Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России.doc
Скачиваний:
119
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
1.49 Mб
Скачать

2.2.2. Общественно-политическое ток-шоу

Близким жанру теледебатов является жанр общественно-политического ток-шоу. В настоящее время на российском телевидении существуют только две таких программы: «Основной инстинкт» С. Сорокиной (1 канал) и «Свобода слова» С. Шустера (НТВ). Ведущий задает вопросы по актуальной на сегодняшний день теме приглашенным – известным политическим и общественным деятелям, они высказывают свою точку зрения, соглашаются друг с другом, возражают, вступают в полемику. В число участников программы «Основной инстинкт» могут быть включены и обычные люди, как-то связанные с обсуждаемой проблемой, например, родители погибшего на школьных военных сборах одиннадцатиклассника – при разговоре о введении в школе обязательной начальной военной подготовки. В студии присутствуют пассивные наблюдатели - зрители. В ток-шоу могут быть использованы телерепортажи с мест событий, организованы телемосты.

С теледебатами этот событийный жанр сближает наличие единой темы разговора, задаваемой ведущим, и дискуссионность обсуждения. Основные характеристики жанра теледебатов присутствуют в ток-шоу в свернутом виде. Набор жанров, представленных в ток-шоу, тот же, что и в теледебатах (мнение, возражение, критика, речь в прениях, предложение), за исключением предвыборного обращения и программной речи.

Однако есть и отличия. В теледебатах роль ведущего преимущественно техническая: он предлагает участникам заранее подготовленные вопросы, следит за соблюдением регламента. В ток-шоу ведущий направляет обсуждение в нужное, по его мнению, русло, его личность проявляется более ярко, она накладывает отпечаток на весь ход разговора. Особенно это касается ведущей программы «Основной инстинкт» С. Сорокиной: она активно вмешивается в разговор, даже перебивает говорящего, может по собственному решению прекратить обсуждение какого-то вопроса и сменить тему разговора. В этом отношении выгодным образом отличается речевое поведение ведущего «Свободы слова» С. Шустера.

В вариантах теледебатов, предлагаемых РТР и НТВ, вопросы, помимо ведущего, могут задавать и присутствующие в студии члены «команды» каждого из политических оппонентов – его товарищи по партии. В ток-шоу «Свобода слова» право задать вопрос и высказать свое мнение имеют приглашенные эксперты: известные политологи, социологи, журналисты. Но, несмотря на то, что зрители лишены права задавать вопросы, они тоже могут выразить свое мнение по обсуждаемой проблеме («Основной инстинкт») или свое отношение к только что прозвучавшим высказываниям участников («Свобода слова») путем голосования. Результаты голосования тут же становятся достоянием присутствующих и комментируются ведущим («Основной инстинкт»).

2.2.3. «Прямая линия»

Метаморфоза речевого жанра интервью в политическом дискурсе особенно ярко видна в организации такой формы диалогического общения с крупными политическими фигурами, как «прямая линия». «Прямая линия» как сформировавшийся жанр в общественно-политической сфере представлен преимущественно письменной фиксацией в газетных изданиях («прямая линия» с В.В. Путиным идет в прямом эфире и повторяется в записи). Но все-таки это жанр устной речи, поэтому рассмотрим более подробно этот жанр на материале видеозаписей «прямой линии» с В.В. Путиным в 2001, 2002 и 2003 годах.

«Прямую линию» мы определяем как сложное речевое событие – особый событийный жанр, представляющее собой дистанционный публичный диалог вопросоответного типа между адресатом (телезрителями, читателями) и видным политическим деятелем.

Обнаружены следующие жанровые характеристики «прямой линии»:

1.Типологическая стратификация. Для прямой линии типично дистантное общение (наличие дистантных наблюдателей из числа телезрителей, читателей).

2. Способ общения. Контакт между коммуникантами непосредственный. Канал и средство связи коммуникации или только аудиальный (вопросы читателей по телефону), или аудиовизуальный, совмещающий непосредственный контакт политика, отвечающего на вопросы ведущего телепрограммы. Форма речевого контакта устная, но текст «прямой линии» может печататься в газете.

3. Организация общения.

а) Функция «прямой линии» - возможность прямого общения с населением, в процессе которой политик не только предоставляет в ответах информацию по актуальным вопросам политики и экономики, но и дает свою интерпретацию и оценку событий, проблем.

б) Общение спонтанное.

в) Стратегии и тактики стандартные, социально приемлемые.

г) Отсутствует жестко заданная тема. Даже в случае строгого объявления темы возможны отступления от неё как в вопросах, так и в ответах.

4. Топология речевого события. Расположение коммуникантов дистантное (визуальное и невизуальное).

5. Объективные ситуативные характеристики коммуникантов.

а) «Прямая линия» - это диалог, но в нем участвует несколько коммуникантов – адресантов, последовательно сменяющих друг друга (как правило, сложное речевое событие «прямая линия» включает в себя одного отвечающего, но бывает и несколько).

б) Социально–статусные отношения коммуникантов асимметричные. Отличие «прямой линии» от традиционного интервью заключается также, на наш взгляд, в перераспределении коммуникативной инициативы, в возрастании роли каждого из адресантов в диалоге. В «прямой линии» телезрители (читатели) – адресаты и наблюдатели общения, но задающие вопрос, - выступают в роли непрофессиональных субъектов общения. Обращаясь к представителю власти с прямыми вопросами, они обретают свойства адресантов общения, инициирующих запрос информации.

Обратимся к жанровой структуре «прямой линии». В речевом событии на макроуровне в качестве единицы общения ряд лингвистов выделяет коммуникативный эпизод [Борисова 2001: 25.] Деление коммуникативного события на эпизоды отражает коммуникативную динамику диалогического взаимодействия, его членимость на фазы в соответствии с изменением деятельностной структуры коммуникативного процесса.

В жанре «прямая линия» коммуникативный эпизод обычно состоит из вопроса (стимулирующей реплики) и развернутого ответа политика (реактивной реплики). Но это не диалогическое единство, а единица более крупная.

Критериями выделения коммуникативного эпизода считаются следующие признаки:

  1. ориентированность на решение коммуникативной задачи (коммуникативно-деятельностное основание);

  2. тематическая цельность (показатель содержательной целостности)

  3. иллокутивная связанность реплик–высказываний внутри эпизода (показатель прагматической связанности);

  4. жанрово–композиционная оформленность (показатель структурно–речевой целостности) [Борисова 2001: 26].

Каждый коммуникативный эпизод связан с введением новой темы. Выбор темы в «прямой линии» в основном свободный: меняются адресанты (телезрители, читатели) – меняется, как правило, тема.

Коммуникативные эпизоды, из которых состоит целостное речевое событие, воплощаются в речевых жанрах. В макроструктуре каждого коммуникативного эпизода «прямой линии», по нашим наблюдениям, представлены обычно такие жанры:

  • информативный диалог: запрос информации – ответ,

  • информативный диалог с целью принятия решения,

  • диалог–«ратификация», констатирующий принятие решения о дальнейших действиях,

  • субжанры (этикетная рамка: диалог–приветствие, диалог–прощание).

Интересно проследить особенности инициальной и реактивной реплик. Можно отметить своеобразие жанрово–композиционной структуры речевой партии инициаторов запроса информации: обычно запрос информации состоит из экспозиции с функцией обоснования запроса информации (жанр микросообщения) и собственно запроса информации (вопрос – просьба).

Охарактеризуем микроструктуру ответной реплики В.В. Путина. В его ответах на вопросы телезрителей прослеживается определенная последовательность коммуникативных шагов:

  • установление контакта со слушателями;

  • подтверждение существования проблемы;

  • оценка ситуации, связанной с данной проблемой;

  • объяснение причин, приведших к трудной ситуации;

  • информирование о том, как решается проблема;

  • приведение статистических данных, примеров, аналогий в качестве аргументов;

  • обобщение изложенного (указание пути решения задач, обещание принять меры, выражение уверенности в позитивном исходе).

Исследование коммуникативных и структурных особенностей «прямой линии» приводит к мысли, что перед нами новое жанровое образование – возможно, трансформация жанра интервью, а скорее – новый событийный жанр.

В целом можно прийти к заключению, что новые модификации, возникающие в устной форме политического дискурса в результате жанровых трансформаций, делают его жанровую систему разнообразнее и сложнее.