Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России.doc
Скачиваний:
119
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
1.49 Mб
Скачать

Глава 7. Общие (неспециализированные) тактики

Как уже отмечалось, каждая стратегия имеет свой набор тактик, которые можно назвать специализированными. Вместе с тем существуют и неспецифические тактики, общие для нескольких стратегий, например, тактика солидаризации с адресатом, тактика критики и другие. Одной из наиболее частотных общих тактик в политическом дискурсе является тактика акцентирования.

7. 1. Тактика акцентирования

Тактика акцентирования выражает намерение говорящего подчеркнуть, выделить определенный момент своей речи. Она довольно часто используется при реализации аргументативной стратегии, нередко встречается в информационно-интерпретационной стратегии, применяется эпизодически и в других стратегиях.

Частным случаем тактики акцентирования можно считать тактику акцентирования положительной информации (см. главу 5 «Стратегии удержания власти»). См. пример использования тактики акцентирования в информационно-интерпретационной стратегии:

Должен вам сказать вообще / что РАО ЕЭС как бы тоже не чужая компания // (В.В. Путин) [«Прямая линия», 18.12.2001];

Я считаю, что предпосылки для отмены очень хорошие (С.М.Миронов) [«Известия», 3.12.2003].

См. в аргументативных и агитационных тактиках:

Я уверен что наш народ абсолютно так же любит свободу как другой народ // (В.А. Рыжков) [НТВ, «Свобода слова», 2.04.2004];

Поэтому я считаю / надо ставить задачи реалистичные // (Б.Е. Немцов) [ТВС, «Итоги», 18.05.2002];

Главное что хотел бы сегодня выделить / из нашей жизни уходит неопределенность перспектив / уходит неясность и невозможность строить какие бы то ни было долгосрочные планы // (В.В. Путин) [Программное выступление перед доверенными лицами, 12.02.2004].

См. на примере реализации стратегии формирования эмоционального настроя адресата:

Я убежден / что Конституция принятая народом / основа политического урегулирования в Чечне //;

Однако хотел бы здесь добавить / без активного участия в восстановлении самих чеченцев / без их настроя на реальную работу / ощутимых результатов не будет (В.В. Путин) [Телеобращение Президента по поводу предстоящего в Чечне референдума по Конституции республики, 15.03.2003].

Позиция говорящего, соотносящаяся с его намерением, часто выражается через своеобразные «формулы акцентирования» Юдина 2001: 112 – глагольную модель, репрезентирующую определенное намерение (подчеркнуть самое важное, главное в высказывании).

В сфере представления политических взглядов, при создании высказываний, отражающих определенные позиции и обстоятельства, характерными маркерами тактики акцентирования являются следующие «модели», в том числе предложенческие с глагольным сказуемым - своеобразные дискурсивные слова с функцией привлечения внимания к следующей за ней мысли: хотел бы подчеркнуть (еще раз подчеркну, хочу подчеркнуть); хочу обратить внимание; особо отмечу; надо признать; надо сказать; должен сказать; считаю, что…; полагаю; особо остановлюсь на..; убежден, что..; уместно будет напомнить; как уже говорил; хочу подтвердить и т.п.

Такие формулы акцентирования могут вводить фрагмент текста, например: Я уже отвечал на эти вопросы и еще раз хочу подтвердить свою позицию (В.В. Путин), а могут завершать компонент текста, подчеркивая значимость высказанного ранее утверждения: …В этом я вижу одну из первоочередных задач всех уровней власти, в том числе и задачу Президента (В.В. Путин). Дейктическое слово «в этом» также указывает на связь с предыдущим контекстом.

Интерес представляют факты использования одних и тех же дискурсивных форм то в виде знаменательных частей речи, то в роли вводных слов (и словосочетаний). Это наблюдение сделано нами относительно употребления самых частотных глаголов в речи В.В.Путина: думаю, считаю, знаю, повторяю. Ср.:

Таблица 1

Глагол

Вводное слово

1) Думаю, что система здравоохранения, которая была создана в советские времена … была одной из самых лучших в мире.

Насколько это было опасно, объяснять, думаю, не надо.

2) Повторяю, это будет вводиться поэтапно, ежеквартально.

И поэтому государство должно сделать все, чтобы, повторяю, чтобы ключевые элементы старой системы сохранить.

3) Считаю это направление принципиально важным, решающим для становления реальной демократии в стране.

Может быть, с определенным перебором, я считаю, они делают там по некоторым направлениям..

4) Я знаю, правительству не всегда удается предотвратить экономически неоправданный рост цен.

В Риге / я не знаю / процентов пятьдесят русскоязычного населения //

5) Я надеюсь / этот вопрос будет решен //

Тогда / люди / надеюсь / почувствуют качество предлагаемых услуг //

Выявляется некоторая последовательная цепочка в функционировании персонифицированных высказываний: я думаю, что… («я»-предложение с личным местоимением и глаголом 1-го лица единственного числа) - думаю… (определенно-личное предложение с эллипсисом местоимения и глаголом 1-го лица единственного числа) – думаю (вводное слово).

В таких случаях, вероятно, мы имеем дело с различными зонами переходности в системе частей речи (глаголы – модальные слова) и в системе предложений – непредложенческих образований – релятивов (коммуникативов).

До сих пор в лингвистике нет однозначного решения вопросов о частеречной принадлежности служебных слов, о специфике их семантики и функций [Григорьева 2004: 219]. Ряд лингвистов называет модальные слова и служебные части речи структурными или функциональными. Заслуживает серьезного внимания точка зрения В. Гладрова, предлагающего различать оперативные прагматические части речи (модальные слова, частицы) и оперативные грамматические части речи (предлоги, союзы) [Гладров 2004: 219]. В последнее время представляется перспективным рассмотрение служебных и некоторых знаменательных слов в прагматическом аспекте как дискурсивных, так как они не играют в дискурсе номинативную роль, а выполняют оперативную функцию (см. работы О.Б. Сиротининой, С.В. Андреевой, В.Н. Шаронова и других).

При акцентировании внимания на путях решения острых экономических и социальных проблем в «Программном выступлении» В.В. Путина часто используется модель со значением долженствования – модальное наречие + глагол в форме инфинитива:

нужно прежде всего развивать свой национальный рынок;

надо быстрее модернизировать отжившие свой век производства;

надо прекратить разбазаривание национальных природных ресурсов;

надо завершить начатую налоговую реформу и т.д.

Обычно эти формы выступают в роли предикатов. Отнести подобные предикаты к проявлению тактики акцентирования позволяет семантика модального слова, сама по себе показывающая важность, необходимость какого-либо действия.

В наших материалах обращает на себя внимание употребление в функции акцентирования вводных и вставных предложений, лексически соотносимых с ранее рассмотренными глагольными формулами акцентирования. Сравнить, например:

надо также признать, что …;

и

но к сожалению к концу девяностых годов / и это надо признать / она стала утрачивать …

Как вводные и невводные в наших материалах употребляются и другие предложения: хочу подчеркнуть, должен сказать и т.д. Вводные слова и предложения в прагматическом аспекте могут выполнять разнообразные функции и поэтому квалифицируются как метатекстовые элементы Падучева 1996: 271. Вместе с тем, по нашим наблюдениям, подобным компонентам текста присуща также функция акцентирования, подчеркивания. Высказывания с подобными глаголами помогают также воспринять структуру текста в целом. Частотность употребления формул акцентирования облегчает его восприятие адресатом путем эксплицитно выделенного в тексте важного, главного, существенного для адресанта.