Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Драматическая Вселенная. Том 1. ч.2.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
2.09 Mб
Скачать

8.19.5. Индивидуализация

Четвертое и самое высокое проявление жизни – октопотентная индивидуальность. В ней мы видим характерное проявление восьмой категории. Переход от структуры к индивидуальности – это одновременно и шаг вперед на шкале существования и возвращение к исходному пункту, то есть к целостности или единству. Индивидуум – за пределами структуры, и в то же время он – подлинное целое. Мы видели, что в гипономном мире последовательная индивидуация обнаруживается на каждой ступени, по мере того как мы переходим от недифференцированной хилэ к корпускулярному состоянию, от корпускул к частицам и от частиц к различным градациям составной целостности. Жизнь является новым шагом, который может быть выражен различием слов "индивидуация" и "индивидуализация".

Подлинный индивидуум – это автономная сущность, которая может управлять течением своей собственной истории. Там, где эта способность организована, мы можем говорить о "самоуправляемой сущности". Как в гипономном мире вещность – полное проявление пассивного существования, так индивидуальность – полное проявление согласующего существования. До стадии вещности нет субсистенции: корпускулы и частицы существуют лишь посредством их отношений. Равным образом в мире жизни лишь сознательно самоопределяющееся существо может быть в точном смысле названо индивидуумом. Тем не менее, категория индивидуальности необходима при всяком мышлении о жизни. Мы не можем надеяться понять простейшие и даже наиболее примитивные проявления автономного существования, если мы не будем помнить, что они принадлежат к циклу, который завершается сознательной индивидуальностью.

Таким образом, мы имеем в качестве четвертого и высшего условия жизни:

Все, что есть жизнь , это попытка /essay/ индивидуализации.

8.19.6. Порог жизни

Четыре гипотезы существования, применимые к жизни, могут рассматриваться как стадии появления индивидуальности. Когда, однако, мы пытаемся представить себе существование как полную структуру, мы должны рассматривать не только стадии, но также и переходы, посредством которых одна стадия переходит в другую. Между физическим и биологическим мирами есть переход, управляемый гипотезой, которую мы назвали гипотезой активной поверхности. Между жизнью и миром выше живого есть переход, который мы назвали гипотезой индивидуальности биосферы. Все, что мы можем знать о жизни, содержится в четырех стадиях и двух переходах, связывающих их с мирами ниже и выше. Эти шесть, взятые вместе, образуют цикл, эксплицирующий категорию повторения29.

Среди функциональных характеристик жизни мы находим специфичность, гибкость и устойчивость, но ни одна из них, взятая сама по себе, не достаточна для того, чтобы характеризовать жизнь как таковую. Атомные ядра, например, высокоспецифичны, а химические молекулы могут быть классифицированы с точностью даже большей, чем органические виды. С другой стороны, случайные движения молекул газа обнаруживают чрезвычайную гибкость. Частицы, многие из ядер и химических молекул могут проявлять чрезвычайную устойчивость. Таким же образом мы можем показать, что параллель каждой характеристики жизни может быть найдена в физическом мире. Лишь в комбинации, точнее – в объединенности различных характеристик может быть безошибочно обнаружен характер живого целого. Чтобы различить присутствие жизни, мы должны искать паттерн чувствительности. Именно этот паттерн конституирует индивидуум в отличие от просто члена вида. Индивидуум – это саморегулирующееся целое, единица в тотальном процессе взаимного поддержания. Таким образом, индивидуализация требует, с одной стороны, хорошо определенной границы, внутри которой может быть установлена независимость, и с другой стороны, достаточно проработанной структуры, обеспечивающей поддержание баланса функций – двух условий, которые мы находим выраженными в переходном районе, где начинают появляться активные поверхности и органические комплексы.

Чувствительность требует сочетания единства и разнообразия, что мы находим ясно выраженным в сетчатке глаза, где миллионы клеток с очень специфической конституцией и конструкцией действуют единым образом для получения впечатлений, ведущих к зрительным образам в мозге.

Этот способ соединения многих малых сил для создания сложного, но интегрированного целого обнаруживается в своем наиболее примитивном проявлении в действии поверхностных сил, которые существуют уже в гипономном мире в каждом составном целом выше молекулярного уровня. В коллоидном состоянии поверхностные силы приобретают интенсивность много большую, чем в кристаллических телах, и они являются предшественниками чувствительности. Коллоиды, следовательно, обеспечивают условия жизни. В белках мы находим разнообразие и специфичность, необходимые для того, чтобы нести сложные паттерны жизни. Нуклеиновые кислоты обладают сочетанием высокой поверхностной энергии и специфичности паттерна, вместе со способностью повторения и самообновления, но им недостает свойства саморегуляции. Таким образом, мы видим перед собой сырые материалы, из которых строится жизнь; прежде, чем мы предпримем изучение процесса ее построения, мы должны постараться лучше понять, что составляет порог между гипономным и автономным мирами.