Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧАСТЬ 2 (2) правл.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
1.74 Mб
Скачать

20.2. Структура «я» - концепции

«Я» - концепция – динамичная, более или менее осознанная система представлений о себе. Мы испытываем чувство собственной (отличия от остальных), а также чувство взаимозависимости (принадлежности к обществу и ассоциации с другими людьми).

В разных культурах существует тенденция к усилению роли индивидуальности или взаимозависимости у отдельных людей. В индивидуалистских культурах (например, в Великобритании, США, Австралии) подчеркивается ведущая роль индивидуализма в процессе социализации, а в коллективистских культурах (например, в Японии и Китае) внимание сосредоточено на взаимной зависимости членов общества. «Я» - концепция имеет два основных содержательных компонента: самосознание и самооценку.

В качестве компонентов «Я» - концепции следует рассматривать психологическое Я, предложенное Р. Бернсом, а также социальное «Я». Психологическое и социальное Я, образуя глобальную «Я» - концепцию личности, в свою очередь, включают в себя собственные компоненты. В качестве двух основных компонентов психологического «Я»  Р. Бернс называет «ощущение компетентности, собственной эффективности и личного влияния» и «ощущение своей моральной ценности».

При рассмотрении второго компонента психологического «Я» – ощущения своей моральной ценности – следует учитывать не только самоотношение, самопринятие личности, но и наличие или отсутствие у нее этических смысловых координат самовосприятия. Речь идет о том, соотносит ли менеджер собственное «Я» с этическими категориями, или его самовосприятие характеризуется так называемой этической индифферентностью.

При подходе к анализу первого компонента – социального «Я» – следует рассматривать такие элементы «Я» - концепции, посредством которых личность соотносит собственное «Я» с другими «Я».

Системный анализ личности предполагает, что личность должна быть понята одновременно как уникальная, неповторимая, ни на кого не похожая, самодовлеющая сущность и самоценное начало, и вместе с тем как гомогенная, унифицированная частица социального целого.

Рассмотрим экономическое «Я» и профессиональное «Я». Истоки введения понятия «экономическое Я» в психологии следует искать в работах У. Джемса, который наряду с физическим, духовным и социальным «Я» выделял и материальное «Я». Джемс подчеркивал, что чувство «Я» развивается в связи с усвоением понятий «свое – чужое», и «то, что человек может назвать «своим», образует его личность. Таким образом, в процессе формирования «Я» идентификация может происходить не только со значимыми людьми, но и со значимыми предметами. У. Джемс отмечал, что между тем, что человек называет «Я» и что он попросту называет «мое», трудно провести четкую границу. Мы относимся к определенным вещам, принадлежащим нам, почти так же, как мы относимся к самим себе. В наиболее широком смысле «Я» – это совокупность всего, что человек может назвать «своим» (свое тело и физические силы, свою одежду, свой дом, свою жену и детей, своих родителей и друзей, свою репутацию и работу...).

Специалисты в области экономической психологии (Б. Стасей и др.) отводят экономическому «Я» центральную роль в «Я» - концепции. Чувство «владения» или «собственности» рассматривается специалистами в области возрастной экономической психологии как ключевой момент в развитии отношений со сверстниками и социальным окружением в целом.

Разделяя в основном точку зрения Б. Стасея, сделаем одно существенное, на наш взгляд, дополнение. Собственность, как известно, – экономическая категория, отражающая право владения имуществом. Собственность обусловливает и другие отношения, а именно распоряжения и пользования. Далеко не всегда собственник осуществляет функции распоряжения имуществом и тем более пользования. Нередко функция распоряжения делегируется менеджеру, а функция пользования передается лицу, которое может реализовывать свою предприимчивость, используя чужую собственность. Восприятие себя в качестве субъекта экономической деятельности проявляется в желании и ощущении возможности определять экономическую сторону своей жизни, брать на себя контроль в этой сфере, работать «на себя», «быть собственным боссом».

Сторонники психоаналитического направления в экономической психологии отводят подсознательной тенденции центральную роль в процессе выбора между работой по найму и созданием собственного дела. Речь идет о том, что преобладает в личности: либо желание находиться в подчинении, выполнять работу по распоряжению сверху, принадлежать группе, либо желание выполнять работу по своей инициативе.

Представитель французского психоанализа М. Кетс де Вриз подчеркивает, что «предприниматель, который начинает свой собственный бизнес, в целом делает это потому, что ему трудно работать исполнителем, он не способен работать «на других», подчиняться авторитетам и принимать организационные роли».

Феномен экономической субъектности или бессубъектности имеет личностные корни, которые следует искать в структуре «Я» - концепции, в особенностях психологического и социального «Я».

В случае экономической бессубъектности контроль над экономической стороной своей жизни передается «компетентным другим», то есть предпочитается «полномочный» контроль.

В случае преобладания в социальном «Я» «индивидуалистических» элементов восприятия «Я» как независимого и не похожего на другие «Я» у личности формируются представления о себе как субъекте экономической деятельности, главными признаками которого являются суверенность и функциональность. Понятия независимого экономического субъекта и зависимого объекта экономической деятельности обозначают крайние полюса единого континуума самовосприятия, между которыми расположена целая гамма возможных вариантов «Я» - концепций. В частности, в качестве промежуточного варианта может быть рассмотрена позиция «агента» или «соучастника» экономической деятельности, когда субъективно личность воспринимает себя способной к относительно независимой деятельности, но при соблюдении ряда вспомогательных условий.

Формирование «Я» - концепции и ее функционирование – не статичный процесс. С точки зрения системной модели личности, любая ее подсистема находится в непрерывном взаимодействии с другими подсистемами, подвергается трансформации в процессе деятельности. Характер экономической «Я» - концепции может изменяться, перемещая ее носителя от позиции к позиции между полюсами условного континуума «субъектности–бессубъектности».

Еще более нижележащим уровнем в структуре «Я» - концепции является специфическая профессиональная идентичность – профессиональное «Я» личности. Еще будучи школьником, молодой человек воспринимает мир профессий не только содержательно, но и функционально. Объективное восприятие собственного места между полюсами «работа на себя» и «работа по найму» приобретает в профессиональном «Я» содержательную наполненность, что связано с выбором конкретной сферы профессиональных предпочтений. Первоначально формируется именно тип субъектности, что подтверждается тем фактом, что в момент ухода с предшествующей бизнесу работы большинство потенциальных предпринимателей (86 %) не знало, чем конкретно они будут заниматься, но четко сформулировали свои дальнейшие цели в терминах работы «на себя».

Профессиональное «Я» формируется не только на основе экономического «Я» (тип субъектности), но и на основе психологического «Я». Общее личностное чувство контроля над ситуацией и восприятие своей эффективности могут конкретизироваться в ощущении компетентности и самоэффективности в получении образования, в выполнении конкретных профессиональных функций и в карьере в целом. Профессиональное «Я» содержит также элементы, формирующиеся на основе социального «Я». Воспринимая себя как потенциального профессионала, личность формирует представления и о потенциальной профессиональной общности, членом которой собирается стать. Данные представления носят в основном стереотипный характер и относятся к психологическим, личностным и ценностным характеристикам представителей различных профессиональных страт.

В исследовании В.С. Агеева и А.А. Тенькова показано, что основную роль в формировании профессиональной идентичности играет формирование стереотипных представлений о «своей» и «чужих» профессиональных общностях. Самым важным выводом этого исследования в контексте рассмотрения профессионального «Я» является заключение об очень раннем формировании стереотипов и ценностей потенциальной профессиональной общности (до начала деятельности), а также о том, что степень овладения этими ценностями и стереотипами тесно связана с успешностью адаптации к профессии и развитием профессиональной идентичности человека.

Ценностно-смысловой аспект профессионального «Я» требует особого внимания в процессе работы с экономически ориентированными студентами. Современная ситуация конкуренции и сложных материальных условий жизни способствует формированию ранней экономической и профессиональной идентичности на фоне несложившейся системы ценностных ориентаций. При раннем включении в «детский рынок» подросток не успевает сформировать собственную систему убеждений, процесс моральных исканий у него или отсутствует, или приобретает сугубо прагматическую, рациональную окраску.

Не случайно в ходе исследования А.В. Бояринцевой экономически ориентированных подростков, обучающихся в школах юных предпринимателей, менеджеров, экономических колледжах и кружках, выявлена устойчивая тенденция так называемого этического «нейтралитета». В частности, анализ образов «идеального предпринимателя» и «предпринимателя-проходимца» у подростков показал, что «идеал» не ассоциируется в их сознании с категорией нравственности. Образ идеала наделен этически нейтральными психологическими характеристиками, а предпринимательский успех связан в сознании подростков с рациональностью, опытом, знаниями, дистанцированностью от решения проблем морального выбора. Задача этико-экономического воспитания состоит в том, чтобы в процессе экономической социализации материальное «Я» не приобрело в структуре «Я» - концепции приоритетные позиции, чтобы смысл «Я» не свелся к формуле «Я есть то, что Я имею в материально-денежном выражении». Личностный смысл профессионального «Я» также не должен сводиться к формуле «Я есть то, насколько много я могу заработать».

Учащиеся старших классов демонстрируют уже практически сформированные субъективные модели профессиональной и экономической деятельности, близкие к моделям экономического успеха взрослых представителей профессиональной общности. Об этом свидетельствуют результаты исследования А.В. Бояринцевой, проведенного в экономических лицеях, колледжах и кружках среди старшеклассников Москвы в девяностые годы прошлого века. Среди экономически ориентированных подростков было выделено несколько групп по профессиональным предпочтениям: потенциальных предпринимателей, потенциальных менеджеров, потенциальных работников экономического сервиса (бухгалтеры, экономисты, статистики и т.д.).

Результаты исследования показали, что структура «Я» - концепции статистически значимо отличается и у студентов, принадлежащих к различным группам профессиональной ориентации. Одновременно обнаружено статистически значимое сходство в структуре «Я» - концепции у студентов определенной профессиональной ориентации и взрослых представителей данной профессиональной общности. Так, потенциальные и работающие предприниматели, независимо от возраста, демонстрируют высокий уровень субъективного контроля, высокую самоэффективность (общую и профессиональную), этическую «нейтральность» образа «Я», преобладание индивидуалистических элементов в социальном «Я» над коллективистическими (высокий уровень самоопоры, независимость, конкурентоспособность, стремление быть лучше других). Кроме того, анализ субъективных моделей экономического успеха предпринимательской общности (потенциальной и реальной) показывает, что основными символами достижения успеха у предпринимателей являются власть (наибольшая значимость), материальное благополучие (средняя значимость) и престиж (наименьшая значимость). Таким образом, студенты демонстрируют тенденцию экономической субъектности, аналогичную взрослым представителям выбранной ими потенциальной профессиональной общности.

Студенты с профессиональной ориентацией на менеджмент демонстрируют тип субъектности, аналогичный типу субъектности работающих менеджеров: средний уровень субъективного контроля, средний уровень самоэффективности, низкий уровень предпринимательской профессиональной самоэффективности и высокий уровень менеджерской профессиональной самоэффективности, преобладание в социальном «Я» коллективистических элементов по сравнению с индивидуалистическими, этическая окрашенность образа идеального «Я». Анализ субъективных моделей экономического успеха у тинейджеров менеджерской ориентации и работающих менеджеров показал наличие их значимого сходства: основными символами успеха являются у них слава (наибольшая значимость), престиж (средняя значимость) и власть (наименьшая значимость).

Студенты с профессиональной ориентацией на экономический сервис, то есть на работу в экономической сфере в качестве исполнителей, демонстрируют характеристики экономической бессубъектности: высокий уровень внешнего субъективного контроля, низкую предпринимательскую и менеджерскую самоэффективность, стремление не к успеху, а к избеганию неудачи, отсутствие индивидуалистических элементов в социальном «Я», которые совпадают с характеристиками ответственного исполнителя.

Весьма значимыми оказались различия между студентами менеджерской и предпринимательской ориентации в их представлениях об идеале предпринимателя. Для потенциальных предпринимателей образ идеала связан с такими характеристиками, как упорство, достижение все более высоких целей, уверенность в себе и в своей способности влиять на события, адекватная реакция на неудачи (умение извлекать уроки). Для потенциальных менеджеров – это осторожность, отсутствие спонтанности, избегание трудностей, работа в одиночку, внешний тип контроля, желание скрыть свои неудачи.

Формирование профессионального «Я» осуществляется у менеджеров в этических координатах, а у предпринимателей имеет характер этического нейтралитета. Данные, полученные методом факторного анализа результатов исследования, показывают, что у студентов менеджерской ориентации имеет место противопоставление в структуре сознания этически негативного и позитивного образов предпринимателя («бизнесмена-проходимца» и «идеала»). У предпринимателей-студентов образы «проходимца» и «идеала» входят в различные смысловые структуры, но не противопоставлены друг другу. Если у тинэйджеров - менеджеров образы «неудачника» и «бизнесмена-проходимца» входят в одну смысловую структуру, то у подростков-предпринимателей образ «неудачника» входит в ту же смысловую структуру, что и образ предпринимателя, «делающего ставку на нравственность». Иными словами, если у потенциальных менеджеров отсутствие моральных принципов в деловых решениях ассоциируется с неудачей в бизнесе, то у потенциальных предпринимателей с неудачей в бизнесе субъективно связана «нерациональная» ориентация на нравственные нормы.

Стереотипные представления о предпринимательской профессиональной общности во многом совпадают у студентов менеджерской и «исполнительской» (сервисной) ориентации, резко отличаясь от представлений о своей будущей профессиональной общности подростков с предпринимательской ориентацией. Данный факт объясняется тем, что, как бы ни были внешне схожи профессии менеджера, экономиста и предпринимателя, для исполнителя (экономиста) и посредника (менеджера) предпринимательская профессиональная общность воспринимается как «чужая группа», и стереотипные представления о ней не включены в профессиональное «Я» студентов с менеджерской и сервисной ориентациями. У студентов с предпринимательской направленностью стереотипные образы предпринимателя включены в профессиональное «Я», имеют личностный смысл, связаны с базовыми ценностными структурами личности.

Интересен также тот факт, что структура «Я» - концепции студентов гуманитарной ориентации имеет некоторое сходство не со структурой «Я» - концепции потенциальных исполнителей и посредников, а со структурой «Я» - концепции потенциальных предпринимателей. В частности, у этих двух групп студентов совпадают образы идеала предпринимателя и образы идеального «Я». Объяснение следует искать в том, что студенты гуманитарной ориентации не могут быть рассмотрены как потенциальные исполнители, характеризующиеся психологической бессубъектностью. Скорее всего, их можно рассматривать как «независимых интеллектуалов», то есть носителей субъектности, но не в экономической, а в гуманитарной сфере. Не случайно американский психолог Р. Хизрич утверждает, что «предприниматели могут быть обнаружены во всех профессиях», так как предпринимательство – это не профессия, а «процесс создания чего-то нового, что требует времени и усилий, включает финансовый, физический, психологический и социальный риск и предполагает получение денежного и личностного удовлетворения».

Столь ранняя дифференциация самосознания подростков по типу субъектности и характеристикам профессиональной и экономической «Я» - концепции, а самое главное, по базовым этико-смысловым структурам демонстрирует значимость и необходимость педагогического воздействия на ход профессионализации и экономической социализации.

Во-первых, диагностика структуры и содержания «Я» - концепции подростка, с точки зрения ее субъектности–бессубъектности, позволяет выявлять подростков, наиболее совместимых с той или иной профессиональной средой, требующей выполнения психологических ролей «организатора», «помощника» (посредника) и «исполнителя». Прогноз склонности ребенка к выполнению различных профессиональных ролей, с одной стороны, дает возможность педагогу учитывать индивидуальность ученика при организации педагогического процесса, а с другой стороны, создает условия для коррекции поведенческих стереотипов ребенка, например, методами социально-психологического тренинга.

Очень важным моментом в контексте исследования «Я» - концепции является отказ от оценочных характеристик феномена субъектности–бессубъектности по типу «хорошо–плохо». В различных ситуациях от человека требуется умение использовать и «субъектные», и «бессубъектные» ролевые модели. Если на этапе вхождения в бизнес от предпринимателя требуется умение реализовывать «субъектные» поведенческие модели, то на этапе управления организационной структурой и ее роста он должен уметь гибко переходить от одной модели к другой, например к «бессубъектной», при работе с экспертами. Именно поэтому в случае преобладания у подростка одной из ролевых моделей в зависимости от типа субъектности «Я» - концепции необходимо обучение его в режиме психологического тренинга использованию и других поведенческих моделей, чтобы обеспечить успешность профессиональной деятельности на ее различных этапах.

Во-вторых, диагностика структуры «Я» - концепции обеспечивает поддержку подростку в процессе его профессиональной ориентации, позволяет избежать различных сбоев и кризисов профессиональной идентичности, давая материал для самоанализа.

В-третьих, анализ этико-смысловых структур (образа идеального профессионала, образа антиидеала профессионала, субъективных символов успеха и т.п.), входящих в профессиональную «Я» - концепцию, создает базу для коррекции процесса нравственного становления личности. Учитывая особенности соотношения в сознании молодого человека этических и экономических категорий, педагоги и родители могут помочь ему наиболее адекватно сориентироваться в различных мотивационно-ценностных моделях профессионального и экономического поведения, накопленных в культуре, выбрать наиболее приемлемые из них не только с точки зрения индивидуальности личности, но и с позиции их этической окраски, что важно в нынешних условиях ранней экономической социализации молодежи.