Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Современный город власть управление экономика

..pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
2.74 Mб
Скачать

меня было больше порядка и больше полномочий. Ресурсов у исполнительной власти очень мало».

Второе место в рейтинге формального влияния элиты отдают депутатскому корпусу, хотя и признают, что реально этот орган далеко не так влиятелен, как этого можно было ожидать. Причина влиятельности данного органа лежит в системе его формальных функций, а не в неформальных ресурсах: «Думаю,

что на втором месте по влиятельности находится законодательная власть. Но авторитета у этой власти мало. Там единицы депутатов, у которых есть авторитет. Их влияние обусловлено тем, что они делают законы. Они могут сделать поправки в законе, если к ним обратиться», – считает местный предприниматель.

Оценивая общий потенциал влиятельности в думе, некоторые из представителей элит убеждены, что депутаты скорее стремятся выбить преференции для своих организаций, нежели реально влияют на политическую ситуацию в городе.

Другие оценки так же свидетельствуют о том, что в думе лидерского потенциала не хватает многим другим депутатам, которые отказываются реально влиять на городскую ситуацию, формально выполняя свои функции. Безусловно, это не прибавляет влиятельности думе, но все же признать ее совсем слабым политическим институтом нельзя.

Второе место в рейтинге влиятельности городские элиты, наряду с думой, отдают силовым структурам и прежде всего Управлению внутренних дел (УВД), два бывших начальника из которого ныне работают на руководящих должностях в город-

ской администрации: «Силовые структуры в городе очень влиятельны и могут поспорить с гордумой за вторую позицию. Ведь заместитель главы в команде мэра – бывший начальник УВД», – замечает одна из респонденток.

В качестве слабых субъектов влияния в городской политике называются малый бизнес и партию ЕР. Однако никто из интервьюируемых не считает этих акторов даже близко сопоставимыми ни с главой, ни с думой, ни с силовиками.

11

Слабые позиции малого бизнеса в городском политическом пространстве интерпретируются информантами как результат слабой интегрированности кунгурского бизнеса, неосознанностью общих целей, выраженной конкурентностью, которая не способствует должной интеграции.

Партия ЕР в ряду местных партийных ячеек является наиболее влиятельной. Однако ресурс ее влияния строится не на авторитете ее членов, а на административном ресурсе, которым она располагает, благодаря статусным позициям ее членов, а также благодаря федеральной поддержке.

Видимо, поддержка элитой партии власти совсем не случайна. Постепенно партия из организации, призванной обеспечивать политическую стабильность, превращается в орган, который озабочен тем, как приблизиться к бюджетным деньгам, а не помочь в решении накопившихся городских проблем. Тем не менее реальной оппозиции в городе партии власти сегодня нет, а коммунисты, возможно, и хотели бы такой оппозицией стать, но пока у них это не получается. В результате война между этими двумя партиями есть, а должного результата – нет.

Не способствует укреплению партийных ресурсов в городе

ипассивность населения, которая вместе с глухотой власти на местах делает партийную работу в лучшем случае малоавторитетной, а в худшем – совсем не нужной: «Народ? Ему партии не нужны. Он абсолютно ничем не интересуется, и ему ничего не надо. Проголосуют за ЕР кандидаты и члены их семей, этого уже будет достаточно. Явка обеспечена. И еще на выборы придет быдло, которому все равно за кого голосовать. Реальной политики в городе как не было, так и нет. Чем жестче власть, тем меньше на местах решений», – с горечью замечает директор завода народных промыслов.

Высказанные оценки однозначно свидетельствуют о том, что положение партии власти в городе весьма неустойчивое,

исчитать ее однозначно влиятельным актором вряд ли можно, несмотря на формальные атрибуты партийной власти, идущие из федерального центра.

12

Формальная структура власти в городе, если судить по полученным оценкам, дополняется неформальной властной пирамидой, в которой на авансцену экономической и политической жизни в городе выходят частично другие влиятельные фигуры. Речь в данном случае в первую очередь пойдет о неформальном объединении городских элит, атакжеонеформальных ресурсах главы города.

Согласно полученной информации в городе в течение шести последних лет существует неформальное объединение ключевых руководителей города под названием «офицерское собрание». Бывший начальник УВД, а ныне первый заместитель главы города некоторое время назад выступил инициатором создания некоего неформального объединения, в которое пригласил войти начальника милиции, прокурора, председателя суда, руководителя налоговой инспекции, руководителей крупных предприятий. Также в офицерское собрание входят глава города и глава района. Офицерское собрание на протяжении всех этих лет собирается раз в квартал в неформальной обстановке.

Весьма интересно, что неформальное объединение руководителей оказалось более жизнестойким, нежели попытки создать формальное объединение в виде Совета директоров и иных структур.

Описывая причины, по которым нынешний замглавы в свое время решился на такой шаг, он называет следующие побуди-

тельные причины: «Я собрал руководителей, когда все это инициировал, и сказал: «Ребята, не бандиты должны управлять городом, а вы, руководители города и руководители предприятий. Если есть в городе нерешенные вопросы, то мы хотим, чтобы вы в этом непосредственно участвовали».

Важно, что даже смена статуса может не повлиять на членство в офицерском собрании. В любом случае оно остается структурой, с помощью которой новые фигуры в городе вводятся в замкнутый элитный круг. Удалось ли созданному объединению руководителей стать влиятельной неформальной структурой в городе? Похоже, что поставленная цель была реализована. По крайней мере, с помощью офицерского собрания уда-

13

лось наладить неформальные контакты, которые, в свою очередь, способствуют значительному убыстрению принимаемых ключевых решений. Кроме того, в кругу офицерского собрания можно порой решить весьма щекотливые вопросы своего предприятия, если уметь это делать тактично и не публично.

Безусловно, наличие такого неформального сообщества может как усиливать неформальные ресурсы главы города, так

иснижать их, если ему не удается наладить нужных отношений с неформальным объединением элиты.

Вданном случае можно говорить о том, что ресурсы неформального влияния главы города на ситуацию чуть ниже его формальных ресурсов.

Таким образом, расклад политических сил в городе Кунгуре дает основание утверждать, что наличие формальной структуры власти с ее формальными ресурсами не гарантирует реальную политическую власть в городе. Но верно и другое – наличие исключительно неформальных ресурсов не позволяет удерживать политическую ситуацию. Только сочетание формальных

инеформальных ресурсов обеспечивает необходимую устойчивость власти, хотя достижение подобного баланса дается совсем не просто. У ключевых руководящих фигур в городе всегда существуют свои экономические и политические интересы, в поддержке или неподдержке которых нельзя ошибаться.

Структура власти и ресурсов влияния у ее субъектов в городе Чусовом во многом определяется тем, что Чусовой – это моногород. Именно поэтому в нем вполне правомерно рассуждать о треугольнике власти, где лидерство время от времени перемещается с одного угла на другой.

Кто составляет три фигуры власти в городе Чусовом? По оценкам городских элит, можно говорить о трех ключевых властных акторах, которые, безусловно, оказывают влияние на городскую и районную политику. Это завод, район и город. Соответственно это директор ЧМЗ, глава района и глава города.

Стремление выделить в ходе исследования самого влиятельного актора в городской политике показало, что здесь оценки элит расходятся между собой.

14

Большинство опрошенных убеждено, самая влиятельная фигура в городе – директор градообразующего предприятия, которое составляет экономический остов города.

Аргументами, подтверждающими наивысшую влиятельность директора, большинство представителей элит считают чисто экономические основания: «Завод всегда являлся центром жизни в городе. Его сила строится на финансовой основе, и это трудно разрушить. Завод является экономическим базисом города, и от этого никуда не деться», – убежден профсоюзный лидер завода.

Доминирующее влияние завода на городскую ситуацию остается решающим даже в условиях кризиса, когда экономические ресурсы завода явно уменьшаются. В этом случае решающими становятся уже не экономические, а человеческие и организационные возможности завода

Доминирующую позицию завода в неформальной иерархии статусов отмечает также сам глава района, для которого важны не только экономические ресурсы, но и ресурс авторитета заво-

да в городе: «Есть градообразующее предприятие. Оно сейчас находится в достаточно тяжелом финансовом положении. Но в докризисное время бюджет этого предприятия в месяц равнялся годовому бюджету района. Влияние завода очень большое. Здесь имеют значение авторитет, вес… у людей, а не только деньги».

Помимо экономических завод обладает также необходимыми политическими ресурсами. Он выступает активным политическим актором. Право на вмешательство в политическую ситуацию директор завода может осуществлять, используя разные каналы, в том числе Городскую думу и Земское собрание. Разрешение на подобное вмешательство ему дают совсем не лидеры городской политики, а наличие экономических ресурсов.

Кроме экономических и политических ресурсов завод обладает определенным ресурсом доверия у своих работников, что, безусловно, также имеет определенное значение при определении ресурсной базы директора. В то же время ресурсы

15

влияния завода на ситуацию в городе нельзя признать, безус-

ловно, превосходящими: «Я бы не отдавал заводу пальму первенства по всем направлениям. Смена власти может произойти мгновенно. Но все же завод на фоне остальных все равно более влиятелен. В любой конфликт в городе обязательно втя-

гивается завод», – замечает один из наших респондентов.

В оценках элит нет единой точки зрения по поводу того, должен ли завод вмешиваться в политику. Часть элиты считает подобное участие завода в политике, как минимум, избыточным и далеко не эффективным: «Все коалиции директора с властью были временными, и в каждой коалиции он по своему разочаро-

вался». Другие же респонденты убеждены, без политического вмешательства завода городу будет еще хуже.

Несмотря на то, что большинство полученных оценок свидетельствует об экономическом и политическом доминировании завода в городе, все же некоторая часть экспертов склонна рассматривать действующих акторов как нечто единое целое, что позволяет говорить об относительном равенстве имеющихся ресурсов у каждой из действующих фигур.

Известное снижение ресурсов влияния завода, позволившее говорить о приблизительном равенстве трех акторов, произошло в марте 2011 года, когда завод не смог убедить своих работников голосовать так, как этого хотел руководитель завода. Еще один удар по заводу был нанесен на выборах депутатов района, где победил не заводской кандидат.

Некоторые опрошенные в противовес всем убеждены, что ни один из действующих игроков в городе не обладает преимущественным влиянием, так как действующие лица городской политики в первую очередь хотят доказать только свое право на власть.

О необходимости признания разной ресурсной базы у всех трех игроков, но в разных сферах городской жизни свидетельствует и работница районной администрации, уверенная в том, что именно этот факт порождает конфликты между ними: «Влияние может быть разным. Финансовое влияние, моральное

16

влияние…Однозначно нельзя сказать, что кто-то из трех фигур обладает всем набором влияния. У всех разные ресурсы. Более того, в сложившейся ситуации очень сильно все завязано на личностях».

Сравнивая ресурсы влияния города и района между собой, некоторые из экспертов полагают, что район с каждым месяцем наращивает свои ресурсы, а город их, наоборот, теряет.

Другие, напротив, полагают, что с заводом по силе влияния может конкурировать город, а совсем не район, так как именно городу удалось привлечь федеральные средства на программу «Моногород».

Описывая политические и личностные ресурсы влияния главы города, городские элиты выделяют в нем, прежде всего, такое качество, как гибкость, так необходимое политику. Это качество с лихвой, по мнению директора завода, перекрывает все остальные недостатки главы как политика: «Глава изощрен-

нее любых других политиков в городе. У него больше опыта. Он людей насквозь видит. Он с любым может договориться и пойдет на любые компромиссы. Без вопросов. У него нет речи, но зато есть чутье и некая харизма».

Но нельзя не сказать и об ограничениях главы города как политика: его давняя связь с криминалом и привычка давать невыполняемые обещания жителям.

Сам глава города, похоже, таких качеств за собой не замечает. Свое основное преимущество как политика, вслед за некоторыми представителями городских элит, он видит в своем умении договариваться и с простыми людьми, и с партнерами по совместным действиям, что создает ему необходимый полити-

ческий авторитет: «Считаю, что я обладаю определенным авторитетом среди городов и районов Пермского края. Можно сказать, что мало кто меня не знает».

Несмотря на то, что у главы есть немалые личностные и даже невидимые ресурсы, все же по формальным критериям он явно не может быть самой влиятельной фигурой в городе: «Гла-

ва всегда любил личную власть. На самом деле сегодня глава

17

города согласно 131-му Закону есть не кто иной, как английская королева. У него нет прав. Власть есть у главы администра-

ции», – убеждена одна из наших информанток.

Размышляя о ресурсах главы района, многие представители элитного корпуса напоминают о том, что он фактически потерял свои ресурсы влияния на ситуацию, дав слишком большие полномочия своей команде.

Помимо всего прочего, глава района слишком увлекается представительскими функциями и фактически не умеет держать под контролем ситуацию в целом. Получив из его рук расширенные полномочия, команда поверила в свою силу и стянула на себя многие лакомые куски, что привело фактически к тому, что глава района потерял свою ресурсную базу влияния. « У главы района команда…которая им управляет. Когда я бывал у него, будучи еще главным инженером в водоканале, то он решение с ходу не принимал никогда. Он всегда советовался…и перестал замечать, что власть от него постепенно ушла в другие руки», – считает один из информантов.

Кроме трех описываемых властных фигур в спектр влиятельных игроков городской политики не попадает больше никто. Некоторые из представителей элит говорят о наличии некоторой ресурсной базы у Городской думы и у Земского собрания, чтобы потом все равно оговориться – это в любом случае завод, район или город. Складывается впечатление, что присутствие этих трех акторов с их борьбой за политическое влияние делает практически невозможным развитие любых других политических институтов на данной территории.

Как и законодательная власть, относительно слабым в Чусовом остается малый бизнес. Условия кризиса еще более осложнили его положение малого бизнеса, так как резко снизили ресурсную базу помощи со стороны завода. Автономный торговый малый бизнес столь разобщен, что говорить о какой-то влиятельности на фоне города тоже не приходится.

Весьма слабыми в городе продолжают оставаться гражданское общество и партии. Партия власти при этом, по оценкам элит, стремительно теряет свои ресурсы влияния в городе.

18

Объяснение стремительного падения рейтинга партии ЕР дает глава администрации города: «Я считаю, что ЕР должна быть другой. По крайней мере, все должно делаться не так, как у нас. Я не знаю, как партия выглядит в других городах. Но у нас работа делается очень формально. Отсюда и результаты, которые мало кого устраивают».

Неформальные каналы влияния на городскую политику, если вывести завод за скобки, слабы. Элиты не хотят объединяться для достижения своих целей совместными усилиями.

Таким образом, проведенный анализ показал, что в моногороде расклад политических сил весьма подвижен и во многом определяется ресурсной базой действующих игроков, их способностью действовать бесконфликтно в интересах городской политики.

Заключение

Полученные исследовательские результаты на примере двух городов и района еще раз позволяют убедиться в том, что занятие статусной позиции во власти и обладание необходимыми формальными ресурсами не гарантируют полноты реальной власти. Только сочетание формальных и неформальных ресурсов позволяет сформировать должный потенциал влияния на городскую политическую ситуацию. Не случайно, что глава города или его помощники прибегают к формированию неформальных объединений элит, чтобы в случае необходимости получить дополнительный рычаг для управления политической ситуацией на своей территории. Более того, неформальные объединения элит в ряде случаев помогают быстро разрешить те вопросы, которые с использованием формальных механизмов могли бы решаться очень долго. Бюрократия, с одной стороны, создает механизм торможения ключевых решений в своих институтах, но параллельно выращивает неформальную структуру, способную снять ограничения своих же бюрократических правил. Помимо этого неформальные структуры в известной степени способны более эффективно сглаживать конфликты между политическими игроками, так как неформальные договоренности всегда исполняются лучше формальных.

19

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ

О.Б. Подвинцев, Т.Б. Витковская, О.А. Рябова

Пермский филиал по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права УрО РАН

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРОДОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ И ПРОБЛЕМА УКРУПНЕНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ1

Рассматривается новый вызов для локальной элиты – муниципальная территориальнаяой оптимизация. Анализируются позиции местных политических элит по вопросу укрупнения их муниципалитетов. Доказывается, что при благоприятных объективных факторах консенсус локальных элит является залогом успеха административных преобразований. Проводится анализ текущей политической ситуации в муниципалитетах и выявляются наиболее перспективные с точки зрения объединения.

Ключевые слова: локальная политика, локальная элита, местное самоуправление, муниципальное образование, государственная муниципальная политика, территориальная оптимизация, конфликт элит, консенсус элит.

Проблема объединения муниципальных образований – одна из наиболее актуальных для Пермского края. В настоящее время их насчитывается почти триста. Ранее это число было еще большим. Все это явилось следствием особенностей реализации в регионе Федерального закона №131 «Об общих принципах организации МСУ…» в первой половине 2000-х годов [1]. Неэффективность наличия столь большого числа муниципальных единиц стала очевидной достаточно быстро. Соответственно стартовал про-

1 Статья подготовлена при поддержке Программы исследований 12-П-6- 1007 «Общественные науки и модернизационные вызовы XXI века».

20