Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Еремеев В Е Чертеж антропокосмоса.doc
Скачиваний:
124
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
4.06 Mб
Скачать

http://eremeev.by.ru/tri/antropocosmos/index.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.Е. Еремеев

ЧЕРТЕЖ

АНТРОПОКОСМОСА

М., 1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Электронная версия публикуется с исправлениями и добавлениями

Оглавление

Введение (0.1. Что и почему; 0.2. От “Циклических перемен” к “Объяснению чертежа Великого предела” )

Глава 1 (1.1. Комментарии; Свет познания)

Глава 2 (2.1. Комментарии; 2.2. “Образы”; 2.3. “Пpотофилософский язык”)

Глава 3 (3.1. Комментарии; 3.2. Круговерть стихий; 3.3. Эннеаграмма)

Глава 4 (4.1. Комментарии; 4.2. Гексабазис; 4.3. Сфера Великого предела; 4.4. “6 пустот”; 4.5. Ноосфера Тейяра де Шардена)

Глава 5 (5.1. Комментарии; 5.2. Несколько слов о китайской медицине; 5.3. Органы и меридианы; 5.4. Вселенская гармония; 5.5. Индийская гамма; 5.6. Чакры)

Глава 6 (6.1. Комментарии; 6.2. Диалектика ритма - ритмологическая диалектика; 6.3. Что есть время? 6.4. Загадка Сфинкса)

Глава 7 (7.1. Комментарии; 7.2. “Се Человек”; 7.3. Лестница в небо; 7.4. Конструктор универсальный бинарный; 7.5. Семиотический гексагон)

Глава 8 (8.1. Комментарии; 8.2. Психомеханика; 8.3. Некоторые аспекты древнеиндийской психологии, или Странствия “одинокого гуся”; 8.4. Психология “падшего”)

Глава 9 (9.1. Комментарии; 9.2. Учение о середине и информационная теория эмоций П. В. Симонова)

Глава 10 (10.1. Комментарии; 10.2. “Небесные письмена”)

Глава 11 (11.1. Комментарии; 11.2. Относительный абсолют; 11.3. Послесловие)

Цитированная литература

Summary

В.Е. Еремеев Чертеж антропокосмоса

М., 1993

 

ВВЕДЕНИЕ

0.1. Что и почему

Один из парадоксов нашего времени - времени практического освоения космического пространства - заключается в том, что современный человек не обладает космологическим сознанием, т. е. сознанием своей глубинной связи со Вселенной, сопричастности проходящим на всех ее планах процессам. Несомненно, в современной науке, философии и в некоторых из существующих ныне религиозных учений в той или иной форме проводятся идеи о единстве человека и мироздания. Но насколько эти идеи актуальны для отдельно взятого человека, для человечества в целом? Беспристрастный анализ, как представляется автору этих строк, может показать, что их значимость в жизни людей ничтожно мала и сами они не обладают всеохватывающей полнотой.

Современная наука достигла немалых результатов в познании фундаментальных законов мироздания. Но при этом она оказалась расчлененной - что было необходимо для прорыва - на множество дисциплин, изучающих частные, очень узкие проблемы. Процесс интеграции в науке идет гораздо медленнее. Человечество давно осознало необходимость этой интеграции, но при нынешней сверхсложности науки стоит неимоверного труда объединить все знания в нечто единое. А без этого невозможно сформировать целостное, истинно научное мировоззрение, адекватно оценивающее место и роль человека в этом мире.

Несомненно, усилиями научных и философских институтов, школ и сообществ человечество когда-нибудь решит и эту проблему. Но что делать думающему, духовно неудовлетворенному человеку, живущему сейчас? Как такому человеку сформировать свое собственное мировоззрение, которое способствовало бы его гармонизации с миром и полной личностной самореализации? Каким путем пойти, чтобы за отведенный нам короткий век достигнуть вышеозначенной цели? На эти вопросы нет готовых ответов, и тем самым современная культура находится в долгу у отдельно взятого человека. Отторжение науки от индивидуума - болезнь нашего века. Необходима срочная ее переориентация. В науке должны восторжествовать как тенденции к объединению знаний, так и процессы гуманизации и космологизации.

Современная духовная культура - это результат коллективного труда многих поколений мыслителей и творцов различных эпох и цивилизаций. Человечество всегда стремилось понять, что из себя представляет окружающий его мир, хотя, естественно, по мере развития общества менялись и подходы к решению этой задачи. Существуют такие направления древних знаний, которые в силу исторических, социальных и других причин оказались вдали от магистрального пути мирового развития. К ним человечество может обратиться вновь, переосмыслив в соответствии с современными представлениями о природе. Не исключено, что в таком качестве эти знания окажутся не только актуальными, но и опережающими время. Следовательно, для того, чтобы заглянуть в будущее, т. е. опередить время в своих решениях и поступках, надо прежде всего оглянуться в прошлое, найти там точку опоры для гигантского прыжка вперед.

Антропокосмология - это единая наука будущего, в которой принцип взаимосвязанности человека и космоса станет отправным. Но это и наука прошлого, у которой, по сути, нет исторического начала. В зачаточном состоянии она появилась одновременно с человеком. Со времени возникновения письменной истории фрагменты антропокосмологических знаний присутствуют почти во всех известных нам древних религиозно-философских, натурфилософских и научных учениях. Рассмотреть в одной книге весь объем этих знаний, пусть даже вкратце, - задача немыслимая. Поэтому автор был вынужден расставить приоритеты. В данную книгу вошли исследования только тех древних учений, которые имеют наиболее развитые (насколько сейчас об этом можно судить на основании доступных исторических данных) системы понятий, используют числовые или символические комплексы с четко очерченной структурой, тех учений, которые, являясь максимально близкими современной научной парадигме, одновременно несут в себе конструктивные, эвристические принципы. В этом смысле бесценный материал дают восточные культуры - главным образом китайская и индийская, имеющие непрерывную духовную традицию, исчисляемую несколькими тысячелетиями.

Ни одна древняя культура не владела всей полнотой знаний о мире. Каждая из этих культур по-своему уникальна, но в то же время имеет много общего со всеми остальными. Сравнительный анализ древних систем знаний позволяет выявить как специфические, так и общие их черты, найти схожие принципы постижения мира. В данной книге акцент сделан на исследовании именно таких принципов и объединяющих эти системы основных идей и положений, на сравнении их с имеющимися в современных знаниях.

Научный поиск, который предпринял автор книги, в какой-то мере можно сравнить с поисками “философского камня”, являвшегося, по представлениям средневековых алхимиков, не только тайной теорией изготовления одноименного чудодейственного вещества, способного превращать ртуть в золото и даровать бессмертие, но также ключом ко всем знаниям, универсальной философией и религией. Не правда ли, заманчивая цель? А ведь, по сути, это и есть сокровенная цель науки. Разве она не ищет способы взаимопревращения веществ, исцеления болезней и продления жизни? Но чтобы обладать полным могуществом, науке необходимо найти универсальный подход к разгадкам тайн природы, путь к объединению всех знаний в единое целое.

Разумеется, книга является лишь введением в проблему. Многие из высказанных в ней положений - не более чем догадки и гипотезы. Для окончательных выводов еще нет достаточных оснований, что объясняется общим состоянием как востоковедения, так и современного естествознания и философии. Кроме того, затрагиваемые темы столь многоплановы, что для полного и досконального их освещения каждой из них требовалось бы посвятить специальное исследование. Здесь же, ставя главной своей задачей синтез, автор был вынужден ограничиться лишь выделением наиболее существенных моментов сравниваемых древних и современных систем знаний, давая при этом их характеристики лишь в общих чертах.

И еще одно ограничение, которое одновременно является и интегрирующим началом для исследуемых систем знаний. Методологически их анализ базируется на “эннеаграмме” - некой древней схеме, обнародованной в начале века известным мистиком Г. И. Гюрджиевым (см. подробнее параграф 3.3) и, как выяснилось, описывающей скрытую структуру огромного числа древних учений. Предварительная проверка “эннеаграммной методологии” была сделана автором в публикациях1 в научных сборниках ИВ АН СССР (в настоящее время ИВ РАН). Эта методология имеет свои специфические черты. Одним из главных моментов в ней является составление схем взаимоотношений тех или иных понятий изучаемых систем знаний. Неспециалисту такая методология может показаться несовершенной, обедняющей исследование исходного материала. Но это не так. В схемах - надо только уметь это разглядеть - есть своя музыка и поэзия и, что в данном случае главное, своя философия и наука. Схемы позволяют, отвлекаясь от всего постороннего, наглядно и точно отразить наиболее существенные закономерности изучаемого явления, его смысловую структуру, что порой представляется труднодостижимым при чисто вербальном научном описании.

Композиционно книга построена как комментарии к трактату китайского философа XI в. Чжоу Дуньи “Объяснение чертежа Великого предела”. Автор отнюдь не случайно обратился в своей работе к названному трактату. Он представляет собой яркий пример антропокосмологической мысли в древнекитайской философии. Другое достоинство трактата в свете поставленной здесь задачи состоит в том, что в нем нашла отражение синтетическая философско-мировоззренческая система, объединяющая ранние конфуцианские представления, положения древней канонической книги “Циклические перемены” (“Чжоу и”), даосские и буддийские концепции. В дальнейшем содержание трактата Чжоу Дуньи послужило основой для развития неоконфуцианской мысли. Все это позволило использовать его в качестве некоего естественного “смыслового стержня”, на который в процессе данного исследования “нанизывались” экскурсы не только в вышеперечисленные, но и в другие древние научные, религиозно-мистические и философские учения, несущие в себе те же универсальные принципы, - санкхью, йогу, веданту, зороастризм, каббалу, таро, традиционную медицину, космологию, теорию музыки и т. д.

У древних знаний, попавших в сферу данного исследования, была нелегкая судьба. Они подвергались уничтожению и вновь возрождались. Многие из этих знаний принадлежали к тайным наукам и долгое время строжайше охранялись их адептами, но даже и при этом они все равно оказывались беззащитными перед стихиями и профанами. Ключ к некоторым из них был утрачен, и подчас из поколения в поколение их передавали чисто “автоматически”, без понимания сути, допуская при этом серьезные искажения. По этой и по многим другим причинам реконструировать древние знания в аутентичном виде - задача невыполнимая, да она и не ставится. Нельзя воскресить минувшее в тех формах, которые погибли безвозвратно, и модернизации при описании древних знаний неизбежны. Важно уловить их дух, а не форму.

Но вот что интересно. То, что в одном древнем учении считалось главным, в другом - было на заднем плане, что в одном имело сакральное значение, в другом - профанировалось, что в одной цивилизации терялось, в другой - сохранялось. В наше же время, имея широкую историческую ретроспективу и используя современные философские и естественнонаучные представления, оказалось возможным, гипотетически воссоздав путем сравнения некоторые из утерянных знаний, найти их единый корень - универсальную “эннеаграммную” структуру.

По преданию, над дверями платоновской школы в роще Академа было написано: “Не обученным геометрии вход строго воспрещен!”. В данной книге много схем, древних и современных (все они в совокупности составляют единую суперсхему - “чертеж Антропокосмоса”, структурно перекликающуюся с “чертежом Великого предела” Чжоу Дуньи), но схемы не сложны и не нужно специальной подготовки для их понимания. От читателя требуется лишь внимание и немного воображения. Пусть эти простые геометрические фигуры вызовут в вашем сознании динамичные, насыщенные яркими красками образы реального мира.