Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на вопросы к экзамену.docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
08.02.2016
Размер:
646.31 Кб
Скачать

1. По археологическим источникам.

Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э.

История славян уходит своими корнями в глубокую древность. Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со 2 века н.э. обнаруживается "резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в свое время создала приднепровские сколотские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси - Среднего Поднепровья" Рыбаков/Язычество древних славян/Москва 1981/издательство Наука.. Рост количества кладов римских монет и серебра, относящихся к эпохе императора Трояна (98-11) и найденных на землях восточных славян, убедительно свидетельствует о быстром развитии у них торговли. О славянском экспорте хлеба во 2-4 веках говорит заимствование славянами римской хлебной меры - квадрантала, ставшего потом у них четвериком (26,26 л) и дошедшего в нашей метрологии до 1924г. Одна точек зрения, принадлежащая академику Б.А.Рыбакову строится на артефактах Трипольской культуры, расположенной в северном Причерноморье и чья близость к славянам не подвергается сомнению. Рыбаков интерпретирует некоторые стенные росписи Триполья как иллюстрацию к 10 гимну “Ригведы” (Горнунг Б.В. Из предыстории…С.218.) Он замечает сходство и в именах индо-славянских богов (Сварог - сварга, небеса; Индрик, Индрок - Индра; бог ветра Стрибог - стри, простираться; Мокошь - мокша, освобождение; носитель силы Волот - Бала, сильный, старший брат Кришны; Перун - Варуна; Род - Рудра).

Следующее сходство, отмечаемое Рыбаковым, состоит в фаллическом культе в Индии и культе богов Рода и рожениц у славян. С одной стороны, такое сходство неудивительно, поскольку это один из самых распространенных архаичных культов, однако в Древней Руси этот культ носил особые черты. "Срамные уды" получали подношения во время свадебной церемонии. В Индии фаллический культ связан с Шивой, Рудрой, одно из имен которого Шишнадева. Шишна (мужской орган) соответствует одноименному русскому шиш. В обеих странах также были распространены ромбические узоры, сопровождающие культы плодородия и изображаемые на свадебной одежде и утвари.

У Рыбакова существует несколько версий о происхождении славян. И за - циклеваться, как это делают многие современные недоучки - историки, на происхождении славян от Ариев, не следует. Тема о генезисе славян очень зыбка. И реально оценить её правдоподобность помогают источники как письменные (летописи, и наши и зарубежные, переписки разных правителей), так и археологические: на данных жилищ, поселений, утвари и

Не без влияния Б.А.Рыбаковым, пользовавшегося большой популярностью, сформировались и нынешние представления о происхождении славян в обыденном сознании широкой публики, отстаиваемые подчас и в научной литературе. Суть концепции Б.А.Рыбакова проста и сводилась к следующему. Во все времена существовало определенное “славянское” единство культур между Одером и Днепром: тшинецко-комаровское эпохи бронзы, лужицко-скифское начала эпохи железа, пшеворско-зарубинецкое эпохи Латена и рубежа эр, пшеворско-черняховское римского времени.

Что касается двух последних культур, то академик скорей всего прав. И пшеворская, и зарубинецкая, и черняховская культуры действительно сходны по своей структуре: во всех большие могильники, “поля погребений”, захоронения с разнообразным и многочисленным инвентарем, много фибул, обилие лощеной и лощено-хроповатой керамики. Все эти культуры “фибульные”, “мисочные”, они и в самом деле составляют единый “культурный мир. Только Одер никак не является его западной границей. За ним находится ясторфская культура Германии, тоже относящаяся к этому “миру”. И различия памятников пшеворской культуры с расположенными западнее даже менее заметны, чем с зарубинецкими и черняховскими. Исходя только из сходства культур, славян пришлось бы “расселить” вплоть до Рейна и Южной Скандинавии. Умолчал Б.А.Рыбаков и об отличии культур Центральной и Bосточной Европы в скифское время, в VII-IV вв. до н.э. И памятники собственно скифов, и их северных соседей, носителей милоградской и юхновской культур Мельниковская 1967; Левенок 1963, совсем не похожи на синхронную поморскую культуру Польши ни по отдельным элементам, ни по структуре. Они принадлежат разным “культурным мирам”. Никак не объясняется из этой гипотезы и резкое различие раннеславянских культур с предшествующими. Более конкретные компромиссные гипотезы созданы В.В.Седовым, И.П.Русановой и В.Д.Бараном. Несмотря на различие нюансов в понимании реконструируемых этими исследователями процессов, их объединяет одно -- признание решающей или решительной роли пшеворской культуры, воспринимаемой в качестве непосредственной преемницы традиций и этноса предшествующей поморской или подклошевой. Так что это своего рода ответвление западного пути с попытками в разной степени совместить его с восточным.

В.В.Седов предлагает еще такую теорию о славянах: изначально славянской, по его мнению, является культура подклошовых погребений Мазовии, того варианта поморской культуры, где, по мысли В.В.Седова, наиболее живучи традиции предшествующей лужицкой культуры. ”Подклошовцы”, представляют особую археологическую культуру. Во II в. до н.э. на основе поморской (балтской, по мнению В.В.Седова) и подклошовой культур складывается культура пшеворская, благополучно существующая до конца II -- начала III вв. н.э., когда пшеворцы продвигаются в Причерноморье и в смеси с сарматами образуют черняховскую культуру. Одновременно в Причерноморье продвигаются из Польского Поморья и носители вельбаркской культуры, готы и гепиды, но они на формирование черняховской общности существенного влияния не оказывают. После гуннского разгрома 375 года готы, объеденные до того в славянскую или протославянскую Черняховскую культуру, уходят на запад, а из Черняховской культуры образуются раннеславянские пражско-корчакская и пеньковская культуры. Что касается культуры колочинской, то она, по мнению В.В.Седова и И.П.Русановой, принадлежит не славянам, а балтам.

Есть одна неувязка в том, что по концепции В.В.Седова получается: в течение почти 600 лет, со II в. до н.э. и до конца IV в. н.э., в рамках пшеворской и черняховской культур, славяне жили в непосредственном соседстве и совместно с германцами, вандалами или лугиями пшеворской культуры, готами и другими германскими племенами, представленными черняховской культурой, а наличие в составе последней определенного вельбаркского и, более широко, североевропейского вклада (длинные дома, костяные и железные гребни, некоторые формы керамики и пр) отрицать не приходитсяЩукин 1977; Szczukin 1981. Это длительное совместное проживание должно было бы сказаться и на славянских языках. Определенные славяно-германские языковые контакты фиксируются, но они не столь существенны и могут быть объяснены в ином историческом и языковом контексте.

Наиболее сложным вопросом остается выделения древнейшей славянской культуры. Дело в том, что на исконно славянской территории в I тысячелетии до н. э. в раннем железном веке сложилось несколько культур, как было уже об это. Одной из самых ранних праславянских культур является лужицкая, расположенная по Висле и Одеру. Памятники этой культуры простираются на север, к побережью Балтийского моря, на юге они доходили до верховий Вислы и Дуная, на западе -- до среднего течения Эльбы, а на востоке -- до Буга и верховий Припяти.

Самые первые памятники лужицкой культуры относятся к эпохе бронзы, еще к концу II тысячелетия до н. э. Однако большинство лужицких поселений относится к середине I тысячелетия до н. э. Среди них наиболее хорошо исследован древний поселок, расположенный на берегу Бискупинского озера около польского г. Познани. Остатки деревянных строений благодаря влажности почвы великолепно сохранились. Поселок был огорожен мощной оборонительной стеной, выстроенной из трех рядов деревянных срубов, заполненных внутри глиной, землей и камнями. В поселке открыты восемь мощеных бревнами параллельных улиц, вдоль которых располагались длинные дома. Основу дома составлял каркас из вертикальных деревянных опор, а стены были сложены из бревен, вставленных в пазы вертикальных опор. Дома делились на отдельные большие помещения площадью 70--80 кв. м. Каждая секция имела отдельный вход, который вел сначала в сени, а затем в большую комнату с очагом, сложенным из камней, обмазанных глиной. Устройство домов в виде огромных коллективных жилищ, разделенных на комнаты, свидетельствует о том, что в них жили родовые общины, внутри которых уже было четкое деление на семьи, но семьи еще не выделились из рода. Среди находок много керамики от различных сосудов.

Лужицкие племена занимались земледелием. В результате раскопок найдены остатки деревянной сохи, роговые мотыги на деревянной ручке, железные серпы и простые каменные зернотерки. На Бискупинском поселении обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Из волокнистых растений был известен лен.

В I тысячелетии до н. э. у племен лужицкой культуры железо совсем вытесняет камень, а потом и бронзу, из которой стали делать только украшения. славянский народ культура индоевропейский

В хозяйстве лужицкого населения значительное место занимало и домашнее скотоводство. На поселениях много костей домашних животных, среди них особенно костей крупного рогатого скота.

Широко известны погребения лужицкой культуры. Умерших сжигали, а остатки сожжения заключали в глиняные горшки, накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество вещей и ставили сосуды, видимо, с пищей. Такие могильники называют «полями погребений», или «полями погребальных урн». Обряд погребения в урнах позже получил широкое распространение у славян и неславянских племен Восточной Европы в первой половине I тысячелетия н. э.

В.Д.Баран и его ученики-соавторы следуют за основными посылками В.В.Седова и П.Н.Третьякова, объединяя их в цельную картину, хотя и несколько противоречивую, поскольку каждый из соавторов акценты расставляет, вероятно, несколько по-своему. Молчаливо и априори принимается славянство и поморско-подклошевой, и зарубинецкой культур, тем более, что в сложении последней носители первой, продвинувшиеся в IV в. до н.э. в западное Полесье, сыграли определенную роль. Впрочем, и представители местных культур -- милоградской, лесостепной скифской, юхновской, -- также участвовавшие в создании зарубинецкой общности, предполагаются как славяне. Пшеворская культура представляется украинским соавторам в целом германской, но в ней есть и славянский поморско-подклошевый элемент, и те пшеворцы, что проникали с середины I в. до н.э. в Верхнее Поднестровье и на Волынь, безусловно, были славянами.

В это время на территории восточной Европы были и другие славянские культуры. Однако нельзя сказать, какая из этих культур была древнейшей славянской культурой.

Во II в. до н. э. между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра, т. е. в южной части Белоруссии и в лесостепной Северной Украине, вплоть до Киева на юге и Брянска на севере, появляется зарубинецкая культура. Считают, что центры формирования этой культуры находились в западной части указанной территории. В течение четырехсот лет зарубинецкие племена были единственным и многочисленным населением лесостепного Поднепровья и Полесья, т. е. тех территорий, которые рассматриваются как древнеславянские земли на востоке Европы. Эта культура впитала в себя традиции целого ряда праславянских культур, сложилась на их основе и на той территории, которую они занимали.

Поселения зарубинецкой культуры располагались на крутых берегах рек, укреплялись тыном. Люди жили в прямоугольных наземных домах-мазанках. С начала нашей эры преобладающим типом жилищ стали прямоугольные полуземлянки площадью 10 -- 15 м2, с двускатной крышей, очагом или печью. Этот тип жилищ сохранился до средневековья почти без изменений у большинства славянских племен. Рядом с жилищем располагались ямы-погреба. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Люди разводили коров, лошадей, овец и свиней. Однако самое характерное для этой культуры -- это так называемые поля погребальных урн. Этот обряд был известен и у праславян, а на рубеже нашей эры он становится господствующим. Под Киевом известны два больших могильника. Раскапывая их, археологи встречали в основном пережженные кости и глиняную посуду. Кроме того, встречаются железные ножи, бронзовые фибулы (застежки), булавки и браслеты. Иногда попадаются железные наконечники копий. Среди археологических материалов зарубинецкой культуры часто находят римские и кельтские вещи, свидетельствующие о связи древних славян с Причерноморьем и Западной Европой.

“Славянская” зарубинецкая культура спокойно существовала до середины I в. н.э., когда она была разрушена нашествием сарматов. Часть населения отошла на северо-восток и восток, а другая часть ушла на запад, образовав на Волыни, вместе с обитавшими уже здесь пшеворцами, зубрецкую группу памятников, исследованную в последние годы Д.Н.Козаком. Готы, присутствующие в Причерноморье, представлены исключительно, памятниками вельбаркской культуры, проникшими на Волынь и в среднее течение Южного Буга. Они, возможно, и играли определенную политическую роль, властвуя над остальным населением черняховской культуры, но были немногочисленны. В целом черняховская культура тоже славянская. После гуннского нашествия в конце IV в. и ухода готов в Подунавье на основе киевской культуры образовалась раннеславянская колочинская и, частично, пеньковская культуры, хотя большую часть последней составили, по В.В. Седову, наследники черняховцев, а на основе верхнеднестровских черняховских памятников, раскопаных В.Д.Бараном, образовалась культура пражско-корчакская.

Если брать все выше сказанное, то Щукин основывается на теории Рыбакова, Третьякова и Седова. Поэтому разделить их взгляды очень сложно. Имеются маленькие изменения, а остальное все похоже. И их теория не имеет достойных опровержений. Если говорить об общих источниках, то славяне проживали на территории Евразии и не только с 1го тыс. до н.э. Про распространения и рождения их с одной территории то весьма спорно. И говорить о разрешении споров археологов и историков о происхождении славян еще очень рано.