Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России.doc
Скачиваний:
119
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
1.49 Mб
Скачать

3.3. Тактики оппозиционирования

Обозначение своей принадлежности к определенному социальному слою, присоединение к адресату достигается политиком и через реализацию других тактик, опирающихся на существующую в речи коммуникативную категорию, которую некоторые ученые называют семиотической оппозицией «свои - чужие», другие – коммуникативной категорией чуждости. Разграничение «своих» и «чужих» как традиционный прием политической борьбы и характерная черта политической речи лежит в основе подхода Е.И. Шейгал к исследованию институционального дискурса [Шейгал 2000]. Е.П. Захарова в ряду обязательных для речевого общения категорий с коммуникативно организующей функцией выделяет категорию чуждости, которая базируется на семантической категории чуждости. [Захарова 2001: 167].

На коммуникативной категории чуждости основывается применение коммуникантами различных тактик, например тактики создания «своего круга» [Иссерс 1999: 202], который может включать в себя и широкие массы «студентов, ветеранов, крестьян, научной общественности, творческой интеллигенции» (Г.А. Зюганов), и отдельных личностей:

За это единение [конфессий - О.П.] / за эту миротворческую деятельность меня наградил орденом Святого Даниила / я очень признателен / Патриарх всея Руси Алексий Второй // (К.А. Титов) [РТР, «Выборы-2000», 13.03.2000];

Я позвонил Путину и сказал ему о своем решении. Тот ответил: «Ситуация аварийная, так что не будем из этого политику выстраивать. Помог и помог, правильно сделал» (А.Б. Чубайс) [АиФ, №36, 2002].

Авторитет Президента, Патриарха, «крупных ученых, академиков Басова и Прохорова, Котельникова и Лякишева» (Г.А. Зюганов) добавляет коммуникативной позиции говорящего убедительности.

С другой стороны, наши материалы показывают, что следует разграничивать базирующиеся на категории чуждости агональные тактики (тактику оскорбления, тактику обвинения и т.п.) и выделенную нами в политическом дискурсе тактику дистанцирования (более подробно о ней см. в главе 7 «Общие тактики»).

Тактика дистанцирования является неспециализированной татикой, то есть общей для нескольких стратегий. Тем не менее, чаще всего она используется для самопрезентации. Сущность дистанцирования - «отдаление», «отстраненность» от оппонента, адресата и даже от объекта высказывания. Это можно обозначить паролем «я не рядом», «я не такой». См., например:

Это ослабит роль князьков / местных монархов / вассалов Кремля // Их роль ослабнет / но роль закона возрастет // [РТР, «Выборы-2000», 13.03.2000]. Губернатор Самарской области К.А.Титов, дистанцируясь от других губернаторов («князьков», «местных монархов»), с одной стороны, пытается показать свой государственный масштаб, свое соответствие должности главы государства и, с другой стороны, подчеркивает свою независимость от действующей власти, «Кремля».

Народ молчит // Люди говорят мне / «А мы за Ельцина не голосовали» // Что же на улице не говорите? Они покорные / они как рабы себя ведут // [РТР, «Выборы-2000», 23.03.2000]. Этот приём дистанцирования от истинного адресата - электората - используется В.В.Жириновским для создания в представлении избирателей образа «Верховного правителя», способного вывести народ из глубокой пропасти.

Наблюдения над речью представителей политической элиты показывают, что приемы дистанцирования от оппонента репрезентируются не столько на лексико-грамматическом уровне, сколько на уровне синтаксической структуры высказывания. Рассмотрим пример реализации тактики дистанцирования на текстовом уровне - фрагмент выступления С.М.Миронова:

Почему у нас такое название / «Партия жизни»? // Все партии которые сейчас существуют / и в России / и многие за рубежом / это все партии девятнадцатого - двадцатого века // Все они основаны на каких-то классовых принципах // Как мы делим? Левые правые центр // Относительно чего? Кому принадлежат средства производства / что такое частная собственность и как она / так сказать...// Это все идеологемы ушедшие // Главное сейчас / сейчас возникают так называемые партии новой волны во всем мире // Так вот «Партия жизни» это партия новой волны / поэтому у нас в названии нет слова типа...// Мы должны уйти от этих классовых оценок / мы даже показываем что все эти партии / все лежат на плоскости / а «Партия жизни» вертикально вверх / как цветок из-под асфальта // [1 канал, «Времена», 27.04.2003].

Приведенный пример демонстрирует, что С.М.Миронов как лидер только что созданной партии дистанцируется от уже существующих партий, пытается завоевать свою нишу в политической структуре общества, акцентируя то, что новая партия «не такая, как другие».

Коммуникативная категория чуждости, реализуемая в тактике дистанцирования, участвует здесь в структурной организации текста. Весь текст строится, развертывается на параллельном противопоставлении «они» (все партии, которые сейчас существуют, все эти партии) и «мы» (Российская партия жизни). Важным текстообразующим моментом оказывается система движения от темы к реме, выходящая за пределы одного предложения, рематическая прогрессия: все партии - это партии девятнадцатого - двадцатого века, затем - основаны на каких-то классовых принципах, далее - это все идеологемы ушедшие; Российская партия жизни - это партия новой волны, далее - мы должны уйти от этих классовых оценок. Завершается микротекст образным метафорическим противопоставлением: все эти партии - все лежат на плоскости, а «Партия жизни» вертикально вверх, как цветок из-под асфальта.

Итак, мы можем наблюдать целый репертуар тактик в рамках единой стратегии самопрезентации. Анализ нашего материала показывает, что в речевом поведении политической элиты одна и та же тактика может иметь разное речевое воплощение. Это зависит от ситуации общения, особенностей адресата, а также от статуса политика, его индивидуально-психологических характеристик и культурного уровня (см. об этом главу 8). Некоторые политики (например, Г.А. Зюганов) применяют приёмы построения имиджа трафаретно, штампованно. Другие (Б.Е. Немцов) не демонстрируют обдуманной стратегии самопрезентации. Третьи (Г.А. Явлинский) оказываются в плену созданного ими образа.

Думается, одним из слагаемых успеха на политическом поприще В.В. Путина является умелое использование им основных тактик стратегии самопрезентации – тактики отождествления (во всех её разновидностях) и тактики солидаризации с адресатом в сочетании с максимально большим спектром языковых реализаций этих тактик.

В целом, успех речевого воздействия обеспечивается набором тактик, а эффективное применение тактик зависит от выбора их речевого воплощения.