Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Левиафан выпуск 5.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
3.17 Mб
Скачать

Стратегия контргегемонии

Североамериканская гегемония привела к тому, что США взяли на себя право определять концепции и навязывать струк­туру нового международного права и порядка, отрицая возмож­ность плюрализма и реальной демократии. Это означает уста­новление глобальной диктатуры Запада, которая автоматически влечёт за собой утрату нашей идентичности (культурной, рели­гиозной, цивилизационной и т. д.) и насильственное внедрение единого шаблона, не считающегося с традициями и ценностями незападных обществ.

Сегодня мы стоим перед задачей формирования стратегии контргегемонии, мыслимой, как идеологический ответ на вызов «однополярного проекта». Однополярность мировой структуры грозит стать главной геополитической чертой мировой эволю­ции XXI века. Политические амбиции США всегда отличались безмерностью, любое действие американских стратегов было направлено сначала на достижение, а затем — на укрепление глобальной гегемонии. Сегодня кажется, что Вашингтон стал столицей мира и могуществу США ничего не угрожает, однако подъем стран-соперников (прежде всего, Китая), позволяет го­ворить о смещении баланса сил на Восток, что ставит страну-гегемона перед риском утратить ведущую роль. Однополярная модель по своему существу является нестабильным образова­нием, нестабильным является и положение страны-гегемона: как справедливо заметил аналитик Уильям Пфафф, гегемония отличается внутренней нестабильностью, «поскольку между­народная система естественным образом стремится к балансу и

противится гегемонизму»1. Таким образом, страна-гегемон пер­манентно находится в опасности. Ричард Хаас утверждает, что «очевидной реальностью является то, что США — самая могу­щественная страна в неравном себе окружении»2. Но надолго ли это окружение останется столь же неравным, и не стоит ли всерьез говорить об окончании «американского века»?

Международные аналитические институты, изучающие ми­ровые процессы, высказывают обеспокоенность тем, что центр тяжести постепенно перемещается на евроазиатский континент, где главными акторами становятся Китай и Россия, другие спе­циалисты склонны считать, что мировая структура снова может вернуться к биполярности, обнаружив противоборство между США и Китаем (чья экономика способна оказаться на первом месте уже к 2020 году). Самые радикальные политологи уже говорят о будущем противоборстве Китая и Соединенных Шта­тов, как о главной геополитической драме столетия.

В январе 2012 г. американское руководство официально за­явило о принятии новой военной стратегии страны, объяснив это «геополитическими изменениями, происходящими на про­тяжении последних лет». Военные акценты США были перео­риентированы на Азиатско-Тихоокеанский регион, особенно на Восточную Азию. Збигнев Бжезинский также высказывает свои опасения по поводу возрастающей мощи Китая в своей новой книге «Стратегический взгляд. Америка и глобальный кризис». Признавая упадок мирового влияния США, Бжезинский по-прежнему не теряет уверенности в том, что в ближайшие годы Америка не утратит своей ведущей роли. Отмечая смещение баланса мировых сил с Запада на Восток, он ищет ответ на во­прос, какие долгосрочные цели должна наметить себе возрож­дающаяся Америка на период после 2025 г. Бжезинский думает

1 Политика США в меняющемся мире/ Отв. ред. П.Т.Подлесный; Ин-т США и Канады. — М.: Наука, 2004. С.63-87.

2 Haas R. What to Do With American Primacy. — Foreign Affairs. — September/October 1999. — Р. 37.

0 структуре отношений Америки с Турцией, Россией и Китаем,

подчеркивая необходимость того, чтобы «Америка не превра­тилась в невежественное полицейское государство и не увязла в трясине присущего ее культуре потребительства»1.

Анализируя слабые стороны США, Бжезинский насчитыва­ет шесть главных пунктов: