Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бир Стаффорд - Искусство управления.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
1.37 Mб
Скачать

Промышленность и эволюция

Давайте попытаемся воспользоваться умозрительной моделью из области физиологии для того, чтобы описать, как развивалась ситуация. Перед промышленной революцией индустрия сама созда­ла реальный скелет будущей организации. Однако не были извест­ны источники энергии, и поэтому работа промышленных предприя­тий производилась с использованием только лишь ручного труда мужчин, женщин и детей. Появление механизации обусловило раз­витие энергетики. Маломощные источники энергии были использова­ны для того, чтобы обеспечить работу соответствующих устройств. выполнявших операции, требовавшие больших затрат энергии.

Если продолжить разговор о физиологической модели, то автоматизация добавляет к механизации вычислительные возможности мозга. Это означает создание средства для производства мы бора. И подобно мозгу, автоматизация может выполнить эту задачу только в том случае, если обеспечиваются условия успеха. В случае задания входных данных и условий автоматическое устройство, не­зависимо от того, заключено оно в металлическом кожухе или со­держится в черепной коробке, может «сознательно» сделать надле­жащий выбор. Операционное исследование само раскрывает меха­низм выбора. Тогда вот что является признаком автоматизации, которую мы ищем: способность автоматически принимать решение. Поскольку это является вопросом престижа, то призыв к автомати­зации используется некоторыми людьми просто .как модный лозунг, причем эти люди в действительности торгуют усовершенствованной механизацией. Отличительный знак автоматизации - элементарная возможность решения. Это то, что возвещает о второй промышлен­ной революции.

Физиологическая модель, которую мы используем, дает нам нечто большее ключа - на этот раз к будущему. Мы сами показы­ваем возможность решения, которая во многих отношениях програм­мируется в нас самих. Во время обучения мы что-то получаем, так как создаем программы решений в нашем мозгу. Однако наверняка существует где-то в нас самих более значительная способность к решению, а именно к решению на базе решения, с тем чтобы опре­делить собственный критерий успеха.

Какой бы ни была наша исключительная природа как индиви­дуальностей, во всех наших делах посредничает мозг. И кибернетика усиленно пытается раскрыть секреты мозга. Вероятно, однажды узнается путь, который раскрывает одну из особенностей мозга; после этого она может быть формальна определена и далее нет практических трудностей в разработке устройства, подобного человеку, которое позволило бы воспроизводить данную особенность мозга. Поэтому нет ничего невозможного в том, чтобы рассматри­вать автоматизированное общество будущего, способное к форму­лированию своей собственной стратегии. Сегодня мы знаем, каким образом можно автоматизировать процесс принятия решений: речь идет о новом средстве, предполагающем появление на горизонте третьей промышленной революции. И этот этап в эволюции челове­ческого вида уже получил название кибернетизм.

Что задерживает развитие событий?

Механизация, усовершенствованная механизация, автоматизация, и кибернетика - таковы пути прогресса. Большая часть промышлен­ности находится сегодня во второй фазе развития, в то время как существуют возможные предпосылки к переходу ее на третий этап. Тогда что же задерживает этот переход? Администрация часто пола­гает, что поскольку автоматизация является дальнейшим шагом в эволюции человеческого общества, то она достигается просто как часть обычного развития при использовании существующих способов. Однако этого не происходит, а если и случается, то крайне редко. Давайте познакомимся, за счет чего образуется разрыв между тем, что нам известно, и тем, что есть в действительности.

Причина указанного разрыва заключается в организации и структуре наших систем. Почему промышленность организуется именно таким образом, как это принято сейчас? Почему мы наблюдаем различия между производством, продажей, техникой, последе валяем и финансами? Ответ необычайно прост. Современная произ­водственная деятельность - это большое и сложное дело. Ни один человек не в состоянии описать ее с достаточной степенью точности. Ограничения возможностей человеческих рук, глаз и мозга застав­ляют нас заниматься отраслевой деятельностью. Существует разде­ление труда даже в высочайших интеллектуальных сферах. Одни люди должны специализироваться в одних вещах, другие - в других. Разделения в промышленности базируются в основном на ограничении человеческих возможностей. Они также связаны с исто­рическими и географическими условиями.

Наличие исторических ограничений должно согласовываться с путем, который выбирался на практике любым предприятием. Оно начиналось с небольшого эксперимента и развивалось путем разра­стания. Поэтому его скелет, каким мы можем видеть его сегодня, не является результатом логического анализа, исходя из которого должна выявляться подобная структура. В географическом отноше­нии также существует тенденция строить предприятия в одном месте, и это сдерживает их развитие независимо от того, говорим ли мы о двух производственных отделах, расположенных в проти­воположных концах одного и того же завода, или же о местном рынке и рынке в другой стране. Однако даже такие «замороженные» история и география являются следствием ограниченных чело­веческих возможностей, поскольку, исключив ограничения, обуслов­ленные несовершенством руки, глаза и мозга, можно было бы исто­рически объединить все достижения последнего времени и недавне­го прошлого в неделимое целое. И тогда Индию и Америку можно было бы рассматривать как единый рынок, если администрация некоего местного предприятия, расположенного, скажем, в Европе. обладала бы способностью устанавливать мгновенно с помощью телепатии, что же происходит где-то на другом континенте.

Так мы достигаем понимания того, что способ представления окружающей действительности в виде структурных форм обуслов­ливается в действительности неспособностью людей организовывать эти структурные формы различным образом. Теперь на сцену выхо­дит автоматизация. Периферийное оборудование предоставляет воз­можность почувствовать все происходящее вокруг нас и позволяет произвести измерение этого в любом масштабе и на любом .расстоя­нии. А ведь это так много! Далее автоматизация обеспечивает воз­можность очень быстрой передачи всех данных на любое расстоя­ние, так что вся информация может быть сконцентрирована в одном месте, накоплена и скопирована (учтена) с помощью электронной вычислительной машины. А ведь ограниченные возможности челове­ка не позволяют ему обеспечить быстрое выполнение этих операций, хотя он может, и довольно искусно, и накапливать, и сортировать, и копировать поступающую информацию, но опять же при ограни­ченном объеме сведений. Наконец, автоматизация обеспечивает воз­можность производить выбор и принимать решения на основе использования всей этой информации с учетом того, что наш бед­ный мозг не в состоянии произвести одновременную обработку этого более чем достаточного количества параметров. По меньшей мере это трудно хотя бы просто в количественном отношении. Если же существует необходимость в получении численных результатов, то мы быстро пасуем даже в случае трех параметров. Чтобы проиллю­стрировать это, можно привести пример, продемонстрированный на международном конгрессе ученых. Их вниманию была предложена написанная на доске система трех линейных уравнений с тремя неизвестными и предлагалось решить эту систему в уме, определив значения неизвестныхх, у иz. Коэффициенты были выбраны рав­ными единице, и предполагалось существование единственного реше­ния. Тем не менее, систему никто не решил.

Тогда приведем аргумент, аналогичный только что рассмотренно­му. Мы выработали в течение столетий структуру управления для выполнения необходимых функций, независимо от того, идет ли речь об управлении деятельностью фирм или же об управлении целыми государствами. Эта структура зависит самым непосредственным образом от ограниченных возможностей человеческой руки, глаза и мозга. Открытие административной кибернетики, связан­ное с методом операционных исследований и новой техникой авто­матизации, сделали возможным выполнение необходимых функций новым путем, характеризующимся наличием меньших ограничений, так как мы настаиваем на оставлении первоначальных структур и их автоматизации. Поступая подобным образом, мы облачаем в сталь, стекло и полупроводники те весьма ограниченные возможно­сти руки, глаза и мозга, о которых вычислительной машине в точ­ности известно, каким образом их можно превзойти.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]