Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gruzinskie_narodnye_skazki_kn_1_-_1988.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
7.81 Mб
Скачать

лакомый, говорит, кусочек! — связал по ногам и повесил на арбу. Наказывает жене: «Зарежь,— говорит,— до моего прихода да свари». Я совсем было отчаялся, а хозяйка за­ резала домашнюю утку и подает ее мужу. Хозяин ест да похваливает: «Ну и вкусны дикие утки». На третий день хозяйка вытащила палочку, точь-в-точь такую, как у мо­ ей женушки, развязала меня, постукала, сказала что-то, обратила меня в человека и спрашивает: «Ты что, не узнал меня? Я ведь та, что мучила царскую дочку. Хочу тебе отплатить за добро. Вот тебе палочка, стоит ею взмахнуть, как исполнится все, что ты задумал. Твоя жена мне сестра по ремеслу, да ее палочка сильнее моей, гляди, кабы она с братом твоим — в саду они сейчас — тебя не заметили, да их палочка не одолела мою, не то я погибла».

Я осторожно к ним подобрался, пожелал в душе, чтоб обратились они в лошадей, взмахнул палочкой, вижу — и в самом деле передо мной два коня. Так вот, брат Малый Георгий, чьи дела удивительнее — твои или мои?!

Покачал Малый Георгий головой в знак согласия и говорит:

— В самом деле, куда уж диковинней!

Мор — там, пир — здесь. Отсев — там, мука — здесь,

54. Сестра и девять братьев

Жил на свете один крестьянин. Были у него жена да девять сыновей, но не дал ему бог дочери, о которой он давно мечтал.

Сыновья его ходили на охоту, надолго пропадая из дома.

Однажды, когда мать их понесла в десятый раз и уже была на сносях, они, как обычно, снарядились на охоту и, уходя, наказали матери:

— Если родишь нам снова брата, то выставь к нашему возвращению за порог ярмо, а подаришь сестру — вере­ тено.

Мать обещала сыновьям, что так и поступит, и братья спокойно отправились на охоту.

Подошло время матери рожать, легла она в постель и родила девочку. Вспомнив о просьбе сыновей, она выста­ вила за порог веретено.

Но случилось так, что наказ сыновей подслушала со­

седка, которая враждовала с семьей, и решила она сыграть

213

с ними злую шутку: убрала с порога веретено и заменила его ярмом.

Вернулись братья с охоты, увидели перед домом ярмо и, не заходя в дом, ушли куда глаза глядят.

— Раз у нашей матери появился еще один сын, ей и его хватит, мы же пойдем своим путем,— решили они.

Покинули братья отчий дом и ушли в горы, туда, где они обычно охотились.

Прошло несколько лет. Девочка выросла, а о том, что у нее есть братья, не слыхала.

Как-то раз, играя со своими сверстницами, она обидела одну из девочек, и та разревелась. Плачущую взяла под защиту ее мать и набросилась на обидчицу:

— Да ведь ты та самая девчонка, из-за которой девять молодцев покинули родной дом и пропали неизвестно где?!

Эти слова запали в сердце девочки. Пришла она до­ мой и упросила мать покормить ее грудью. Удивилась мать, но просьбу дочери выполнила. Взяв материнскую грудь, дочь впилась в нее зубами и спросила:

— Мама, скажи мне правду, есть ли у меня девять братьев?

Мать огорчилась, что дочка узнала о судьбе ее братьев, и стала проклинать женщину, открывшую ей правду,— она еще надеялась обмануть дочь. Но та еще больнее зажала зубами грудь, и мать вынуждена была рассказать ей о том, как братья ее постоянно ходили на охоту, как наказали ей в случае рождения брата выставить во двор ярмо, а в случае рождения сестры — веретено, как злая соседка под­ менила веретено ярмом и, наконец, как вернувшиеся с охоты девять молодцев увидали выставленное за порог ярмо и, решив, что бог не послал им сестры, навсегда по­ кинули отчий дом. Мать призналась и в том, что с тех пор их и след простыл и что она не знает, живы ли они.

Выслушала дочка рассказ матери и так захотелось ей найти своих братьев, что она тотчас же отправилась на их поиски.

Долго шла сестра по дорогам, но все никак не могла напасть на их след. Она уже потеряла всякую надежду, как вдруг набрела на хижину, стоявшую в большом и дре­ мучем лесу.

Девушка вошла в хижину. В ней никого не было, но, судя по всему, здесь кто-то обитал. Она спряталась по­ близости, чтобы поглядеть, кто сюда придет.

Был уже вечер, когда девушка увидела входящих в хижину девятерых молодцев, которые несли лесную добы-

214

чу. Так как на вид они были погодками, она догадалась, что это и есть ее братья.

Наутро молодые люди ушли, по своему обычаю, на охоту.

Как только они скрылись из глаз, девушка вышла из укрытия, вымела и прибрала хижину, приготовила обед и снова спряталась.

Когда хозяева вернулись домой и увидели чистый дом

игорячий обед, они очень удивились и воскликнули:

Видно, о нашем жилье кто-то проведал, но кто бы то ни был — мужчина или женщина,— он наш доброжела­ тель, и мы непременно должны его увидеть!

Утром они встали и собрались на охоту, но двое млад­ ших не ушли в лес, а спрятались у хижины. Некоторое время они сидели в своем укрытии, а затем направились к дому. Они подошли тогда, когда девушка с веником в руках собиралась начать уборку. Братья спросили девуш­ ку, кто она, что привело ее сюда, и узнали обо всем, что рассказала их мать. Юноши убедились в том, что это была их родная сестра, очень обрадовались и рассказали ей о своей судьбе.

Вечером, когда они собрались все вместе, девушка окон­ чательно поверила в то, что это ее братья.

С тех пор они зажили одной семьей: сестра оставалась дома и хлопотала по хозяйству, братья же ходили в лес и возвращались под вечер с богатой добычей... Но, отправ­ ляясь на охоту, они всякий раз предупреждали ее, чтобы она ненароком не погасила огня, так как достать его в тех краях было почти невозможно.

Но вот однажды, когда братья были на охоте, у девуш­ ки случайно потух очаг. Желая избежать упреков брать­ ев, девушка в поисках огня вышла со двора. Оглядевшись вокруг, она заметила за одной из гор дымок и, решив, что там она раздобудет огонь, пошла туда.

Долго ли, коротко ли она шла, наконец пришла к тому месту и видит — стоит избушка, а из трубы дым так и ва­ лит. В избушке ее встретила старуха, которая пряла ве­ ревку, вертя веретено вспять.

Заклинаю тебя твоими детьми, дай мне немного огонька,— попросила ее девушка.

Ах, какой же ты лакомый кусочек, доченька. Кабы не твое заклинание, быть бы тебе моим ужином,— хихик­ нула старуха.

Ата старуха была матерью дэва.

Подошла девушка к очагу, взяла головешку и только

215

собралась уходить, как старуха протянула ей кулечек с семенами киндзы.

Вот тебе, дочка, семена; рассыпь их цо дороге, киндза взойдет, и, когда тебе еще раз понадобится огонек, ты легко найдешь наш дом.

Взяла девушка семена и сделала так, как научила ее старуха. И киндза тут же взошла.

Вернулся домой сын старухи, дэв, повертел во все сто­ роны головой и учуял человечий дух.

Мать, чую я чужой дух. Кто и зачем здесь побы­ вал? — грозно спросил он.

Поначалу старуха хотела было обмануть сыночка, но потом, со страху, рассказала ему все, как было, да еще прибавила:

Если тебе так уж хочется разыскать ее, ступай по следу киндзы, вот он и приведет тебя к ее жилищу.

Дэв так и сделал: пошел вдоль зеленевшей киндзы и дошел до хижины девушки. Подошел он к двери и посту­ чал. Подумав, что это вернулись из лесу братья, девушка взялась за щеколду и случайно высунула руку наружу. Дэв взял да и откусил ей палец. От жгучей боли девупгка без памяти упала на пол. Дэв постоял-постоял и, видя, что ему никто не открывает, вернулся к себе домой. А девуш­ ка, придя в себя, встала и принялась за стряпню, так как не хотела оставлять братьев голодными.

Когда те вернулись с охоты, сестра рассказала им обо всем, что с ней случилось. Братья мигом смекнули, кто был незваным гостем, ибо знали об одном дэве, живущем за горой.

На другой день они остались дома и стали дожидать­ ся прихода вчерашнего посетителя: они были уверены, что тот явится еще раз.

Действительно, дэв снова пришел и постучал в дверь.

Вдом-то его впустили, но братья все разом напали на не­ го и вышибли из него дух.

Прошло время, и случилось так, что у девушки снова погас огонь. Она снова отправилась за ним к матери дэва.

Старуха сначала рассердилась на нее, но потом смени­ ла гнев на милость, дала огонь, какое-то зелье и сказала:

— Возьми, дочка, это снадобье, насыпь его в еду тво­ их братьев, и у них никогда не будут болеть животы.

Поверила девушка старухе. Взяла зелье и, придя до­ мой, густо сдобрила им ужин братьев. Но как только те съели свой ужин, то все, как один, превратились в оленей,

216

выскочили из дому и скрылись в лесной чаще. Лишь од­ ного, младшего брата сестра успела поймать.

Осталась девушка с одним-единственным братом, и, ку­ да бы она ни пошла, всюду водила его за собой, ни на шаг от себя не отпуская.

Однажды сестра с братом бродили по лесу в поисках пищи. А в ту пору в этом же лесу охотился сын одного царя. Приметил царевич олененка и хотел его пристре­ лить. Но сестра, увидев это, заслонила собой оленя и ста­ ла умолять царевича:

— Ради господа бога, не убивай его, на самом деле это не олень ведь, а мой кровный брат!

После этих слов царевич не мог тронуть олененка. А са­ ма девушка так понравилась ему, что он взял ее вместе с ее несчастным братом к себе во дворец. А надо сказать, что до того дня царевич думал жениться на одной краси­ вой девице, жившей по соседству с ними. Но так как сест­ ра олененка была намного прекраснее той девушки, то вскоре он обвенчался с ней.

Жили они в мире и согласии, но царский сын не раз пытался заколоть олененка. И всякий раз жена удержи­ вала мужа от этого, ибо очень любила и жалела своего брата. И всех во дворце просила приглядывать за ним и заботиться о нем.

Соседка же, обманутая царевичем, затаила злобу и по­ клялась жестоко расправиться с соперницей, надеясь хоть в будущем занять ее место и стать признанной всеми ца­ ревной.

Однажды она так пристала к невестке царя, уговари­ вая ее прогуляться с нею по городу, что та согласилась. Вот пошли они гулять, вышли за город и подошли к реке. Злая женщина подала знак своим слугам, схватили они царевну, сорвали с нее одежду, привязали к шее камень и сбросили в воду. Злодейка облачилась в одежду моло­ дой царевны и отправилась во дворец, словно она была женой царевича. Тот ничего не заподозрил и принял ее за жену.

О гибели сестры знал лишь один олененок. Он без кон­ ца бегал к реке, громко кричал и заливался горючими слезами.

Видя это и боясь, что ее обман будет раскрыт, само­ званая царевна приказала заколоть олененка.

Царевича удивила такая прихоть жены:

— Не понимаю, откуда в тебе такая перемена: до сих пор ты была единственной заступницей олененка, считала

217