Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Всеобщая ист. отв.docx
Скачиваний:
64
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Государственное вмешательство

Несмотря на отчаянные протесты банкиров, государство понизило ставки кредитования экономики и своим декретом сократило процент по текущим займам. Был введён более жёсткий контроль банков и впервыебанковский надзор. Правительство смогло предотвратить крушение финансовой системы Германии благодаря серьёзным интервенциям — начиная от выкупа крупных банков, реструктуризации и заканчивая мерами постоянного банковского надзора. И потеряло при этом последнее доверие в глазах населения.Профсоюзыикоммунистыобрушились с критикой «социализации потерь». Антикапиталистические настроения населения уже получили распространение среди населения во время экономического кризиса, и правительство, бросившееся на амбразуру, спасая крупный капитал и непопулярные в народе банки, не вызывало у него никакой симпатии. Банки, несмотря на то, что государственное вмешательство в конечном итоге спасло их, также отвернулись от рейхсканцлера Брюнинга. Его осторожная политика внесла решающий вклад в оздоровление немецкой экономики, но Веймарской республике об этом уже не было дано знать.

Правительство Брюнинга

В марте 1930 годаправительство «большой коалиции», возглавляемое социал-демократомГерманом Мюллером, развалилось, не найдя компромиссного решения по вопросу незначительного повышения размера страхового взноса на случай безработицы. Рейхспрезидент Гинденбург назначил новым рейхсканцлеромГенриха Брюнинга. Право назначения рейхсканцлера согласно статье 53 Веймарской конституции было закреплено за рейхспрезидентом, и поэтому при доверии рейхспрезидента и в условиях чрезвычайного положения правительство могло быть сформировано меньшинством. Именно такое правительство возглавил Брюнинг. К этому решению Гинденбурга подтолкнуло отсутствие работоспособного правительства и консенсуса среди партий. Однако многие считали, что до принятия такого решения не были исчерпаны все имеющиеся переговорные возможности. Изменения в составе правительства коснулись исключительно министров изСДПГ, что говорит о намеренном шаге рейхспрезидента вправо.

На выборахв сентябре1930 годанационал-социалистыдобились ошеломляющего успеха: количество отданных заНСДАПголосов увеличилось до 18,3 %. Партия поднялась на второе место. В рейхстаге, всё больше превращавшемся в агитационную трибуну правых и левых противников республики, «большая коалиция» перестала быть большинством. Эти события сопровождались дальнейшим обострением экономического кризиса. Снижение налоговых поступлений и сохраняющееся военное бремя (репарации, пенсии инвалидам войны) имперский бюджет мог компенсировать только на основе существенного повышения налоговых ставок и сокращения размера заработной платы. В1930 годуфинансовые последствия войны съедали 47,5 % имперского бюджета. Снижавшийся внутренний спрос усугублял экономический и социальный кризис. Работодатели в горной промышленности в1930 годузапросили разрешение на снижение заработной платы на 12,5 %, на что профсоюзы дали осенью отказ.29 декабрянеудачей закончились тарифные переговоры. Правительство Брюнинга заблаговременно и однозначно заявило о поддержке работодателей и пригрозило мерами государственного воздействия в случае забастовочной борьбы. На15 января1931 годаобъединение работодателей горной промышленности Рура«Цехенфербанд»(нем.Zechenverband) уволило 295 тысяч рабочих, часть из которых была затем вновь трудоустроена на худших условиях. Профсоюзы готовились к борьбе с применением силы. Правительство в чрезвычайной ситуации назначило согласительную комиссию, уполномоченную установить тарифы без согласия сторон.10 январякомиссия объявила о сокращении заработной платы на 6 процентов и приостановлении массовых увольнений. Тем не менее начались забастовки илокауты. В следующие месяцы заработная плата сокращалась ещё, что привело к дальнейшему обнищанию населения Рура.

К июню 1930 г. французские, британские и бельгийские войска покинули Рейнскую область[1].

Вера в демократию и республику стремительно падала. Республике и так вменялось ухудшение экономической обстановки, а имперское правительство в течение 1930 годак тому же ввело несколько новых налогов на покрытие государственных нужд. Голоса истосковавшихся по «сильной руке», которая сможет вернуть Германской империи былое величие, становились всё громче. На запросы этой части общества откликались прежде всего национал-социалисты, которые в своейпропаганде, сконцентрированной на личности Гитлера, целенаправленно создавали ему такой «сильный» образ. Они умело завоёвывали население масштабными мероприятиями и использовали самые современные средства предвыборной борьбы, как, например, последовательная эмоционализация. Гитлер набрасывался с критикой на всё, что было связано с «Веймарской системой», начиная от партийной системы, в которой преобладали относительно небольшие и расколовшиеся партии, и заканчивая самим принципом парламентской демократии. Но крепли не только правые, но и левые силы. Республиканские социал-демократы в отличие от либеральных прошли выборы практически без потерь, а Коммунистическая партия Германии даже улучшила свои результаты и превратилась в серьёзную силу как в парламенте, так и на улицах, куда уже давно переместилась борьба боевых организацийНСДАП(СА) иКПГ(Рот Фронт), всё больше походившая на гражданскую войну. В уличной борьбе принимала участие и боевая организация республиканских сил — «Рейхсбаннер» (нем.Reichsbanner Schwarz-Rot-Gold). В конечном итоге все эти хаотичные вооружённые столкновения, часто инициированные самими национал-социалистами, играли на рукуГитлеру, в котором всё чаще видели «последнее средство» для наведения порядка. Чтобы пресечь дальнейшее укрепление радикальных крыльев в политических партиях, СДПГ в рейхстаге согласилась с политикой экономии идефляции, предложенной кабинетом Брюнинга и предусматривавшей сокращение социальных выплат, но тем не менее вскоре приведшей к ещё большему обострению экономического кризиса.

11 октября1931 годанационалистические правые объединились вГарцбургский фронт. В ответ на это республиканские организации образовалиЖелезный фронт, выбрав своим символом три стрелки. На1932 годбыли назначены выборы рейхспрезидента. Ни один из кандидатов на эту должность не относил себя к демократам. Партии от центра до СДПГ поддерживали Гинденбурга, чтобы уберечь власть от Гитлера. ЗапретивСАи предложив проект закона в поддержку крестьянстваВосточной Пруссии, разгневавший местных землевладельцев, к которым относился и Гинденбург, Брюнинг исчерпал кредит доверия рейхспрезидента. Тот к тому же не мог простить рейхсканцлеру, что своим избранием в рейхспрезиденты он был обязан в том числе и социал-демократам, проголосовавшим за него по просьбе Брюнинга. Гинденбург заявил о недоверии рейхсканцлеру, который благодаря своей политике экономии и так не пользовался особой поддержкой населения, и Брюнинг подал в отставку. По собственному признанию Брюнинга, канцлер рухнул за сто метров до цели, поскольку его дефляционная политика ещё не успела дать положительных результатов. Брюнингу не удалось достичь и другой своей цели — равноправного положения Германии и окончательной отмены репараций.