Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильин. Псисостояния.doc
Скачиваний:
70
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
2.9 Mб
Скачать

156 Раздел III. Психические состояния

Сильный гнев обозначают как ярость, при которой появляется ничем не сдерживаемое агрессивное поведение. Ярость бывает «бла­городная», «праведная» («Пусть ярость благородная вскипает, как волна. Идет война народная, священная война»), конструктивная (когда яростно, со злостью отстаивают в горячем споре свою точку зрения) и деструктивная (находящая выражение в насилии, жесто­кости).

Только факты

История шахмат знает случаи самых невероятных реакций на проигрыш партии. Р. Мнетабан ударом шахматной доски по голове убил на месте обыгравшего его партнера — племянника Карла Великого. Сын Вильгель­ма Завоевателя, находясь при дворе французского короля, сел играть с наследным принцем Людовиком и выиграл у него все партии. Это до того обозлило принца, что он схватил шахматную доску, бросил ее в Генриха и обозвал сыном батарда. В ответ последовал страшный удар той же дос­кой, ранивший Людовика. Граф де Стайр, получив мат, запускал в против­ника первый попавшийся под руку предмет. Поэтому его постоянный парт­нер — адъютант полковник Стюарт — перед тем, как объявить мат, стре­мительно убегал в самый дальний угол комнаты и уже оттуда провозглашал: «Шах и мат, сир!»

Физиологические и психологические механизмы гнева. В ряде ис­следований рассматривается связь повышенной раздражительности с такими гормонами, как пролактин, тестостерон и норэпинефрин (см. «Точка зрения-21»). Однако полученные данные скорее свиде­тельствуют о том, что имеется гормональная предрасположенность к враждебности, агрессии, но не говорят о прямом участии этих гор­монов в физиологической картине состояния гнева.

Точка зрения-21

Некоторые исследователи связывают повышение уровня раздражительно­сти с гормоном пролактином, стимулирующим выработку материнского молока. Кельнер (1984) обнаружил, что женщины, страдающие аменорре-ей на фоне гиперпролактинемии (высокий уровень пролактина в крови и отсутствие менструаций), характеризуются более высокими показателями враждебности, чем пациентки с нормальным уровнем пролактина. Когда женщины с гиперпролактинемией пользовались препаратами, снижающи­ми уровень пролактина, показатели враждебности существенно и быстро снижались. В другом исследовании было показано: женщины в послеро­довом периоде, имеющие более высокий уровень пролактина в крови, давали значительно более высокие результаты по показателям агрессии

Глава 6. Состояния, связанные с достижением или недостижением цели 157

по сравнению с контрольной группой и примерно такие же результаты, как пациентки с гиперпролактинемией.

Исследователи связывают проявление враждебности и с уровнем тесто­стерона в организме. Скэремелла и Браун (1978) обнаружили, что уровень тестостерона коррелирует с агрессивным поведением. Коннер (1962) по­казал, что заключенные тюрем, имевшие самое высокое содержание тес­тостерона, впервые вступили в конфликт с законом в более раннем возра­сте, чем остальные.

...Долгое время считалось, что в биохимической картине злости присут­ствуют и краски норэпинефрина. По данным Фридмана (1960), при срав­нении агрессивных и враждебных индивидуумов с пассивными и тревож­ными оказалось, что у первых выделяется большое количество норэпи­нефрина. Однако данное исследование напоминает известную проблему: что было раньше — курица или яйцо? Исследование не дает ответа на вопрос: является ли секреция норэпинефрина результатом взвинченного состояния пациентов или субъекты испытывали злость, потому что у них в крови высокий уровень норэпинефрина.

В том, что гормоны связаны с эмоциями, никто не сомневается. Физиоло­гическое возбуждение является необходимым компонентом любой эмоци­ональной реакции, но данное обстоятельство само по себе не может заста­вить вас разозлиться. Вторым — не менее важным — компонентом, вли­яющим на эмоциональное состояние человека, является наш разум, то, как мы объясняем для себя события, вызывающие у нас те или иные чув­ства.

...Признанный авторитет в теории враждебности Рей Розенман (1985) при­шел к следующему выводу: «Обычно эмоциональная реакция на событие определяется тем, как оно оценивается человеком, отсюда вытекают и его физиологические последствия... Злость — это когнитивная реакция, свя­занная с личностной оценкой и интерпретацией» (Мак-Кей и др., 1997, с. 16-19).

При гневе повышается кровяное давление, а также количество кис­лоты и пепсина в содержимом желудка, которые, действуя на стенки желудка, могут вызвать язву.

Причины гнева. Гнев может быть вызван личным оскорблением, об­маном и другими моральными причинами, особенно если они неожи­данны для субъекта. Но чаще всего причиной гнева является фруст­рация, непреодоленное препятствие к достижению какой-либо цели. Поэтому у ребенка уже в первые дни жизни можно вызвать рефлек­торный приступ гнева стеснением движений (Watson, 1926).

По Д. Паттерсону (1982 ), гнев возникает постепенно из цепочек не­гативного поведения, когда двое людей становятся на тропу взаимных

158 Раздел 111. Психические состояния

обвинений (т. е. когда возникает ситуация «слово за слово»). Чаще всего такие цепочки возникают между людьми, имеющими равные права: между мужем и женой, между родителем и ребенком, между сослуживцами.

Зарождаются эти негативные цепочки чаще всего в связи с доста­точно безобидными событиями и до определенного момента себя не проявляют. Поначалу обмен раздраженными репликами выглядит вполне банально, поэтому общающиеся не придают значения зарож­дению негативной цепочки. Но если цепочка включает в себя больше трех-четырех реплик, то конфликт начинает сопровождаться крика­ми, угрозами, физической агрессией. Последнее звено в цепочке, пос­ле которого прорывается гневная вспышка, называется «запускаю­щим».

Паттерсон приводит список вербальных «звеньев», которые чаще всего способствуют зарождению опасной негативной цепочки.

• Настойчивые советы.

• Резкая критика.

• Повторяющиеся незаслуженные и унизительные упреки («Ты ни­когда мне не помогаешь...»; «И это ты называешь едой?»).

• Решительное установление границ разговора ( « Все, хватит. Забудь об этом» или «Сейчас же прекрати!»).

• Угрозы.

• Чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков («Все вы, женщи­ны (мужчины), одинаковы...»).

• Бранные слова.

• Обструктивное поведение («Я вообще отказываюсь это обсуж­дать!»).

• Необъективная интерпретация намерений собеседника («Я знаю, чего ты добиваешься; ты хочешь...»).

• Ирония, постоянные поддразнивания, «уколы».

• Уничижительные заявления («Я не могу показаться с тобой в при­личном обществе»).

• Высказывания, имеющие целью «выпустить пар» («Убирайся из моей жизни!»; «Мне осточертела твоя физиономия!»).

• Проклятия.

• Сарказм («Знаю, как ты починишь! Как в прошлый раз, когда при­шлось вызывать водопроводчика»).