Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы к экзамену по курсу ИППУ 2011.doc
Скачиваний:
70
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
648.7 Кб
Скачать

67. Русский либерализм конца XIX – начала XX вв. (с.А. Муромцев, м.А. Коркунов).

Выдвинутая Р. Иерингом теория юридически защищенного интереса нашла немало сторонников в России. Наиболее известными из них были С. А. Муромцев и Н. М. Коркунов.

С.А. Муромцев. (Его работы: «Суть и закон в гражд. праве», «Определение и основное разделение права»). Представитель соц. Он отождествляет право и правопорядок. Право – это не совокупность юрид. норм, а совокупность общественных отношений, а это правовой порядок. Нормы права – это атрибут правопорядка. Право отождествляет с процессом его применения. Обусловливает необходимость наличие суда для России. «Закон – творит, суд – осуществляет волю законодателя». Муромцев председатель I гос. думы.

Н.М. Коркунов. (работы: «Лекции по общей теории права»). Он опирается на учение о гос-ве и праве Рудольфа Иеринга. Право - это разграничение интересов. Право охраняет не всякий интерес, а только отдельно взятый интерес его отношений к другому интересу. Право начинает работать там где начинается борьба за право. Общество – это объективный общественный порядок. Общество – психическое объединение людей. Человек не может жить отдельно.

68.Теория возрождённого естественного права в России п.И. Новгородцева.

создателей концепции "возрожденного" естественного права в России, исследователь истории политических учений Нового времени.

Философско-методологической основой его концепции являлись учения Канта и Гегеля, теоретические положения которых Новгородцев стремился соединить с политико-правовыми идеями конца XIX — начала XX в. Поиск и обоснование общественного идеала — тема всей жизни и научной деятельности Новгородцева. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал создается каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве требования нравственного поведения индивида, бесконечного совершенствования личности. В основе этого идеала лежит личность как абсолютная цель общественного прогресса. Требование абсолютного идеала, по учению Новгородцева, носит вневременной характер и является общим для права и морали. Однако в каждой из этих областей — в области права и в области морали — стремление к идеалу получает свое особое выражение соответственно существу той руководящей идеи, которая в них проявляется. Необходимо определить, писал Новгородцев, каков должен быть абсолютный идеал применительно к области социальных явлений. Относительный идеал зависит не только от конкретного лица, но и от других субъектов общественной жизни (группы, класса, движения, партии т. д.) и ориентирован всегда на создание какого-либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, собственность, солидарность и т. п.). В отличие от абсолютного, который имеет безусловное значение, относительный идеал носит условный характер. Проблема соотношения абсолютного и относительного элементов в общественном идеале, по существу, есть проблема связи "индивидуального — коллективного" ("личностного — общественного"). Поскольку, согласно концепции Новгородцева, общественный идеал носит духовный характер, ученый уделяет основное внимание проблеме соотношения права и нравственности. На этом базируется нормативно-этическое понимание права, в основе которого лежит понятие естественного права как части нравственной субстанции. Новгородцев по-своему развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием. Мораль столь же неизменна, рассуждал Новгородцев, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не должно) быть этически безразличным для другого. Право же (и правосознание) подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости. Проблема заключается в том, чтобы в процессе совершенствования права (1) не выходить за пределы моральных критериев и (2) направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном исторически определенном обществе. То, что неосуществимо в одном обществе, может быть реализовано в другом.