Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
51
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.6 Mб
Скачать
  1. Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.

Оптические искажения, которые используются в исследованиях восприятия, очень разнообразны. Они осуществляются с помощью определённых устройств, которые крепятся либо на голове, либо на столе.

Виды искажений:

1)инверсия – это изменение ориентации сетчаточного образа в направлении верх-низ на противоположное; это достигается с помощью использования трапециевидных призм – испытуемый смотрит через эту линзу;

2)риверсия - это изменение ориентации сетчаточного образа в направлении лево-право на противоположное; это достигается при помощи той же линзы, но положенной на бок;

3)переворачивание сетчаточного образа – это одновременно и инверсия и риверсия; это достигается с помощью системы линз;

4)изменение знака диспаратности:

D = < A - < F  D “+”;

D = < B - < F  D “-“;

Если мы меняет знак диспаратности, то мы меняем условия восприятия окружающего мира, обращённого по глубине. Устройство для изменения знака диспаратности называется псевдоскоп. Для него создания требуется 2 трапециевидные линзы.

1. Исследование процесса перцептивных адаптаций инверсируемому зрению.

Инверсированное зрение – обозначает и инверсию и переворачивание сетчаточного образа. Впервые оптические искажения были применены Стрэттоном, эксперименты были проведены в конце 19 века.

Исследование: возможна ли перцептивная адаптация к инверсированному зрению, то есть можно ли воспринимать окружающий мир как нормально ориентированный, не смотря на то, что сетчаточные изображения остаются перевёрнутыми. В течение 8 дней испытуемый носил на голове устройство, переворачивающее сетчаточное изображение одного глаза, второй был прикрыт повязкой. В течение эксперимента вёлся дневник, где испытуемый записывал все свои ощущения и изменения.

Результаты эксперимента:

1 день: все образы сначала выглядели поставленными с ног на голову: если руки водились внизу, то казалось сверху. Хотя все образы были чёткими было ощущение нереальности, иллюзорности, следовательно, образы утратили связь с реально существующими предметами и привычными знаниями о их привычных образах.

В первые несколько дней стоило большого труда решать бытовые задачи.

5 день: появление хорошей моторной адаптации; испытуемый уже более уверено выполняет движения, требующие зрительного контроля.

6 день: появление некоторых первых признаков перцептивной адаптации, например: до 6 дня при повороте головы в лево или право ощущалось движение мира в ту же сторону. Здесь работает теория эфферентности – человек поворачивает голову вправо, а смещение сетчаточного образа влево и мы не видим, что мир перемещается. В условиях же сетчаточного искажения головной мозг даёт команду повернуть голову вправо и за сёт призм сетчаточное изображение тоже следует вправо, следовательно, мир подвижен. Таким образом, на 6 день испытуемый перестал ощущать прыганье мира.

7 день: появились признаки полной перцептивной адаптации, и испытуемому казалось, что он находится в реальном мире.

8 день: линзы были сняты и описан эффект последействия, то есть возникло ощущение нереальности образов воспринимаемого мира, хотя он и не выглядел перевёрнутым.

В течение 2 последующих дней испытуемый опять ощущал движения, как и до 6 дня – скачки мира в ту же сторону, куда поворачивалась голова, следовательно, перцептивная адаптация оказалась возможной, хотя была не устойчивой.

Были проведены и другие исследования, подтвердившие это. Были выявлены факты, которые либо способствовали адаптации, либо разрушали её.

Исследования Коллера: прикосновение испытуемых к объектам способствовали нормализации перцептивной адаптации (груз на ниточке качается, стоит взять его в руки, как он начинает восприниматься в нормальных условиях).

Перцептивная адаптация существенно облегчается при наблюдении за физически невозможными явлениями (свеча зажжёная). Важным фактором, негативно влияющим на перцептивную адаптацию является самонаблюдение испытуемых.

Также были предприняты попытки объективного изучения процесса перцептивной адаптации Логвиненко. Он использовал в качестве объективного индикатора перцептивной адаптации коэффициент константности для восприятия формы (производил исследования на черноморском побережье на себе и на студентке). Он несколько раз измерял коэффициент константности формы: испытуемая носила очки с переворачивающим устройством. Результат исследования говорит о том, что мы можем объективно судить на основании коэффициента константности о том, что идёт перестройка в перцептивной системе человека.

Итог: суммируя результаты исследований можно сделать вывод, что они убедительно показывают возможность перцептивной адаптации к инвертируемому зрению, а это значит, что в процессе адаптации образ восприятия начинает соответствовать в большей степени не объективным характеристикам проксимального стимула, а знаниям человека о свойствах окружающего мира, следовательно, убедительно, что познавательный опыт человека – это важная внутренняя переменная, влияющая на процесс порождения образов восприятия и в частности его предметных свойств.

Соседние файлы в папке kand_psy