Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 5.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
198.56 Кб
Скачать

Глава 5. Социально-политическое функционирование журналистики 227

в некомпетентности, а сами журналисты громко и регулярно заявляют о давлении на них со стороны истеблишмента. Таким образом, предполо­жение о том, что «развод» политики и прессы мог бы стать общественным благом, кажется совсем не лишенным резонов. В самом деле, почему бы не допустить, что такое хронически тревожное соединение вдруг будет разрушено. Журналистика станет собирать и анализировать сведения о социально-бытовой и культурной жизни, транспорте и науке, сельском хозяйстве и спорте — обо всем, что не относится непосредственно к полити­ческим институтам, процессам и действующим лицам. В истории мировой и отечественной прессы бывали длительные периоды запрета на освещение сферы политики — всей периодике или, по меньшей мере, за исключением официальных изданий. Это хорошо известно из истории французской журналистики времени Наполеона, российской печати в условиях само­державия и пр. По аналогии сошлемся и на былое отсутствие других мас­сово-информационных явлений, без которых сегодня трудно представить себе функционирование СМИ, например телевизионной рекламы или религиозных проповедей в светском эфире.

Возражения против изъятия политики из журналистики (или журналис­тики из политики?) появляются с разных направлений. Во-первых, диле­тантизм и безответственность свойственны прессе едва ли не любого тематического профиля. С этим столкнулись уральские исследователи, когда провели опрос экспертов — опытныхжурналистов. Некомпетентность лиди­рует среди критических замечаний, в частности, при ответе на вопрос о том, что больше всего раздражает в современной российской журналистике. Резче и определеннее других критиков высказался Д.А. Урушев, редактор религиозного приложения к «Независимой газете». «Для конфессиональной... журналистики зачастую характерны крайний дилетантизм, необъективное отношение к источникам, малограмотность, — заявляет человек, получивший университетское образование по специальности "религиоведение" — Для светской журналистики характерна погоня за сенсациями и опять-таки малограмотность»36. Так что стратегию «изъятия» логично было бы рас­пространить на все тематические разделы содержания СМИ.

Во-вторых, своеобразие политики в числе прочего состоит в том, что она чувствительнее других сфер общественного бытия затрагивает права и долгосрочные интересы граждан, причем объективно это относится ко всему населению, даже если часть его декларирует свою аполитичность. В-третьих, реальную возможность контролировать через прессу не толь­ко власти (на что стандартно обращается внимание в западной политоло­гии), но и весь спектр политической жизни современное общество выстрадало и завоевало в результате многовековой борьбы. Отказ от этого

36 Социологический опрос // Современная журналистика: дискурс профессио­нальной культуры / под ред. В.Ф. Олешко. Екатеринбург, 2005. С. 285.

226 Раздел II. Журналистика в социальном мире: опыты применения теории

5.3. Политическая журналистика: границы автономии и стереотипы мышления

Описание принципиальных устоев политологии журналистики и опре­деление позиции прессы в современной демократии создает базу для анализа практики политической журналистики. Без такой «подкладки» рас­смотрение опыта превращается в демонстрацию вкусовых пристрастий или в обзор отдельных, весьма частных эпизодов, который имеет мало общего с занятием теорией. Субъективным, например, был бы ответ (ответы) на вопрос о том, что несет вмешательство прессы в политику — общественное благо или вред. Альтернатива вовсе не надуманная. На нее наталкивает знакомство с полемикой двух американских критиков проведения из­бирательных кампаний в США. Как и в России, там остро обсуждаются проблемы вмешательства прессы в политику, конкретнее — в выборы: вредны ли для американского политического процесса так называемые негативные кампании, то есть скандалы и разоблачение кандидатов?

По оценке одной из полемизирующих сторон, такие разоблачения вы­зывают вредный эффект. Другая сторона считает, что они полезны для общественности, поскольку позволяют ей сделать выбор между кандида­тами. Каждый из участников спора критикует манипулятивную ритори­ку в ходе кампаний и призывает тщательнее обращаться с ложными заявлениями. Но если один автор считает, что прессе необходимо как можно осторожнее относиться к информации, которую она поставляет, то другой отвергает утверждение о том, что негативизм вреден. «Вместо чинных кампаний, когда каждый кандидат произносит общие фразы, пусть открываются и обсуждаются документы и поступки, — говорит он. — Проблема личности реальна, и у людей должен быть способ судить о лич­ностях тех, кого они выбирают. В противном случае информация, необхо­димая для того, чтобы выяснить различие между кандидатами, никогда не всплывет. И политический процесс станет еще более вялым»35.

В цитируемом источнике нет подведения итогов этого спора. Можно с уверенностью сказать, что он будет возбуждаться многократно — и каж­дый раз без победителя. Столь же определенно мы беремся утверждать, что обсуждаемая проблема поддается расширению до размышлений о не­обходимости и полезности включения прессы в те политические процес­сы, которые не замкнуты в рамках избирательных кампаний.

Ассортимент претензий к качеству и результатам политической активности прессы сформировался и хорошо известен. Общественность и политические активисты обвиняют ее в тенденциозности, исследователи —

35 Is Negative Campaigning Bad for the American Political Process? // Taking Sides: Clashing Views on Controversial Issues in Mass Media and Society / Selected, Ed., and Introductions byAlisonAlexanderand Jarice Hanson. 6th ed. Guilford (Connecticut), 2001. P. 167.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]