Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2015_Terborn_J_Mir_Rukovodstvo_dlya_nachinayuschikh.pdf
Скачиваний:
43
Добавлен:
27.03.2018
Размер:
20.21 Mб
Скачать

1 1 1 . С о в р е м е н н а я м и р о в а я с ц е н а

КРУПНЫЕ ИГРОКИ

Неравномерное поле национальных государств

Национальное государство возникает благодаря союзу государ­ ства и нации. Его провозгласили американская и Велйкая фран­ цузская революции, откуда по всему миру пошла ударная волна, добравшаяся до Африки в конце 1950-х годов и нанесшая смер­ тельный удар Советскому Союзу и Югославии в 1990 г. В ряде случаев национальные государства развивались постепенно из династических или олигархических форм правления, как, на­ пример, Великобритания в XVII и XVIII вв. Однако дело редко обходилось без кровавых конфликтов.

В 2010 г. в мире проживало около 6,8 млрд человек, внутренне разделенных почти на 200, значительно различающихся по ве­ личине государств, 192 из которых являются членами Органи­ зации Объединенных Наций (по сравнению с 60 государствами в 1950 г.). С начала 1990-х годов ООН включила ряд малых го­ сударств, обладающих сомнительным суверенитетом, таких как крошечные реликты до-национальной Европы —Андорра, Лих­ тенштейн, Монако и Сан-Марино, внешняя политика которых давно ведется их национальными государствами-соседями, — а также бывшие колониальные островки Тихого океана — Ки­ рибати, Науру и Палау. За пределами остаются всего несколько территорий, де-факто обладающих статусом государства, кото­ рый, однако, не признается как легитимный в международном сообществе: Абхазия, Косово, Северный Кипр, Южная Осетия, Тайвань и Приднестровье. На всех континентах, кроме Австра­ лии, можно наблюдать политически активные движения, тре­ бующие создания новых национальных государств. Чем бы не являлись национальные государства, они точно не устарели.

Во время нашего короткого мирового тура нам следует сосре­ доточиться на больших «дивизионах» и отметить, прежде всего, что человеческий мир — это преимущественно азиатский мир, с точки зрения населения и места жительства, мир Восточной и Южной Азии, возглавляемый двумя странами с миллиардным населением —- Китаем и Индией (см. табл. III. 1).

В двух странах — Китае и Индии — проживают почти две пя­ тых жителей планеты (37%). Половина человечества сконцент­ рирована всего в шести странах. Добрые 60% живут в 11 стра­

185

М и р : Р у к о в о д с т в о д л я н а ч и н а ю щ и х

нах с населением более 100 млн человек. Ни один серьезный социальный анализ мира не может обойтись без специального рассмотрения этих стран. Явное большинство населения пла­ неты (56%) сосредоточено в трех регионах: Восточной, Юж­ ной и Юго-Восточной Азии. В Европейском союзе и Северной Америке — мировых центрах XIX и XX в. — проживает только каждый восьмой житель планеты. Европейцам также стоит об­ ратить внимание на то, что — помимо США — население 13 не­ европейских стран превышает население Германии — гиганта ЕС: помимо вышеупомянутых, они включают также Филиппи­ ны, Вьетнам, Египет и недавно присоединившуюся к ним Эфи­ опию. Крупные страны, как правило, стремятся обладать более или менее значительной континентальной территорией. Но, как и все остальное в этом мире, пространство распределено между государствами крайне неравномерно.

ТАБЛИЦА III, 1. Самые многонаселенные страны мира, 2008 г. (млн чел.)

Китай

1326

Индия

1140

США

304

Индонезия

228

Бразилия

192

Пакистан

166

Бангладеш

160

Нигерия

151

Россия

142

Япония

128

Мексика

106

ИСТОЧНИК. [World Bank 2010: Table 1].

 

Некоторое представление о мировом пространстве можно получить, если вспомнить о том, что Россия только немного меньше, чем Китай и США вместе взятые, или что Австралия (с населением в 21 млн человек) в два раза больше Индии. А Гре­ ция с 11 млн жителей обладает практически такой же террито­ рией, что и 160-миллионный Бангладеш. Вто время как площадь самой большой страны Западной Европы — Франции — состав­

186

III. С о в р е м е н н а я м и р о в а я с ц е н а

ляет всего 552 000 км2, 6 стран Латинской Америки и 11 афри­ канских стран, включая ЮАР, обладают территорией более од­ ного миллиона квадратных километров.

ТАБЛИЦА III,2. Крупнейшие страны (в 1000 км2)

 

Россия

17,098

Канада

9,985

США

9,632

Китай

9,598

Бразилия

8,515

Австралия

7,741

Индия

3,287

Аргентина

2,780

Казахстан

2,725

Судан

2,505

Алжир

2,381

Конго (Киншаса)

2,344

Саудовская Аравия

2,000

Мексика

1,964

Индонезия

1,904

ИСТОЧНИК. [World Bank 2009: Table AI].

 

Страны также делятся и соотносятся друг с другом по раз­ меру национальных экономик и экономическому процветанию. Международный вес национальных экономик лучше всего мо­ жет быть выражен в долларах США по текущему обменному курсу (см. табл. Ш.З).

Экономический рейтинг крупных стран практически полно­ стью противоположен демографическому. США, с менее чем 5% мирового населения, присваивают четверть мирового до­ хода. Европейский союз не является государством, но является основным экономическим игроком в мире, на долю которого приходится 30% мирового дохода на 7% мирового населения. Население Китая и Индии составляет 37% всего населения пла­ неты, на долю которого приходится 9% от мирового дохода. Так называемые страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай)

1 8 7

М и р : Р у к о в о д с т в о д л я н а ч и н а ю щ и х

показаны в табл. III.3, но, как минимум, вместе с пятью стра­ нами Западной Европы и Канадой. Две крупнейшие экономики Африки — ЮАР (283 млрд долл.) и Нигерия (176 млрд долл.) — меньше, чем экономики Дании и Португалии соответственно.

ТАБЛИЦА Ш.З. Крупнейшие экономики мира: валовой национальный до­ ход, 2008 г.

 

Млрд долл.

% от общего мирового валового дохода

США

14,466

25

Япония

4,879

8

Китай

3,899

7

Германия

3,486

6

Великобритания

2,787

5

Франция

2,702

5

Италия

2,109

4

Испания

1,457

2,5

Бразилия

1,411

2,5

Канада

1,390

2

Россия

1,365

2

Индия

1,216

2

ПРИМЕЧАНИЕ. Весной 2010 г. Китай обогнал Японию. ИСТОЧНИК. [World Bank 2010: Table 1].

Мы являемся свидетелями начала возвращения экономиче­ ского превосходства центральных государств, принадлежащих двум самым богатым цивилизациям Азии, в канун заката европоцентричного современного мира. Они вернулись как нацио­ нальные государства. Китай воспроизводит по сути ту же стра­ тегию экспансии, что и самые мощные династические империи, а Индия является примером беспрецедентного постколониаль­ ного объединения субконтинента. Благодаря наднациональной интеграции Европа по-прежнему является одним из ключевых экономических регионов мира. Но роль лидера и просветителя европейской цивилизации уже более полувека назад перешла к государству, олицетворяющему собой наибольший успех ев­ ропейского поселенческого модерна — США. Согласно книге, в

188

I I I . С о в р е м е н н а я м и р о в а я с ц е н а

которой больше, чем в какой-либо другой, уделяется внимание цивилизациям [Huntington 1996], европейская цивилизация даже не существовала. Ее заменила «западная» цивилизация, сосредоточенная на западном побережье Северной Атлантики.

В то время как перечень стран в таблице III.3 включает в себя два других «ответвления» европейского поселенческого модер­ на — Бразилию и Канаду, — цивилизация Западной Азии оста­ ется расщепленной и экономически слабой, несмотря на свои огромные нефтяные доходы. Так, египетская экономика меньше румынской, а экономика Саудовской Аравии сопоставима по размерам с австрийской. До сих пор Африке не удалось стать межконтинентальным экономическим центром, и она продол­ жает занимать достаточно маргинальную позицию, хотя XXI в. и начался для нее довольно удачно, когда рост ВВП превысил рост населения.

Если мы хотим сопоставить стандарты жизни в глобальной перспективе, нам следует использовать другую меру — уровень национального дохода на душу населения, выраженный в дол­ ларах в паритете покупательной способности (ППС). Рассчиты­ вается ППС исходя из цены большой потребительской корзины в разных странах: сколько можно купить на определенное ко­ личество долларов. Правильное приведение цен к общему зна­ менателю — это сложный процесс, особенно в крупных странах со значительными внутренними различиями. В 2005 г. Все­ мирный банк провел тщательный пересмотр своих процедур, найдя серьезные ошибки в предыдущих оценках: например, доход Китая в ППС оказался на 40% ниже, чем рассчитанный с использованием предыдущего метода, тогда как доход Ниге­ рии стал выше, чем было оценено ранее [Chen, Ravaillon 2008]. Было бы опрометчиво заключить, что теперь наконец найде­ ны правильные цифры. Новые данные следует воспринимать осмотрительно, однако они представляют собой наилучшие из имеющихся данных по сравнительному уровню доходов в мире (см. табл. Ш.4).

Пожалуй, самым поразительным результатом является эко­ номическое процветание Сингапура и Гонконга, обогнавшими почти все страны Западной Европы и являвшихся единствен­ ными бывшими колониями в верхней части списка процве­ тающих стран. Однако тот, кто посетил Гонконг и Сингапур и стал свидетелем непрерывных походов за покупками и хорошо

189

М и р : Р у к о в о д с т в о д л я н а ч и н а ю щ и х

управляемого трудолюбия, удивлен гораздо меньше. Средний уровень дохода на душу населения в паритете покупательной способности приходится на Бразилию и Латинскую Америку в целом; ЮАР располагается чуть ниже. Показатели самых бедных стран Европы — Молдовы, Боснии и Герцеговины и Албании — значительно ниже среднемировых, Македония — чуть ниже.

ТАБЛИЦА Ш.4. Самые процветающие страны и доходы крупных стран. Валовой национальный доход на душу населения в паритете покупатель­ ной способности, 2008 г. (долл.)

 

Валовый национальный

Кратное мировому

 

доход на душу населения

среднему значению

Норвегия

58,500

5,6

Сингапур

47,940

4,6

США

46,970

4,5

Швейцария

46,460

4,5

Гонконг

43,960

4,2

Голландия

41,670

4,0

Китай

6,020

0,6

Индия

2,960

0,3

Индонезия

3,830

0,4

Бразилия

10,070

1

Пакистан

2,700

0,3

Бангладеш

1,440

0,1

Нигерия

1,940

0,2

Россия

15,630

1,5

Япония

35,220

3,5

Мексика

14,270

1,4

Германия

35,940

3,5

Африка к югу от Сахары

1,991

0,2

ИСТОЧНИК. [World Bank 2010: Table 1].

Из 11 наиболее многонаселенных стран мира, в каждой из ко­ торых проживают более 100 млн человек, шесть имеют доход на душу населения в ППС ниже среднего мирового уровня и толь­ ко четыре — выше. Отношение страны, занимающей высшую

190

III. С о в р е м е н н а я м и р о в а я с ц е н а

строчку списка» к стране, занимающей нижнюю позицию — США к Бангладеш, — составляет 33:1.

Национальные государства не являются просто большими или малыми, богатыми или бедными. Они также объединяются в зачастую пересекающиеся геополитические группы на самых разных основаниях. Впоследние годы можно наблюдать порази­ тельный глобальный «рой» лидеров национальных государств, перелетающих с одного саммита на другой.

В этом сказываются усилия по межгосударственному гло­ бальному управлению. Роль ООН является здесь ключевой и наиболее универсальной. Но именно поэтому эта организация оказывается и самой неторопливой. Всемирная торговая орга­ низация — это большая, но не универсальная организация с обязывающим уставом. Как следствие она становится сценой серьезных, но мирных конфликтов (единственной сценой, где ЕС отваживается выступать против США). Третий пример — ряд неформальных саммитов стран, считающих себя призван­ ными управлять миром. Саммиты стали собираться в конце прошлого века с появлением «Группы семи» — объединения семи крупнейших экономик мира, в которое в 1990-х годах веж­ ливо пригласили Россию: ничего не стоящий жест в сторону экс*супердержавы, вставшей на путь капитализма. Но с геоэкономическими изменениями, ставшими очевидными в 2000-х го­ дах, эта формула уже не работает. Во время финансового кризи­ са 2008-2009 гг. «Группу восьми» уже превзошли более крупные группы — «Группа двадцати», которая, помимо богатых и самых крупных стран, с дополнительным правом голоса для ЕС вклю­ чает в себя ряд новых важных акторов: Саудовскую Аравию и Турцию с Ближнего Востока; Индонезию и Южную Корею наря­ ду с Китаем и Индией из Азии; Аргентину, Бразилию и Мексику из Латинской Америки, а также Австралию и Южную Африку. В будущем следует ожидать борьбу за новые приглашения.

Далее, существуют территориальные объединения госу­ дарств. До сих пор самым успешным является Европейский союз, в настоящее время включающий 27 членов и обладающий сильной системой надгосударственных институтов. Схожими по типу (в значительной степени континентальными) организа­ циями также являются Организация американских государств (ОАГ), образованная ранее ЕС, и чью работу затрудняет дис-

191

М и р : Р у к о в о д с т в о д л я н а ч и н а ю щ и х

баланс между США и остальными членами; Африканский союз (АС), явно созданный по образцу ЕС (хотя и гораздо слабее его) на базе ранней постколониальной Организации африканско­ го единства (ОАЕ); и, наконец, АСЕАН Юго-Восточной Азии, относящаяся с гораздо большим уважением к национальному суверенитету, чем ЕС. ОАЕ/АС играет крайне важную роль, по крайней мере, в том, что признает (и тем самым способствует процессу умиротворении) установленные произвольным путем колониальные границы, избавляя Африку от межгосударствен­ ных войн, неоднократно опустошавших Балканы в первой по­ ловине XX в.

Во всем мире существуют также небольшие территориаль­ ные группы государств. Наиболее развитой из них был, вероят­ но, союз стран Северной Европы — объединение Дании, Фин­ ляндии, Исландии, Норвегии и Швеции, — существовавший до его разделения по вопросу членства в Европейском союзе и уже в 1950-х годах создавший паспортный союз и общий рынок труда. В 2008 г. Бразилия успешно запустила УНАСУР1, вклю­ чающий двенадцать государств Южной Америки и ограничи­ вавший, таким образом, влияние США, хотя Колумбия, вызвав резкое раздражение бразильского правительства, и разместила на своей территории ряд военных баз США. Постсоветское Со­ дружество Независимых Государств не было успешным в значи­ тельной степени потому, что России не удалось быть достаточно щедрой и деликатной для обеспечения своего лидерства. Лига арабских государств, создание которой уходит корнями в пери­ од начала палестинского кризиса после Второй мировой войны, всегда была раздробленной и неэффективной организацией.

Кроме того, существуют идеологические межгосударствен­ ные движения и союзы. Если отбросить двусторонние отноше­ ния типа покровитель клиент, единственной организацией, обладающей силой, является НАТО, сохранившая ядро множе­ ства существовавших по всему миру военных антикоммунисти­ ческих альянсов, которые создавались США с начала холодной войны. После развала Советского Союза НАТО не прекратила свое существование. Наоборот, она расширилась, вербуя быв­ шие страны-сателлиты СССР и расширяя свои военные амби­ ции далеко за пределы Северной Атлантики. Похоже, сегодня

Союз южноамериканских наций. — Примеч. пер.

I I I . С о в р е м е н н а я м и р о в а я с ц е н а

у НАТО есть две основные функции. Первая — закрепить про­ американскую политическую структуру практически по всей Европе, продолжая следовать своей цели холодной войны — «удерживать русских во вне, а американцев внутри»23*5. Вторая функция, возникшая недавно, заключается в обеспечении вспо­ могательными подразделениями и создании образа «междуна­ родного сообщества» для военных действий, ведущихся США в разных частях мира. Периодически, как в случае текущей войны в Афганистане, помощь является более существенной, но всегда носит вторичный характер.

Учитывая уровень материальной базы НАТО в виде ракет, бомб и «войск специального назначения», другие идеологиче­ ские межгосударственные организации мира могут показаться довольно беззубыми: например, крупное Движение неприсо­ единения антиколониального поколения Бандунга (1955 г.)3, Конференция исламских государств и недавно образовавшаяся группа АЛБА — Боливарианская альтернатива для Латинской Америки, инициированная Уго Чавесом, чьи доходы от вене­ суэльской нефти придают организации определенную значи­ мость.

В то время как экономические и идеологические межгосу­ дарственные организации отражают в основном интересы и проблемы последних десятилетий, большинство территори­ альных организаций имеют более глубокие корни. ЕС объеди­ няет центры европейской цивилизации и отражает основные траектории модернизации Европы. ОАГ зародилась как ассо­ циация государств Нового Света. Лига арабских государств и Африканский союз имеют цивилизационные корни, а также схожий полуколониальный и колониальный, соответственно, опыт модерна. АСЕАН приблизительно соответствует расши­ рению юго-восточной азиатской модели семьи и месту встречи синской и индийской цивилизаций. Но политика и экономика бывшей «Синосферы» была, кажется, безвозвратно подорвана агрессивной японской реактивной модернизацией. Точно та­

2 Более точно, по словам первого генерального секретаря Исмэя Га­ стингса, цель создания НАТО заключалась в том, чтобы «...удерживать русских во вне, американцев внутри, а немцев под». — Примен. пер.

5 Бандунг — административный цент провинции Западная Ява в Ин­ донезии. В 1955 г. здесь прошла Азиатско-Африканская конференция, положившая начало Движению неприсоединения. — Примен. ред.

193

Соседние файлы в предмете Геополитика