Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
04.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
1.68 Mб
Скачать

5.2.4.5.1. Пионеры возрождения олимпийской идеи

Насколько нам сегодня известно, понятие Олимпийских игр было возвращено в сферу общественного сознания выдающимся итальянским государственным деятелем эпохи Возрождения Матео Палмиери (1405—1475) в одной из его политических дискуссионных работ, написанной около 1450 года. Политические деятели итальянских городов-государств в полемике с церковными и феодальными властями стремились ссылаться на идеи античного мира38.

Значительно подробнее с точки зрения медицины и педагогики занимался олимпиадами уже упоминавшийся выше Иероним Меркуриалис в своем труде «Де арте гимнастика». Основное содержание его книги строится на воспоминаниях о древней физической культуре. На олимпиады древнего времени ссылается и Петрус Фабер в своей работе «Агонистикон», изданной в Париже в 1592 году. Оба эти автора в соответствии с подходом, унаследованным от средневековья, выступали противниками состязаний и сторонниками применения античной гимнастики в целях эстетического воспитания знати. В то же время они резко протестовали против того, чтобы гимнастика превращалась в предмет каких-либо соревнований более широкого характера.

К пионерам олимпизма следует отнести и юриста Иоханнеса Аквилла, который в 1516 году организовал в Бадене «показательные олимпийские выступления» Из истории олимпиад древних времен черпал основные ндеи своих поэтических произведений Ганс Сакс (1494—1576). В своих стихах он, по нашему мнению, ошибочно утверждал, что и фехтование берет свое начало от панэллинских игр. В то же время Г. Сакс правильно отмечал, что участники олимпиад состязались голыми и натирали тело маслом. Заслуживает внимание его утверждение, что греческие состязания были намного эстетичнее римских. Г. Сакс подчеркивал, что наградой участникам спортивной борьбы служили не деньги, а венок.

Идею олимпизма в ее буржуазном толковании впервые выдвинул английский драматург Томас Кид (1544—1590). Ставя в театре отдельные захватывающие сцены из истории олимпийской спортивной деятельности, он стремился к обличению общественных пороков своей эпохи, а также изнеженности знати.

Королевский прокурор Роберт Довер (1575—1652) при поддержке Якова I организовал в 1604 году в Бартоне-на-Хэсе серию соревнований, получивших название «Олимпийские игры». Эти игры, видимо, были связаны с борьбой против пуританства и отражали потребность обуржуазившейся Англии в «человеческом спорте».

Эти соревнования проводились ежегодно на троицу. Таким образом, они были связаны с древними традициями физической культуры английского народа. Заслуживает внимания тот факт, что в отличие от состязаний древности в них могли участвовать все независимо от пола и сословной принадлежности. Игры, длившиеся несколько дней, состояли из состязаний атлетов, борцов и конников и завершались охотой, танцевальными праздниками и жареньем быка. Помимо физических, организовывались также духовные соревнования (шахматы, пение, музыка). «Английские Олимпийские игры» воскрешенные в рамках национальных традиций, сохранили широкую популярность и после смерти Роберта Довера. Эти соревнования, проводившие. со многими перерывами в течение почти ста лет, в конце концов бы.. прекращены под нажимом пуритан.

Мир античных игр вдохновляет и неогуманистов. Особенно большое внимание идее олимпизма уделил в своих письмах, посвященных вопрос, эстетического воспитания, Фридрих Шиллер (1759—1805). Однако он. выдвигает на первый план истмийские игры.

Руссо заставляет Эмиля бегать и прыгать, чтобы «у него было хоть какое-нибудь понятие об олимпиадах». Почти одновременно с появлением его романа-трактата «Эмиль, или О воспитании» (1762) англичанин Джил берт Вест (1703—1756), по имеющимся данным, первым разработал историю Олимпиад в форме докторской диссертации. В послесловии к ней мечтал о возрождении идеи олимпизма и сожалел о том, что организованные когда-то Довером игры все больше и больше предаются забвению.

Начиная со второй половины XVII века развернулась борьба за ликвидацию социальных привилегий и в области физической культуры. Однако предрассудки в отношении состязаний держались прочно. В то же время начинания филантропов на физкультурном поприще с самого начала были основаны на традициях народных игр и одного из главных номеров Олимпиад — пятиборья. В духе олимпиад они организовывали различные местные соревнования (более того, как уже упоминалось, многие филантропы мечтали о возрождении древних Олимпийских игр). О растущем авторитете идей олимпизма говорит и тот факт, что покровитель Бейсдофа герцог Леопольд Фридрих построил в своем имении в Дессау площадку для проведения состязаний и ежегодно по случаю дня рождения своей жены устраивал там празднества по программе древних Олимпийских игр (1772—1779).

5.2.4.5.2. Раскопки Олимпии.

В начале XIX века в т. н. героическую эпоху «гимнастических систем» идея олимпизма в области физической культуры временно отошла на второй план. Однако она продолжала жить в только еще складывавшейся тогда археологии, а также в истории искусства.

Французский ученый-бенедиктинец Дон Бернар де Монфокон в 1723 году уговорил своего друга епископа о. Корфу провести раскопки в Элиде. Однако они не нашли подходящих специалистов. В конце концов практическую сторону дела взял на себя немецкий историк искусства Иохим Винкельманн. Тем не менее раскопки начаты не были, поскольку в период их подготовки Винкельманн был убит грабителями в Триесте (1768).

Самая большая проблема состояла в том, что за период свыше полтора веков территория тогдашнего Алтиса оказалась под многометровым слоем речных наносов. Археологи, проводившие исследования в Греции, долгое время не могли определить место, где следовало организовать раскопки. Первые следы были обнаружены в 1766 году оксфордским археологом Ричардом Чандлером (1738—1810), следовавшим указаниям одного турецкого аги, который в случайном разговоре упомянул о том, что «рядом с селением Мирака есть много развалин Храмов, а в его окрестностях можно найти и скульптуры, изображающие борцов».

Первые раскопки попыталась провести французская военная экспедиция (1829). Были обнаружены остатки нескольких зданий. Найденные художественные ценности отправили в Париж. Вывоз за границу предметов античного наследия вскоре вызвал сопротивление греческих патриотов. Во время раскопок был убит один солдат. Поэтому дальнейшие работы были приостановлены. Из-за отсутствия необходимых денежных средств последовавшие затем попытки частных лиц вести раскопки могли дать лишь ограниченные результаты. Однако весть об археологических находках облетела всю Европу. Филологи, археологи, историки начали собирать и публиковать воспоминания об Олимпийских играх древности.

По имеющимся данным, тогда же появилось и первое сообщение об олимпиадах на венгерском языке. Автором этого материала, опубликованного в сентябрьском номере «Полезных развлечений» за 1836 год, был профессор-языковед Шандор Мольнар. Даниэль Берженьи (1776—1836) в письме Иштвану Сеченьи выдвинул идею возрождения олимпийской гимнастики.

Археолог Эрнст Курциус (1814—1896) осуществил свою студенческую мечту — провел раскопки Олимпии.

Может быть, нелишне для иллюстрации его увлеченности олимпиадами процитировать заключительный фрагмент одного из докладов, с которым Э. Курциус выступил в 1852 году: «То, что лежит там в темной глубине, — жизнь из нашей жизни, и даже если у бога есть другие распространенные на земле заповеди, провозглашающие намного более величественный мир, чем олимпийское перемирие, то и тогда Олимпия все же остается для нас :священной землей. И нам необходимо перенести в наш мир, блистающий более чистыми огнями, возвышенность культуры древних, самоотверженный патриотизм, готовность к жертвам во имя искусства и радость состязаний, превосходящую любые жизненные силы».

Раскопки начались в 1875 году, после длительных приготовлений и переговоров, и до 1881 года Курциус, ставший к тому времени преподавателем университета, сделал самые важные находки, относящиеся к Олимпийским играм древности.