Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
краткие тексты стровский.doc
Скачиваний:
105
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
725.5 Кб
Скачать

Гутионов «сначала душат печать, а потом демократию»

Журналист. 1993. № 5

Гутионов - Председатель Комитета по защите свободы слова и прав журналистов. Раздел «Слово и право».

Заголовок – это слова спикера Верховного Совета России накануне августовского путча. Но уже в январе 1993 Хасбулатов говорил, что «пресса ведет войну против народа». В марте по поручению Хасбулатова 8 съезд народных депутатов вновь поручил Верховному Совету «разобраться» с печатью и особенно – с телевидением. На 9 съезде было решено все телерадиокомпании забрать «под себя» и руководить ими как велит депутатам «конституционное самосознание».

В России сейчас легче всего выступать с предсказаниями будущего: говори, что все будет хуже, и не ошибешься.

Автор говорит, что к моменту выхода журнала свободе слова будут нанесены очередные удары, монополия государства на информацию значительно усилится, газеты и журналы еще больше станут зависеть от власти.

Далее автор говорит, что все это закономерно, что мы долгое время жили не при трех и тем более не при четырех властях – власть всегда была единственной, пресса была лишь отделом этой единственной власти. И люди, пришедшие к рулю в августе 91-го, другой ее и тогда не представляли. А теперь тем более не видят смысла переучиваться, перестраиваться. Хотя и прорвались к этому рулю потому, что монополия на слово начала было разрушаться.

Автор пишет о том, что в 7 номере «Журналиста» Леонид Радзиховский предупреждал, что «родилась новая несвобода. Лик ее опасен». Зависимость пишущих и снимающих от денежного мешка чревата печальными последствиями.

Радзиховский пишет, что главный и традиционный враг журналиста –цензура, административное давление – испустил дух. Говорит, что когда во время последнего 6 съезда народных депутатов России Хасбулатов разразился угрозами по адресу печати, в частности, по адресу «Известий», это было даже не смешно. Это было своеобразной рекламой «Известий». Полное бессилие Хасбулатова. Радзиховский делает в своем материале вывод, что отныне об административном давлении на прессу речь не идет. Гутионов с этим не согласен. Потом вокруг «Известий» шла тяжба, Хасбулатов на сессии Верховного Совета дал ответ всем, кто хотел посмеяться над ним за бесплатную рекламу «Известиям» - постановление о возвращении непокорной газеты под руку парламента.

В результате наша лучшая газета по сей день (время написания материала – середина марта 1993) находится в подвешенном состоянии и судьба ее не так ясна Радзиховскому, как когда-то казалось.

Об «Известиях» депутаты говорили часа полтора, а до этого за 12 минут приняли постановление, касающееся прессы в целом, поразившее всех демонстративной декларативностью и вопиющей бессмысленностью.

Первый раз «разобраться» с прессой решил еще 6 съезд народных депутатов. Была создана комиссия (выработка государственной политики в сфере СМИ).

Пишет об объективном процессе свертывания бывшей «центральной» прессы – это грозит свертыванием единого информационного пространства уже не только СНГ, но и России.

Далее говорит, что стоит запретить учреждение СМИ любым органам как исполнительной, так и представительной власти. Потому что содержаться будут эти газеты на средства подписчиков других газет (на деньги налогоплательщиков, а это нечестно – пусть их). В общем, он говорит, что это бред, например, «Газет а правительства Франции» - нигде в цивилизованном мире этого нет.

Говорит про то, что год назад журналисты участвовали в подготовке постановления Верховного Совета по СМИ. Они надеялись, что будут рассмотрены вопросы выживания печати как необходимой составляющей демократического общества. Автор тоже участвовал в подготовке постановления. Но через 2 месяца работы за недостаточную жесткость по отношению к печати от руководства комиссией по подготовке постановления был отстранен председатель парламентского Комитета по СМИ Вячеслав Брагин, назначен - председатель Совета Республик Николай Рябов. Появился пункт о «Наблюдательном Совете». 3 часа обсуждали проект. Стало ясно, что интересы читателей и телезрителей приносятся в жертву интересам той или иной депутатской фракции, амбициям недостаточно ответственных и квалифицированных политиков.

Зам. председателя комитета по СМИ ВС России Александр копейка читал стенограмму об отвергнутом Законе о телевидении. Парламенту не нужен Закон о телевидении, ему нужны гарантии – чтобы телевидение показывало то, что хотят видеть и слышать депутаты.

На 8 съезде вместо Закона о телевидении - который неизвестно когда будет и будет ли вообще – решили обсудить другой вопрос: просто-напросто забрать себе все телекомпании. 9 съезд эту задачу выполнил. Потом разберутся с прессой вообще…