Скачиваний:
27
Добавлен:
01.01.2023
Размер:
598.21 Кб
Скачать

35. Ответственность перевозчика за нарушение обязательств из договора перевозки груза.

Согласно ст. 793 ГК при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. При этом соглашения об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при пере- возках грузов предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Это принципиальное положение ГК о невозможности, по общему правилу, уменьшения соглашением сторон ответственности именно перевозчика, содержится в ст. 175 КТМ и ст. 37 УАТ. Статья 114 УЖТ и ст. 122 КВВТ не в полной мере соответствуют ст. 793 ГК, поскольку распространяют запрет устранения или ограничения договором ответственности не только перевозчика, но и грузоотправителей и грузополучателей. ВК в ст. 123 не повторяет формулировку ст. 793 ГК, но и не искажает ее, ориентируя участников воздушных перевозок на заключение соглашений о повышении пределов ответственности перевозчика по сравнению с пределами, установленными ВК или международными договорами РФ.

Отличительной чертой ответственности за нарушение обязательства грузовой перевозки является ее ограниченный характер. Возможность ограничения права на полное возмещение убытков в гражданско-правовых отношениях (ограниченная ответственность) может быть предусмотрена в силу п. 1 ст. 400 ГК по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности. Перевозка отнесена к числу таких видов. Применительно к отдельным нарушениям условий перевозок грузов ответственность установлена либо в форме исключительной неустойки, либо в форме возмещения прямого ущерба или его части (но не упущенной выгоды). Практическое значение имеет вопрос о характере ответственности (полной или ограниченной) при неисполнении участниками обязательства по перевозке груза таких обязанностей, за нарушение которых законодательством или соглашением сторон не установлены какие-либо санкции. Представляется, что в таких ситуациях нарушения второстепенных обязанностей не должны применяться общие положения ГК об ответственности в форме полного возмещения убытков (ст. 15, 393 ГК), ибо это будет противоречить смыслу установления ограниченной ответственности за неисправности в исполнении основных обязательств. Не обеспеченное конкретной санкцией нарушение условий обязательства по перевозке груза повлечет ответственность перевозчика, отправителя, получателя только в том случае, если это нарушение привело к последствиям, за которые такая ответственность установлена.

Существенную особенность ответственности перевозчика по обязательству перевозки груза составляет применение принципа вины. Так, ст. 796 ГК исключает ответственность перевозчика за несохранность груза, вызванную обстоятельствами, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Это является отступлением от общего правила об освобождении от ответственности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, только в случае действия непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК). Кроме того, транспортное законодательство широко применяет такой допускаемый ст. 401 ГК прием правового регулирования, как установление дополнительных оснований освобождения от ответственности, которые могут быть не связаны с отсутствием вины. Так, согласно ст. 117 УЖТ перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки вследствие неподачи перевозчиком вагонов, контейнеров по причине невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за ранее осуществленные перевозки. В такой ситуации очевидна вина перевозчика в форме прямого умысла, однако он не привлекается к ответственности.

ГК, транспортные уставы и кодексы предусматривают имущественную ответственность не только за нарушение обязанностей, связанных с транспортировкой вверенного отправителем перевозчику груза, но и за неисполнение или ненадлежащее исполнение организационных обязательств, возникающих из договоров об организации перевозки грузов и консенсуальных перевозочных договоров.

Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств. По вопросу об условиях наступления, размерах этой ответственности, порядке применения, основаниях освобождения от нее ст. 794 ГК отсылает к транспортным уставам и кодексам и соглашениям сторон. На железнодорожном и речном транспорте (ст. 94 УЖТ, ст. 115 КВВТ) за невыполнение принятой заявки, т.е. за неподачу перевозчиком под погрузку транспортных средств и контейнеров и неиспользование грузоотправителем поданных транспортных средств и контейнеров, перевозчик и грузоотправитель несут взаимную имущественную ответственность в виде исключительной неустойки — штрафа, размер которого дифференцирован в зависимости от вида планировавшейся перевозки (обычная или контейнерная) и специфики необходимого для нее транспортного средства (рефрижераторы, транспортеры). Для ее применения достаточно факта невыполнения заявки любой из сторон, а условия освобождения от нее перечислены исчерпывающим образом в ст. 116, 117 УЖТ, ст. 118 КВВТ. В этих статьях помимо предусмотренных п. 2 ст. 794 ГК для всех видов транспорта оснований освобождения от ответственности за неподачу и неиспользование транспортных средств (непреодолимая сила, запрещение или ограничение движения в определенных направлениях) установлены дополнительные обстоятельства, исключающие ответственность (авария у грузоотправителя, повлекшая прекращение его основной производственной деятельности; спасание жизни людей или имущества на воде и др.). Ст. 94 УЖТ содержит норму, стимулирующую отвечающее деловой этике партнерское поведение грузоотправителя: если он предупредит перевозчика о неиспользовании вагонов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки, размер штрафа снижается на одну треть.

УАТ устанавливает ответственность перевозчика за невывоз груза, за несвоевременное предоставление транспортного средства, а также ответственность отправителя за непредъявление для перевозки груза и фрахтователя за отказ от пользования транспортным средством (пп. 1–4 ст. 34, пп. 1–2 ст. 35 УАТ). Указанные нарушения влекут взыскание штрафа, определяемого в процентах к провозной плате (фрахту). Однако, в отличие от аналогичных санкций на железной дороге и речном транспорте, штраф за неисполнение организационной части обязательства автомобильной грузовой перевозки не исключает права сторон требовать возмещения причиненных им убытков в общем порядке, установленном гражданским законодательством. Кроме того, перечень обстоятельств, освобождающих от ответственности стороны договоров по автомобильной перевозке грузов, не является исчерпывающим: к числу таких обстоятельств ст. 36 УАТ относит любую ситуацию неисполнения обязательства по не зависящим от сторон причинам.

Ответственность за просрочку доставки груза. На всех видах транспорта (ст. 120 ВК, ст. 116 КВВТ, ст. 97 УЖТ, п. 11 ст. 34 УАТ), кроме морского, ответственность перевозчика за просрочку доставки груза предусмотрена в форме пени в процентах от провозной платы или МРОТ (ВК) за каждые сутки или каждый час (ВК) просрочки. Предельная величина пени ограничена размером провозной платы или ее половиной (ВК, КВВТ). Данная неустойка носит характер исключительной, т.е. убытки грузоотправителя и грузополучателя за нарушение срока перевозки груза не возмещаются. Все транспортные уставы и кодексы освобождают перевозчика от ответственности за несвоевременную доставку груза, вызванную не только непреодолимой силой, но и иными, не зависящими от перевозчика обстоятельствами, т. е. строят ответственность на принципе вины.

Ответственность за несохранность груза. Положения об ответственности перевозчика за несохранность груза сформулированы в ст. 796 ГК в отношении любых видов перевозки груза всеми видами транспорта. При этом ст. 796 ГК не отсылает к транспортным уставам и кодексам и не предполагает возможности какого-либо специфического регулирования. Согласно п. 1 этой статьи перевозчик отвечает за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Данная норма ГК устанавливает в качестве общего условия ответственности перевозчика за несохранность груза наличие его вины. Транспортные уставы и кодексы содержат примерные перечни обстоятельств, которые перевозчик по общему правилу не в состоянии предотвратить и устранение которых от него не зависит: особые естественные свойства груза; недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза; недостаточность или неяркость маркировок; действия или распоряжения соответствующих властей и т.п. (ст. 95 УЖТ, п. 1 ст. 118 КВВТ, ст. 36 УАТ, ст. 166 КТМ). Эти перечни облегчают перевозчику опровержение презумпции его вины. Для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что соответствующее конкретное событие или явление имело место и существует причинная связь между этим обстоятельством и несохранностью груза при надлежащей заботе о нем перевозчика. Вместе с тем в ст. 118 УЖТ, ст. 168 КТМ, п. 2 ст. 118 КВВТ перечисляются обстоятельства, при которых бремя доказывания вины перевозчика в необеспечении сохранности груза возлагается на грузоотправителя (грузополучателя). К таким случаям действия презумпции невиновности перевозчика отнесены: прибытие груза в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем; осуществление перевозки в сопровождении представителя грузоотправителя (получателя); неправильные действия или указания грузоотправителя и т.п. Указанные положения противоречат императивному правилу о том, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК), а также не соответствуют п. 1 ст. 796 ГК, которая, в отличие от ст. 382 ГК РСФСР 1964 года, не предусматривает возможности определения в транспортных уставах и кодексах случаев, когда доказательство вины перевозчика в несохранности груза возлагается на отправителя или получателя. В большинстве спорных ситуаций физически отстраненные от груза и не контролирующие деятельность перевозчика отправитель и получатель бессильны в доказывании вины перевозчика. В предусмотренных в этой статье случаях перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза при перевозке, если докажет, что они произошли, как указано в ст. 796 ГК, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Различаются следующие виды несохранности груза: утрата, недостача, повреждение (порча). Под утратой груза понимается невозможность выдачи его грузополучателю по истечении установленного срока по любой причине, вне зависимости от того, произошла ли физическая гибель груза. Срок, по истечении которого груз считается утраченным, определен ст. 45 УЖТ в тридцать дней со дня окончания срока доставки или четыре месяца со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении. По п. 3 ст. 14 УАТ получатель вправе считать груз утраченным, если он не был выдан в течение 10 дней со дня приема груза при перевозках в городском и пригородном сообщениях либо в течение 30 дней со дня, когда груз должен быть доставлен при перевозке в междугородном сообщении. Недостача груза означает его частичную утрату, выражающуюся в уменьшении веса или меры груза, количества мест по сравнению со сведениями, указанными в перевозочных документах. Масса груза не признается недостающей, если разница между ее величинами, определенными в пунктах отправления и назначения, не превышает норму естественной убыли и норму расхождения в показаниях весовых приборов (п. 3 ст. 80 КВВТ, ст. 41 УЖТ). Повреждение (порча) груза представляют собой ухудшение его качества вследствие изменения физического или химического состояния груза.

Пунктами 2, 3 ст. 796 ГК определен объем ответственности перевозчика за необеспечение сохранности груза. В случае утраты или недостачи груза причиненный ущерб возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза, при повреждении (порче) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; при утрате груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза. При этом стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или пред-усмотренной договором, а при их отсутствии — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Наряду с возмещением указанного ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик должен возвратить отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза. Рассматриваемая неисправность перевозчика не дает отправителю (получателю) права не только на возмещение упущенной выгоды, но даже на полное покрытие реального ущерба.

В случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении ответственность перед грузополучателем несет перевозчик соответствующего транспорта, выдающий грузы. При этом последний вправе предъявить требование о возмещении убытков к другому перевозчику или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена несохранность грузов (ст. 79 УЖТ).

Ответственность грузоотправителя и грузополучателя. На железнодорожном, речном и автомобильном транспорте установлены штрафные санкции за неправильное указание грузоотправителем в транспортной накладной сведений о грузах и их особых свойствах, что может повлиять на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Уплата законного штрафа производится независимо от возмещения грузоотправителем вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика (ст. 98 УЖТ, п. 1 ст. 120 КВВТ, п. 3 ст. 36 УАТ). Указанный штраф взыскивается независимо от наличия каких-либо убытков у перевозчика, а их возмещение не является основанием освобождения от взыскания штрафа.

За неисполнение основной обязанности отправителей, фрахтователей, получателей по договору перевозки по уплате провозной платы и других платежей, причитающихся перевозчику, транспортные уставы и кодексы не предусматривают законных неустоек. Это связано с преимущественно предварительной оплатой перевозки и возможностью перевозчика применять оперативные меры воздействия на контрагентов (не принимать груз к перевозке, задержать отправление груза, не выдавать груз и т.п.). Однако не исключается применение специальных последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения денежного обязательства по ст. 395 ГК.

Так, ст. 30 УЖТ оговаривает, что при несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине отправителя (получателя) перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

К грузоотправителю и грузополучателю применяется также ответственность в виде штрафов за задержку транспортных средств и контейнеров под погрузкой и выгрузкой (п. 2 ст. 120 КВВТ, ст. 99 УЖТ, п. 4–8 ст. 35 УАТ), а также за некоторые другие нарушения, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ. Неупоминание в соответствующих статьях транспортных уставов и кодексе о возможности перевозчика требовать наряду с уплатой штрафа возмещения убытков свидетельствует об исключительном характере этих неустоек.

Правила о последствиях неисполнения контрагентом перевозчика обязанностей по договору морской перевозки груза сформулированы в КТМ наиболее общим образом: отправитель и фрахтователь несут ответственность за причиненные перевозчику убытки, если не докажут, что убытки причинены не по их вине или не по вине лиц, за действие или бездействие которых они отвечают (ст. 176 КТМ). Хотя ответственность отправителей (фрахтователей) на морском транспорте строится на принципе вины, она является полной по объему, в отличие от ограниченной ответственности перевозчика.

Процессуальные особенности применения ответственности в обязательствах грузовой перевозки. В соответствии со ст. 797 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения ответа от него в тридцатидневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого транспортными уставами и кодексами. Момент, с которого исчисляется срок исковой давности для предъявления иска к перевозчику, в транспортных уставах и кодексах определяется по-разному (ст. 125 УЖТ, ст. 164 КВВТ, ст. 42 УАТ, ст. 128 ВК, ст. 408 КТМ).

Все транспортные уставы и кодексы содержат правило о том, что обстоятельства, являющиеся основанием возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, фрахтователей, грузополучателей, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы или отметками в транспортных накладных и других перевозочных документах (ст. 160 КВВТ, ст. 119 УЖТ, ст. 38 УАТ, ст. 124 ВК, ст. 402 КТМ). Формы и порядок составления таких актов и проставления отметок в транспортных документах устанавливаются правилами перевозок.

Поскольку ст. 797 ГК не ограничивает каким-либо сроком право клиентуры перевозчика обратиться к нему с претензией, то нарушение предусмотренных транспортным законодательством сроков предъявления претензий не признается судебной практикой несоблюдением претензионного порядка, препятствующим судебному разрешению спора. Иная ситуация складывается при нарушении порядка предъявления претензии (направление не тому перевозчику, не приложены требуемые законом документы), которое может быть расценено как непредъявление претензии, что является основанием к оставлению иска без рассмотрения.

Перевозчики вправе обращаться к своим клиентам с исками, вытекающими из перевозки грузов, без предварительного предъявления претензий.

Соседние файлы в предмете Доказывание и доказательства в гражданском судопроизводстве