Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Левиафан выпуск 5.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
3.17 Mб
Скачать

ЦЕНТР КОНСЕРВАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

социологического факультета мгу им. м. в. ломоносовА

выпуск 5

контргегемония и евроцентризм

Евразийское движение москва 2013

ББК 66.4 Л 36

Печатается по решению кафедры Социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Главный редактор

Профессор социологического факультета МГУ, д. пол. н. А. Г. Дугин Редактор-составитель Савин Л. В.

Научно-редакционная коллегия

Д. ист. н. В. Э. Багдасарян, Альберто Буэла (Аргентина), Флавио Гонсалес (Португалия), Тиберио Грациани (Италия), д. филос. н. И. П. Добаев, С. А. Жигалкин, к. ю. н В. И. Карпец, д. соц. н. А. К. Мамедов, к. филос. н. Н. В. Мелентьева, Матеуш Пискорски (Польша), д. филос. н. Э. А. Попов, Пшемыслав Серадзан (Польша), к. филос. н. В. В. Черноус

Л 36 Левиафан : Контргегемония и евроцентризм (вып. 5) / [Под. ред. А. Г. Дугина; Ред.-сост. Савин Л. В.]. — М.: Евразийское Движение, 2013. — 248 с.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб>> по итогам конкурса, проведенного в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации No. 216-рп от03.05.2012 года <<Об обеспечении в 2012 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества».

ISSN 2226-6992

ББК 66.4

ISSN 2226-6992

© «Евразийское Движение», оформление, 2013 © Авторы, тексты докладов и статей, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Члсгь I. Контргегемония

Дугин А. Г.

Контргегемония 7

Дугин А. Г.

Контргегемония в теории многополярного мира 27

Мелентьева Н. В.

Контргегемония по горизонтали и по вертикали(пролегомены к Евразийской версии) 55

Савин Л. В.

О некоторых аспектах контргегемонии 80

Сперанская Н. В.

Стратегия контргегемонии 87

Стивен Гилл

Грамши и глобальная политика:

К пост-гегемонистской программе исследований* 96

Роберт У. Кокс

Грамши, гегемония и международные отношения:

очерк о методе* 121

Часть II. Евроцентризм

Дугин А. Г.

Взгляд на мир с позиции моря 151

Джон Хобсон

Конструирование евроцентризма

и теория международных отношений

как евроцентристский конструкт* 181

Димитрис Константакопулос

Самоубийство Европы:

триумф империи Ллойда Бланкфейна,

или как Германия уничтожает Грецию, Европу... и Германию(при поддержке греческого правительства) 224

* Перевод с английского Маргарита Немировская

Контргегемония

дугин а. Г.

Контргегемония1. Грамшизм в мо

Прежде чем начать говорить о контргегемонии в первую оче­редь нужно обратиться к Антонио Грамши, который ввел поня­тие гегемонии в широкий научный политологический дискурс. В своем учении Грамши говорит о том, что в рамках марксист-ко-ленинской традиции существует три зоны осуществления доминации:

Традиционная для марксизма экономичная доминация, ко­торая определяется собственностью на средства производства, что предопределяет сущность капитализма. По Марксу это эко­номичное господство в сфере базиса.

Политическая доминация, которую Грамши связывает с ленинизмом и рассматривает как относительную автономию надстройки в сфере политики. Когда политическая воля опре­деленных пролетарских сил способна изменить политическую ситуацию даже в том случае, если базис для этого не совсем готов. Грамши трактует это как автономизацию определенного сегмента надстройки. Речь идет о политической власти, выра­женной в партиях, в государстве, в классических атрибутах по­литической системы.

1

1 Текст выступления А.Г. Дугина на заседании Центра Консервативных Исследований МГУ им. М.В. Ломоносова 28. 02. 2013.

Доминация в сфере третьего сектора в структуре надстрой­ки, которую Грамши соотносит с гражданским обществом, при этом делая акцент на фигуре интеллектуала.

Грамши считает, что гегемония — это доминация установок неравенства и господства, но не в сфере экономики и политики, а в сфере культуры, интеллектуального и экспертного сообщества, искусства и науки. Этот третий сектор обладает такой же степенью относительной автономии, как и ленинизм в политике. Революция, в таком случае, с точки зрения Грамши имеет три аспекта: в экономической сфере (классический марксизм), в политической сфере (ленинизм) и в сфере гражданского общества, которое представляет собой сферу свободы, а интеллектуал может сделать свой выбор между конформизмом и нонконформизмом, выбор между гегемонией и контргегемонией, между обслуживанием статус-кво и выбором революции. Выбор, который делает интеллектуал, не зависит ни от его экономического положения, т.е. его отношения к собственности на средства производства, ни от его политической принадлежности к той или иной партии.

Грамши рассматривает западный мир, как мир устоявшейся гегемонии, в котором в сфере экономики установилась капита­листическая система, в политике доминируют буржуазные по­литические силы, в интеллигентной среде интеллектуалы об­служивают интересы буржуазных политических сил и служат капиталу. Все это в целом в международных отношениях созда­ет некий контекст, в центре которого находится полюс устано­вившейся гегемонии. Грамши предлагает нонконформистким и революционно настроенным интеллектуалам создать истори­ческий блок, противостоящий этой гегемонии. К этому момен­ту вернемся несколько позже, а сейчас рассмотрим несколько иной аспект грамшисткой мысли.

С точки зрения Грамши существуют такие ситуации, когда возникают отношения между развитой капиталистической си­стемой и теми обществами, которые еще не до конца интегри­рованы в ядро гегемонии. Эти современные типы обществ, в которых гегемония победила не до конца, Грамши описывает как модель цезаризма. Он говорит о том, что в таких проме­

жуточных государствах политическая верхушка еще не по-настоящему включена в капиталистический западный мир, где капитал, гегемония и политические буржуазные партии, пред­ставляющие интересы среднего класса задают повестку дня.

Чарльз Капчен в своей книге «Ничейный мир» предлагает эту модель, которую Грамши называет цезаризмом, разбить на три типа:

Это российская современная коррупционная автократия и аналогичные модели на постсоветском пространстве, которые представляют собой клано-коррупционные верхушки,

Система китайского тоталитаризма, которая сохраняет тота­литарную власть на государственном уровне,

Система петромонархий Ближнего Востока, которые вклю­чают в структуру своей доминации, в свой цезаризм, еще и ре­лигиозные или династические аспекты, как например, Саудов­ские султанаты. Иран может быть соотнесен к промежуточной форме, между моделью монархий залива и российской автокра­тией.

Цезаризм оказывается в очень интересных условиях: с од­ной стороны он испытывает давление, исходящее от растущего среднего класса, с другой стороны — исходящее от более разви­того Запада. Гегемония извне и изнутри принуждает цезаризм идти на уступки, десуверенизироваться, входить в общий гло­бальный процесс в угоду глобальной гегемонии. С точки зре­ния Грамши, цезаризм не может просто настаивать на своем, игнорируя эти процессы, поэтому он идет по пути, который в современной политологии называется trasformismo (берется итальянский термин и иго написание сохраняется в английском контексте).

Термин trasformismo, отсылает нас к грамшизму и неограмшизму в теории международных отношений, где под этим подразумевается игра цезаризма с вызовами гегемонии, т. е. частичная модернизация, частичное движение в сторону гегемонии, но так, чтобы сохранить политический

контроль. Таким образом, trasformismo это то, чем занимается Китай с 1980 г., чем занимается путинская Россия, особенно в эпоху Медведева, чем занимаются исламские государства в последнее время. Они вбирают какие-то элементы Запада, капитализма, демократии, политических институтов разделения властей, помогают состояться среднему классу, идут на поводу у национальной буржуазии, внутренней гегемонии и интернациональной внешней гегемонии, но делают это все не до конца, не по-настоящему, на уровне фасада для того, чтобы сохранить монополию на политическую власть, которая не является строго гегемонистской.

Проделанный базовый анализ грамшистких терминов: геге­мония, цезаризм и трансформизмо был необходим как прелю­дия к разработке контргегемонистской теории.