Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы к экзамену по курсу ИППУ 2011.doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
648.7 Кб
Скачать

41.Либерализм и консерватизм XX века. (ф. Хайек, к. Поппер, ф. Фукуяма).

Философия либеральной демократии, тяготеющая к преемственности относительно классической формы либерализма, связывает, как правило, свой социософский дискурс с антропологическим. Корни безусловной соизмеримости, можно даже сказать - релевантности "открытого общества" человеку усматриваются исследователями, принадлежащими к этой традиции, в самой природе homo sapiens. Такова позиция Ф. Фукуямы, таковы взгляды и корифея либеральной идеологии Ф. А. Хайека, чья последняя книга "Пагубная самонадеянность" может служить образцом попытки системно связать историософские идеи с идеями о человеческой природе. Так ли системна эта связь?

Хайек, как и его единомышленник К. Поппер, являются, казалось бы, самыми последовательными противниками такого понимания истории, которое признает предзаданность историческому процессу каких-либо объективных факторов: согласно этим философам, история не знает "ничего похожего на "законы эволюции" или незыблемые законы исторического развития - т. е. законы, определяющие, через какие стадии или фазы непременно должны проходить продукты эволюции и позволяющие предсказывать будущее развитие." Здесь отвергается тот тип детерминизма, который постулирует каузальность, отвечающую названию нецессивной (необходимостной) каузальности. Исторический процесс для Хайека (равно как и для Поппера), несомненно, представляет собой воплощение поссибилитарной (возможностной) каузальности, связывающей исторические события в единое - и единичное - эволюционное целое.

Хайек не менее, чем Поппер, - яростный враг Гегеля и Маркса, этих, в свою очередь, "врагов открытого общества" (или "расширенного порядка", как именует либеральную демократию сам Хайек). И здесь не может не привлечь внимания тот факт, что их идеологический "однополчанин" Ф. Фукуяма строил (в начале 90-ых) свое обоснование неизбежности либерально-демократической будущности человечества, привлекая для этого именно гегелевские идеи, относящиеся и к философии истории, и к антропологии. Мало того: существует некий, хотя и не слишком заметный на первый взгляд, мост между этими двумя - хайековским и фукуямовским - концептуальными "берегами"; в качестве последнего выступает явная у Фукуямы и неявная у Хайека (у Поппера, естественно, тоже) историософская идея об особом статусе исторической актуальности, которым принципиально обладает либерально-демократическое устройство общества. Словом, в той историософской доктрине Хайека, которую с полным на то основанием можно назвать поссибилитарным эволюционизмом, присутствует концептуальная непоследовательность, отягощающая противоречивостью основной тезис философа относительно характера исторической эволюции: с одной стороны, последняя никак, ничем и никуда не направлена, с другой - можно смело предсказать, что расширенный порядок (= либеральная демократия) - принципиально наилучший из всех возможных социальных порядков, даже если дело касается будущего. Но поскольку речь идет не о всего лишь какой-то регулятивной идее, сияющей перед человечеством на манер Полярной звезды, а о таком обществе, которое уже успешно явлено в эмпирической реальности, то ясно, что за ним - несомненное эмпирическое будущее социальных порядков, сегодня еще не являющихся ни либеральными, ни демократическими. Чем не своеобразный историцизм?

Архетика творится человеком. Она - произведение его универсальной интуиции, помноженной на воображение. Свидетельство тому - огромнейшее разнообразие культур, явленных в истории. Другими словами, здесь обнаруживается изначальная свобода человека, переходящая на весь исторический процесс в целом, ибо любое творчество является историческим событием - даже начинающим саму историю. Что и говорит о поссибилитарном характере ее каузальности.