Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 5.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
198.56 Кб
Скачать

Глава 5. Социально-политическое функционирование журналистики

201

сосредоточить главное внимание на прессе и рождающихся в связи с нею идеях, доктринах, течениях.

Двойственную сущность предмета политологии журналистики можно описать следующим образом: из мира журналистики в предмет входят те ее стороны и проявления, которые находятся под прямым воздействием по­литики; из мира политики — факты, обстоятельства и процессы прямого воздействия на журналистику. Политика несет в себе факторы, определя­ющие деятельность СМИ и направления происходящих с ними измене­ний, в то время как сама по себе она образует объект и предмет анализа других наук, прежде всего политологии.

Нас интересует не качество, не частное свойство тех или иных прояв­лений журналистского процесса (их соотнесенность с политикой), а сами по себе эти проявления. Только в этом случае у политологов журналис­тики появляется возможность вместе с прессой участвовать в решении ее насущных проблем. Таким образом, предмет политологии журналис­тики выглядит как взаимосвязанные с политикой теории, явления и тен­денции развития журналистики.

Анализ объекта и предмета изучаемой дисциплины в их гармонии и взаимообусловленности дает нам возможность вернуться к ее названию. По поводу «политологической» части термина у специалистов не возни­кает возражений — потребность, необходимость и допустимость обособ­ления политического сектора в теории журналистики признается без дискуссий. Но почему бы не именовать дисциплину, например, медиа-политологией, как это уже делается в некоторых публикациях?8 Отве­тим словами другого исследователя. Откликаясь на наши предыдущие публикации по этой теме, он приходит к выводу о том, что не стоит исполь­зовать медиаполитологию как синоним политологии журналистики: «Политология журналистики во главу угла ставит изучение содержатель­ного уровня взаимоотношений политики и журналистики. К примеру, в этом случае речь может идти о вопросах политики на страницах печати, об особенностях творчества журналиста как политолога... о методологи­ческой базе этого творчества и т.д. Медиаполитология фокусирует вни­мание только на коммуникативной стороне взаимодействия политики и СМИ как социальных институтов. Например, здесь могут изучаться по­литические формы периодики, тенденции развития политической меди-асистемыит.п.»9

8 См., напр.: Воробьев В.П. Медиаполитология: научная проблема и учебная дисцип­ лина // Средства массовой информации в современном мире. Ч. 1 / отв. ред. В.И. Коньков. СПб., 2001. С. 150—151. Обратим внимание на то, что данный автор не противопоставляет понятия политологии журналистики и медиаполитологии, а ис­ пользует их как синонимы.

9 Mapoe B.H. Предмет и проблемы медиаполитологии // XXI век начинается: акту­ альные вопросы журналистики / сост. Л.М. Макушин. Екатеринбург, 2002. С. 4.

200 Раздел II. Журналистика в социальном мире: опыты применения теории

и внутри политологии. Так, изучение внешней политики давно уже вы­делилось в особую область исследований, равно как и партология. В диссертациях по политическим наукам ставится задача «раскрыть пред­мет и основные понятия политологии социальной безопасности», при­чем со ссылкой на то, что рубрика «Политология безопасности» уже ведется в журнале «Безопасность Евразии»7. Но главное состоит в том, что, независимо от положения дел в смежных науках, теория журналис­тики допускает отраслевую дифференциацию и находит в ней один из резервов своего качественного роста. Вот почему, в частности, политоло­гия журналистики принадлежит к разряду именно теоретико-журналис­тских дисциплин, в этом семействе она востребована, здесь получает свое обоснование и развитие.

Для теории журналистики политический взгляд на действительность означает выбор предмета анализа. Он находится в прямой зависимости от логики определения объекта.

Вспомним, что в объекте мы устанавливали зоны пересечения интере­сов научного знания о политике во всех ее проявлениях и о журналистике как о явлении социальной и духовной жизни, как о практической дея­тельности и как о совокупности идей, взглядов, концепций. Предметом изучения в любой науке становится сторона, аспект, угол зрения на иссле­дуемые объекты. Для нас принципиально важно определиться — что вы­ходит на первый план как материал для анализа. Будут ли это политичес­кие институты, процессы, сознание и т.п., преломленные и отраженные в СМИ, или сама по себе журналистика, преломляющая и отражающая мир политического. Вопрос можно поставить иначе: то ли это будут взгля­ды политологов на прессу «со стороны» (не исключено, что и свысока), то ли — реальное бытование журналистики, ее профессиональные уста­новки, концепции, организационно-структурные модели, содержание, ме­тодика деятельности, рассмотренные в свете практической политики и на­учного знания о ней. Казалось бы, простое решение напрашивается через использование слова «взаимоотношения», к которому в подобных ситуа­циях нередко прибегают науковедческие источники. Например: взаимо­отношения политики и прессы, редакционной практики и политической жизни, партий и СМИ, избирательных штабов и корреспондентов и т.п. Однако в приведенных примерах слышится скорее нежелание определить­ся, чем прямой ответ на коренной вопрос. Поставив во главу угла взаимо­отношения, мы оказываемся как бы между политикой и журналистикой, не примыкая ни к одной из научных дисциплин и ни к одной из сфер деятельности. Оставаясь же в пределах теории журналистики, мы обязаны

7 Рац СВ. Роль государства в становлении социальной безопасности в совре­менной России; автореф. дис. ... канд. полит, наук. СПб., 2004. С. 5.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]