактором. Наличие обширных и почти незаселенных территорий с благоприятными природно-климатическими условиями порождало мощный поток внутренней колонизации. Естественно, что в районах колонизации развивалось, прежде всего, сельское хозяйство, следовательно, база для с/х производства постоянно расширялась, что закрепляло господство с/х производства в экономике страны. Вместе с тем, это создавало возможность для сохранения экстенсивных форм сельского хозяйства не только в осваиваемых, но и в старых районах благодаря уходу из них значительных масс населения.

Экономическое освоение новых районов даже в одностороннем сельскохозяйственном направлении имело большое прогрессивное значение. процесс колонизации благоприятно сказывался и на росте народонаселения, увеличивая его темпы. Однако процесс колонизации и развитие экономики вширь ослабляли противоречия в центре страны, замедляли окончательный переход к капитализму. Нечто подобное имело место и в пореформенный период. Уход на окраины значительных масс населения и преобладания здесь личных незакрепощенных форм крестьянства создавало в этих районах более благоприятные условия для развития производства. Т.о., демографические процессы подчинялись закономерностям социально-экономического развития, зависели от направления и характера этого развития. Но одновременно эти процессы оказывали существенное воздействие на формы, а также на темпы социально-экономического развития.