Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хаидов.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
657.28 Кб
Скачать

14.Понятие формы государства.

Существуют две формы объединения лю­дей (членов государства) под властью высших органов власти – форма под­дан­ства и форма гражданства. Эти исходные формы пре­до­пре­деляют более конкретно определяемые формы государ­ства, ко­торые принято различать в совре­мен­ной тео­рии, – форму прав­ления, государ­ственный ре­жим и тер­рито­риальное устрой­ство государства.

Форма подданства (например, реальная монархия) представ­ляет со­бой неразвитую форму государства, т.е. характерную для неразвитой правовой ситуации. В по­литической мысли классической античности форма подданства обозначалась как монархия или тирания. Высшая го­судар­ствен­ная власть в форме подданства является персо­ни­фициро­ванной, неотделимой от персоны династического пра­вителя (законного монарха) или узурпатора, диктатора. В этой форме субъ­екты го­су­дарст­венного общения (те, на кого распространя­ется го­су­дар­ствен­ная власть) объединены под властью пра­ви­теля как егоподдан­ные, отделенные от института вер­хов­ной вла­сти, не уча­ствую­щие в формировании и осуществ­лении вер­ховной власти. По существу, это такая форма го­судар­ства, при кото­рой субъекты госу­дарственного об­щения по происхожде­нию или по какому-то иному неправовому (произвольному) ос­нованию делятся на “власть” и “народ”, на тех, кто допущен и кто не до­пущен к осуществ­лению верховной власти, кто мо­жет быть только подданным государя, даже занимая вы­со­кие посты на “государевой службе”.

Со времен античного полиса известна противоположная форма, при которой верховная власть деперсонифициро­вана, и субъекты государственного общения состав­ляют со­во­куп­ность граждан государства. Подданные защищаются властью государя и его зако­нами, и за это они отдают ему “дань” в виде налогов. Граждане же, помимо этого, сами могут участвовать в установлении и измене­нии законов. Граждане обладают по­литиче­скими пра­вами, уча­ствуют в формировании и осуще­ствле­нии госу­дарст­вен­ной вла­сти. Такая форма государства в по­лити­че­ской мысли прошлого обозначалась как демо­кратия или рес­пуб­лика. Демо­кратия в этом кон­тексте озна­чает при­частность ка­ж­дого пол­ноправного гражданина к управле­нию общими де­лами, прин­ципи­альную возмож­ность участ­во­вать в формиро­вании и дея­тель­ности выс­ших магистра­тов. Смысл по­нятия “республика” в этом контек­сте выража­ется известной форму­лой Цицерона “respublica – res populi” (республика, т.е. госу­дарство, – это дело народа). Принципы республики – выборность, срочность (желательно краткосрочность) магистратур и законность. Причем законность – это вовсе не “строгое и неуклонное соблюдение и исполнение действующего законодательствавсеми субъектами”, как наивно полагают вульгарные позитивисты, а нечто иное по существу. “Строгое и неуклонное соблюдение” – это еще не законность, а лишь законопослушность, законосообразность, “социалистическая законность” и т.п. Законность же в собственном смысле достигается тогда, когда, во-первых, государственная власть осуществляется по принципу “органам и должностным лицам государства запрещено все, что прямо не разрешено законом” и, во-вторых, права человека, объем и содержание правовой свободы могут быть ограничены только законом.

Современная теория описывает названные исходные формы го­су­дар­ства прежде всего понятием “форма правления” и раз­ли­чает по форме правления монархии и республики. Но при этом, с одной стороны, в ка­тего­рию монархий попадают не только государ­ства, в которых монарху принад­лежит реаль­ная власть, но и номинальные монар­хии, в которых у мо­нарха нет ре­альной вла­сти; последние – это, как правило, де­мократиче­ские го­сударства, кото­рые, по сути, являются республиками. С другой сто­роны, под республиканскую форму прав­ления подпадают и такие госу­дарства, в которых гражданская полити­ческая актив­ность сущест­венно ограни­чена, политиче­ские права и сво­боды грубо наруша­ются.

Иначе говоря, и монархии, и республики могут быть ре­аль­ными и номинальными. Поэтому в современной теории форма го­сударства описывается не только понятием формы правле­ния, но и понятием “государственный режим”. По­следнее по­зволяет раз­ли­чать демократи­ческую форму госу­дарства, ре­ально обес­печи­ваю­щую политическую свободу, и авторитар­ную форму, при ко­торой политическая свобода либо еще не достигнута, либо ущем­ляется, подавляется. Раз­личение демо­кратических и авторитар­ных режи­мов по­казы­вает, что субъ­екты государст­вен­ного обще­ния в номи­наль­ной монархии лишь формально ос­та­ются поддан­ными, но фактически они яв­ляются гражданами, при­частными к фор­миро­ванию и осу­щест­влению реальной го­сударствен­ной вла­сти. На­оборот, при авто­ритарном режиме в номи­нальной рес­пуб­лике большин­ство граждан фактически мо­гут превра­титься в пас­сив­ный объект власти, в подвласт­ных, не спо­собных влиять на фор­мирование и осуществле­ние власти.

Наконец, в современной теории при описании формы го­су­дар­ства используется понятие “территориальное устрой­ство го­судар­ства”, или “форма территориального устрой­ства”. Воз­можны цен­трализованная и децентрализованная формы терри­ториального объединения людей в государ­ство. Причем терри­ториальная орга­низация государствен­ной вла­сти, мера ее цен­трализации или де­централизации определя­ются отнюдь не только гео­графическим факто­ром. Авто­ритарная власть требует боль­шей территориальной цен­тра­ли­зации власти (унитаризм), хотя при больших размерах страны она мо­жет предоставлять неко­торую ав­тономиюрегио­нальным органам вла­сти. Демократи­че­ская же власть, даже при от­носи­тельно малой территории страны, допус­кает как центра­лизо­ванную, так и децентрали­зо­ванную форму тер­риториаль­ной ор­ганизации государства. При этом население ре­гионов (частей, из кото­рых складыва­ется тер­ритория государства) может само­стоятельно форми­ровать регио­нальные органы го­су­дарст­вен­ной власти, обла­дающие компетен­цией, в которую цен­траль­ные органы го­сударства вмешиваться не вправе (фе­дера­лизм). В той мере, в которой граждане обладают поли­ти­ческой свобо­дой, они определяют меру террито­риаль­ной децен­трализации государ­ст­венной власти.

Таким образом, форма государства – это понятие, объяс­няю­щее порядок и способы фор­ми­рования и осуществления государственной вла­сти, меру ее терри­ториальной цен­трализа­ции. Форма госу­дарства скла­дыва­ется из трех элементов: форма правления, государствен­ный (по­литиче­ский) режим, террито­риальное устройство го­судар­ства.