Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2015_Terborn_J_Mir_Rukovodstvo_dlya_nachinayuschikh.pdf
Скачиваний:
43
Добавлен:
27.03.2018
Размер:
20.21 Mб
Скачать

1 К М и р о в а я д и н а м и к а

бросов углекислого газа (с такими же высокими показателями) следуют Россия, Бразилия, Индонезия, Япония и Индия. В Бра­ зилии и Индонезии причиной этого является в первую очередь вырубка лесов.

С 1990 г. среди богатых стран наблюдаются достойные упо­ минания различия в отношении к выбросам загрязняющих ве­ ществ. В то время как США и Япония увеличили уровень вы­ бросов на 20% и 15%, соответственно, Германия сократила свои показатели на 15%, чему, без сомнения, способствует деинду­ стриализации Восточной Германии. Великобритания, Швеция и Дания снизили объемы выбросов примерно на 5% каждая. Одним из положительных результатов падения коммунизма в Восточной Европы стала то, что последовавшая деиндустриа­ лизация, обнищание и вероятное повышение энергетической эффективности привели к очень значительному снижению вы­ бросов углекислого газа с 1990 г., наиболее заметному на Укра­ ине, в Беларуси и России [World Bank 2010: Tables Al, A2, А2Ь].

Сцепления глобального и национального

Пересечение глобальных организаций и национальных госу­ дарств, международного общественного мнения или мнения лиц, принимающих решения на глобальном уровне, с позиция­ ми, выражаемыми на национальном уровне, стало важной чер­ той последней трети XX в. Оно образует особый тип глобальной политики и принимает две основные формы, приводящие к раз­ личным, почти противоположным, социальным последствиям. Эти формы возникли приблизительно в одно и то же время, но не были связаны друг с другом. Первая форма была разви­ та благодаря механизмам ООН и инициирована коммунисти­ ческой Международной демократической федерацией женщин. Она проявилась в объявлении ООН Международного женского года и чрезвычайном успехе Конференции по положению жен­ щин, прошедшей в Мехико в 1975 г., за которым последовало провозглашенное ООН Десятилетие женщин и развития. Эта глобальная инициатива вызвала появление на национальном уровне множества законодательных мер, противодействующих патриархальной системе, в том числе в Западной Европе, спо­ собствовала регуляции гендерных вопросов в рамках нацио­ нальных институтов, а также обеспечила фондами и повесткой

173

М и р : Р у к о в о д с т в о д л я н а ч и н а ю щ и х

глобальную феминистскую сеть (подробнее см.: [ТЬегЬогп 2004: 102АИ). Суть этого сцепления глобального и национального за­ ключалась в установлении их равенства, а также в обеспечении глобальной поддержки для социально ущемленных групп.

Вторая форма сцепления глобального и национального при­ няла другое направление. Она выросла из условных кредитов МВФ и уже присутствовала в запутанных отношениях с пра­ вительством британских лейбористов в середине 1960-х годов, но достигла зрелости через реализацию «программ структур­ ной перестройки», навязанных Африке и странам Латинской Америки в 1980-х и 1990-х годах. Обычным социальным по­ следствием стало укрепление позиций Сильных (капитала и богатых) и ослабление Слабых (труда и бедных). Государствен­ ные расходы и занятость в государственном секторе подлежали сокращению, формальным секторным трудовым правам был придан «гибкий» характер: бедные стали платить за государ­ ственное образование и здравоохранение, субсидии на питание были ликвидированы. Эти меры должны были вывести страны из глубокого кризиса, из-за которого они попросили кредиты МВФ. Другими словами, МВФ позвали только тогда, когда на­ циональные правительства уже привели страну к кризису. Была ли социальная катастрофа в основном последствием кризиса или деятельности МВФ? Результаты сложного эконометри­ ческого анализа демонстрируют систематическое негативное влияние вмешательств МВФ на уровень равенства [Ргге\^г$1а> Угее1апс12000].

Глобальное действие

Смысл глобального действия, казалось бы, прост и очевиден: это действие мирового масштаба, реализуемое идентифициру­ емым актором или набором акторов. Его история восходит к империям второй волны глобализации. Оно остается, прежде всего, проявлением власти крупных держав для реализации военных действий или создания правдоподобных угроз по все­ му миру, изредка — для оказания помощи. В настоящее время США — единственная полностью глобальная сверхдержава, но ни Великобритания, ни Франция не отказываются от сво­ их амбиций сохранить за собой звание крупных держав. Китай стал одним из основных глобальных игроков, но его действия

174

I I . М и р о в а я д и н а м и к а

до сих пор носят почти исключительно экономический харак­ тер. Большому числу менее значительных держав предлагается их «Большим Братом» принять участие в глобальных действи­ ях. Так, впервые в своей истории такие страны, как Албания, Эстония и Гондурас в роли вспомогательных американских под­ разделений помогают США поставить на место самоуверенных коренных азиатов в Афганистане. Дания, практически ставшая в XX в., несмотря на свое прошлое эпохи викингов и незна­ чительный опыт в качестве колониальной рабовладельческой державы, символом пацифизма, превратилась в агрессивную нацию крестоносцев, оскорблявшую и преследовавшую граж- дан-мусульман и с энтузиазмом участвовавшую в американских войнах в Ираке и Афганистане.

Участившиеся саммиты «Большой семерки», «Большой вось­ мерки», «Группы двадцати» и многих других объединений стран пытаются реализовать ряд мирных согласованных глобальных действий, но пока без особого успеха. Консультации «Группы двадцати» в 2008-2009 гг. имеют особое значение не потому, что они привели к каким-либо согласованным действиям, а пото­ му, что «Группа двадцати» затмила «Большую восьмерку». Успех миротворческих миссий ООН был крайне ограничен из-за не­ достаточности финансирования, укомплектованности и обо­ рудования, а также страха, поскольку крупные державы, как правило, предпочитают не связывать себе руки, оставаясь за ку­ лисами. Сегодня стихийные бедствия — последнее из которых произошло на Гаити в начале 2010 г., — регулярно вызывают шумиху конкурирующих между собой государственных и него­ сударственных организаций. При всей своей неэффективности все эти действия, а также попытки действий обращают внима­ ние на два важных момента: решительное расширение в пери­ од кризиса культурной дуги идентичности на все человечество, а также признание статуса глобальных действий. Организация Объединенных Наций стала чем-то большим, чем межгосудар­ ственная организация, контролируемая пятью странами-чле­ нами Совета Безопасности, обладающими правом вето. Она лучше всего функционирует в качестве своего рода глобаль­ ного «гражданского общества», формирующего общественное мнение, постепенно реализовавшего важные глобальные про­ граммы в сфере контроля рождаемости, гендерных отношений, здравоохранения и других социальных вопросов. Индекс че­

175

Соседние файлы в предмете Геополитика