Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 5.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
198.56 Кб
Скачать

Глава 5. Социально-политическое функционирование журналистики 191

Глава 5. Социально-политическое функционирование

журналистики

5.1. Политология журналистики: содержание и перспективы развития

Исследование социально-нравственных характеристик современной журналистики и журналиста представляет собой одну из магистралей раз­вития теории. Другая «главная дорога» — анализ прессы в свете полити­ки и в связи с нею. Понятно, что эти пути не ведут науку в разные стороны и не создают в ней разнобоя, они переплетаются и, по сути, не существу­ют друг без друга. Вместе с тем политическое знание о журналистике зас­луживает того, чтобы стать содержанием самостоятельной ветви теории, а именно политологии журналистики. В ней найдут преломление зако­ны, тенденции и общее понимание теории журналистики как целостно­сти, включающей в себя различные виды особенного.

Изучение и оценка прессы с позиций политической теории и практики от самого зарождения периодической печати воспринимаются как есте­ственный и необходимый угол зрения на журналистскую деятельность. Это наблюдается и в отечественной, и в мировой науке. Заметим, правда, что не надо путать политико-идеологическую заданность доктрин, сужде­ний и оценок со специальной областью научного знания. Так, в советское время научная литература была пронизана идеями коммунистической партийности, но как раз политическая наука не получила такого энергич­ного развития, как в ряде западных стран.

Тем не менее есть основания утверждать, что собственно поли­тологический подход к журналистике в России опирается на довольно прочную традицию. Еще несколько десятилетий назад выходили крупные труды, теоретически отражавшие неразрывную взаимосвязь политики и прессы1. Понятно, что в значительной своей части материал тех изданий устарел. В последние годы дополнительным стимулом к работе в данном направлении служит развитие специализации корреспондентов в области политического репортажа и комментария. Откликаясь на потребность ре­дакций, университеты вводят учебную специализацию студентов по поли-

1 Журналистика в политической структуре общества / под ред. Я.Н. Засурского. М., 1975; Журналистика и политика / под ред. Я.Н. Засурского. М., 1987; Ученова В.В. Публицистика и политика. 2-е изд., доп. М., 1979 и др.

Глава 5. Социально-политическое функционирование журналистики 193

листики», мы, естественно, будем считать объектом журналистику, раз­мышлять на уровне ее закономерностей, принципов функционирования и развития, взаимоотношений с другими социальными институтами и т.п. При этом изучение политических отношений, в которые вступает прес­са, окажется частным случаем применения универсальной теоретико-журналистской методологии.

Очевидно, что конкуренция между двумя областями знания способна привести скорее к поглощению одной науки другой (если не, наоборот, к их безоговорочному разделению), чем к рождению оригинальной син­тетической дисциплины. Для преодоления подобных коллизий, возни­кавших прежде и в связи с другими отраслями обществоведения, мы используем ту схему взаимоотношений теории журналистики со смеж­ными науками, которая была предложена в предыдущих главах книги. Он, этот объект, помещается в зоне пересечения («наложения» друг на друга) политологии и журналистики.

При данном подходе в объект политологии журналистики войдут, с одной стороны, политические идеи и деятельность, с другой — идео­логия и практика журналистики. Это не два раздельных объекта, а эле­менты двусоставного комплекса. На стадии «учреждения» новой дис­циплины не имеют решающего значения вопросы о том, как именно понимается содержание самой политологии и теории журналистики, какие концептуальные споры идут внутри каждой из них: политология журналистики принимает «готовую продукцию», результаты жизнедея­тельности своих прародителей.

Взаимосвязь политологии журналистики с политологией заслужива­ет более детального рассмотрения. Каким образом политология участвует в структурировании объекта нашей субдисциплины? Насколько глубо­ко в него входит? Какими своими компонентами? Для ответа на постав­ленные вопросы представим содержание (разделы) политической науки, или, иначе говоря, основные объекты ее внимания. Тем самым станет возможным увидеть богатство и разнообразие взаимоотношений полито­логии журналистики с политологией как наукой, которая имеет свою сложную структуру (рис. 3).

Не исключено, что у кого-то из «штатных» политологов возникнут до­полнения или несогласия по поводу такого членения их науки. Но для выработки исследовательского подхода нам важен не столько исчерпы­вающий перечень тех или иных разделов, объектов, составных частей, сколько метод, ведущий к правильному пониманию содержания полито­логии журналистики. Значит, при желании в изображенную нами схему можно добавить недостающие компоненты, перегруппировать имеющи­еся и т.п. Можно и даже необходимо расшифровать содержание блоков, перечислив входящие в них элементы.

192 Раздел II. Журналистика в социальном мире: опыты применения теории

тической журналистике. Организационные шаги такого рода уже сделаны в Белорусском, Московском, Санкт-Петербургском, Уральском и дру­гих государственных университетах. Одна за другой появляются книги, в названиях и содержании которых политика и журналистика образуют неразрывное тематическое единство2. На научно-квалификационном уров­не присваивается ученая степень докторов и кандидатов политических наук по специальности «Журналистика», то есть — политологов, специализи­рующихся на анализе прессы. Специалисты пришли к выводу о том, что пришло время системно описать особую научную и учебную дисципли­ну — политологию журналистики. Над решением этой задачи целенап­равленно работала кафедра социологии журналистики СПбГУ (ныне не существующая). Ее усилиями созданы учебные пособия, проведены кол­лективные исследования, межвузовские семинары, в том числе по про­грамме такого высокого форума, как Дни Петербургской философии3. Думается, сегодня есть материал для обобщения и закрепления сложив­шихся представлений.

Говорить о существовании самостоятельной дисциплины целесооб­разно постольку, поскольку определены ее базовые характеристики, а именно объект и предмет изучения (суверенная сфера интересов), состав, а также методолого-методическое обеспечение. В случае с политологией журналистики (впрочем, как и с другими пограничными дисциплинами) главная сложность связана с выбором приоритетов из нескольких «мате­ринских» областей познания.

К объекту изучения возможны как минимум два подхода. Идя «от по­литологии», мы назовем объектом политику — основную для данной на­уки область анализа. Политология неизменно остается в пределах своей компетенции, независимо от того, какой фрагмент действительности попадает в сферу ее интересов, будь то деятельность государства, межна­циональные конфликты или, скажем, пресса. Двигаясь «от теории журна-

2 Десять интервью о политической журналистике / под ред. Л.Л. Реснянской. М., 2001; Ивлева И.Д. Основы политической журналистики: конспект лекций. Рига, 2001; Киричёк П.Н. Публицистика и политология: природа альянса. Саранск, 1995; Парла­ ментская журналистика: ретроспектива, теория, практика / отв. ред. И.Н. Тхагушев. М., 2000; Сидоров В.А. Политическая культура средств массовой информации. М., 1994; СМИ и политика в России: социологич. анализ роли СМИ в избирательных кампа­ ниях / ред.-сост. И.В. Задорин. М., 2000 и др.

3 Журналистика и социология'2001. Политология журналистики / ред.-сост. С.Г. Кор- коносенко. СПб., 2002; Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004; Социально-полити­ ческое функционирование журналистики / ред.-сост. В.А. Сидоров. СПб., 2005; Журналистика в мире политики: поиски назначения / ред.-сост. С.Г. Корконосен­ ко, В.А. Сидоров. СПб., 2006; Журналистика в мире политики: гуманистическое измерение / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2007; Журналистика в мире поли­ тики: спрос на интеллект / ред.-сост. В.А.Сидоров. СПб., 2008 и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]