Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Левиафан выпуск 5.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
3.17 Mб
Скачать

Рискованная экзистенция Ангела

4ПТ преодолевает индивидуализм и эссенциализм модерна, привлекая сложнейшие философские системы, грандиозные ре­лигиозные построения великих теологов и мистиков Востока, в частности, Сохраварди, интересное видение которого пред­ставлено в мысли и наследии французского ученика Хайдеггера философа Анри Корбена.

Dasein — это «вот-бытие». Оно между «здесь» (где локали­зовано индивидуальное) и « там» ( где пребывает божествен­ное) «inzwischen», и здесь евразийское воображение обраща­ется к тематике суфизма и философии Ишрака Сохраварди, Inzwicshen-dasein — это местоблюстительство посредника, Ан­гела. Ангела-хранителя, призывающего к ангеломорфозу.

Человеку недостаточно индивидуальности, ему необходимо в предельном напряжении стяжать свою видовую определен­ность. Хайдеггер говорит, что Dasein ist Menschsein, то есть вспышка в человеке Человеческого как такового.

Эта вспышка Человеческого в индивидууме описывается в иранском шиизме через особое измерение или «стоянку» на ду­ховном пути, именуемую «световым человеком», «совершенной природой», «Горним свидетелем», «духовным вожатым», «ино-бытийным существом» и, наконец, «Ангелом». В перспективе обретения этих измерений человек соотносит себя не с мелки­ми горизонтальными сюжетами профанической земной исто­рии, но с фундаментальной историей духовного человечества,

с небесными событиями. Человек на этом пути становится со­зерцателем и творцом теофании в форме, соответствующей его существу, как считает Сохраварди. Здесь уместен евразийский термин «максимальный гуманизм» как обозначение вскрытия в человеке светового измерения, его ангелической природы. В традиции значимым всегда становилось только существо, реа­лизовавшее в себе свое видовое достоинство, образец. Этим по­нятиям в монотеистических религиях соответствовало понятие «Ангел».

Ангеломорфоз связан не с сущностями и субстанциями, но с процессом, дюнамисом, энергией. Процесс должен быть открытым, не застывать. Человек как вид, как ангел, есть от­крытое движение в пространстве духовных энергий, открытое метаморфозам.

Устремляясь к Ангелу, человек рискованно расширяет свою видовую характеристику: Ангел имеет крылья, признаки живот­ного, он — дух ,и в то же время человек по телесному оформле­нию. Ангел тройственен — в нем человеческое, животное и дух соседствуют. Между первыми двумя натянута нить, развернуто напряженное противоборство-единение. Это парадоксальное натяжение и есть человек.

Фундаменталь-контргегемония

Почему в рамках выстраивания контргегемонии 4ПТ пред­лагается говорить не об индивидуальности, а о Дазайне, не о политике и социальности, а о теополитике и сакральных изме­рениях социума, не просто о множественности цивилизаций и культур, но о «ноотическом» обосновании этой множественно­сти? Почему нас интересует Хайдеггер, Сохраварди, Платон, Прокл и т.д.? Почему мы осуществляем историко-философские инвазии в дискурс евразийской контргегемонии?

Эсхатологический градус современной мировой ситуации таков, что наша победа в интеллектуальной битве с полюсом гегемонии возможна только в случае предельно глубокой ориентации на Дух. Только горизонтальных, социальных

и политологических обоснований альтернативы единому мировому порядку заведомо недостаточно. Контргегемонии следует обращаться к сферам не просто культур, индивидуальностей, цивилизаций и их диалогов, но в глубину их оснований, бытийной оправданности и теологической обоснованности. Следует поставить вопрос о состоятельности, судьбах, онтологиях цивилизаций, об их связанности с духовными измерениями, со сферами бытийного и священного, о возможности выстраивания в рамках 4ПТ полноценных онтологических, экзистенциальных, теологических, феноменологических проектов, пока игнорируемых современной политической теорией, но взывающих из своего небытия к судьбам человечества.

Евразийская контргегемония рассматривается как полити­ческая теория, ставящая и решающая вопросы о бытии-Dasein, о Бытии-Sein, о статусе субъекта или субъектов, о возможном, разнообразии Dasein-ов, о том, кто носитель, благоприобрета-тель, охранитель этих Dasein-ов и т.д.