Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
молочное скотоводство.doc
Скачиваний:
191
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
3.42 Mб
Скачать

Изменчивость, наследуемость и повторяемость признаков, влияющих на молочность кобыл

Молочная продуктивность кобыл и продолжительность их лактации зависят в определенной мере от длительности сервис-периода. Исследования показали, что изменчивость данного биологического показателя очень высока и не зависит от возраста животных. В разрезе лактаций коэффициент изменчивости сервис-периода варьировал у литовских тяжеловозов от 30 до 89, у советских – от 32 до 133 и у русских тяжеловозов – от 59 – 115 процентов. Причем, изменчивость данного показателя обуславливалась в основном субъективными факторами (своевременное определение охоты, осемение животных и др.).Коэффициент наследуемости сервис-периода в среднем, по трем исследуемым породам лошадей, был равен 0,06, а коэффициент повторяемости по всем возрастным периодам был высокий.

Так, между 1 и 3 лактациями он оказался 0,63, между 3 и 6 – 0,45, между 6 и 9 – 0,41.

На продолжительность лактации дойных жеребых кобыл тормозящее влияние оказывает развитие плода. Для изучения этого вопроса был вычислен период жеребости, на котором дойные жеребые кобылы прекращали лактацию. Исследования показали, что кобылы трех изучаемых пород заканчивали лактацию одновременно – на 181-185 день жеребости.

Коэффициент изменчивости данного показателя у советских и русских тяжеловозных кобыл различался незначительно, соответственно18,2 и 19,9 процента, а у литовских тяжеловозных кобыл был несколько выше – 23,2 процента.

Коэффициент наследуемости периода жеребости, на котором прекращалась лактация, у исследуемых пород лошадей оказался низким, в среднем он составил 0,26, Наивысшим этот показатель был у литовских тяжеловозных кобыл- 0,32, а наименьшим у русских тяжеловозов – 0,17.

Коэффициент повторяемости изучаемого показателя, в среднем по породам, между первой и девятой лактациями составил 0,48,а по отдельным возрастным периодам имел незначительные колебания и средние значение: между 1 и 3 лактациями – 0,54, между 3 и 6 – 0,49, между 6 и 9 – 0,43.

Учитывая связь молочной продуктивности кобыл с их живой массой, было изучена изменчивость и наследуемость этого показателя. Коэффициент вариации живой массы кобыл литовских и советских тяжеловозов колебался от 6,9 до 9,6, у русских тяжеловозов – от 10,9 до 13,5 процентов.

Коэффициент наследуемости живой массы кобыл литовских и советских тяжеловозов был высоким – 0,62, а у русских тяжеловозов имел среднее значение – 0,52.

Воспроизводительная способность кобыл в исследованиях характеризовалась количеством приплода, полученного в среднем за год воспроизводства. Данный показатель оказался примерно одинаковым у всех исследуемых пород и не зависел от возраста кобылы, продолжительности их хозяйственного использования (0,80-0,95).

Коэффициент вариации количества приплода, в среднем за год воспроизводства, был близок у всех изучаемых пород лошадей. Однако, он существенно изменялся с возрастом кобыл от 0,7 до 16,8 процентов. Коэффициент наследуемости данного признака у литовских и советских тяжеловозов был средним, соответственно – 0,44 и 0,53, а у русских тяжеловозов низким – 0,15.

К.С. Новоселовой из Марийского Государственного Университета были проведены исследования по изучению связи содержания жира в молоке кобыл с иммуногенетическими показателями. Результаты исследований, проведенных на кумысной ферме совхоза «Овощевод» Республики Марий Эл на 106 кобылах литовской, советской и русской тяжеловозных пород, свидетельствуют об определенном влиянии полиморфных систем крови на содержание жира в молоке. Обобщая результаты выявленных связей между содержанием жира в молоке кобыл и иммуногенетическими показателями крови животных, можно констатировать значительные межпородные различия.

Наибольшее влияние на жирномолочность кобыл оказали: у литовских тяжеловозов группы крови – Дαk Дсqm (М-1.68%), Дсqm Дсqhm (М=1,37%), ДаαДаα (М=1,28%), типы трансферрина – ДН (М=1,33%), ДF (М=1,25%), FR (М=1,22), тип альбумина АВ (М=1,22%), тип эстеразы – 11 (М=1,3%); у советских тяжеловозов группы крови – ДαеДвст (М=1,6%),Дαk Дсеqm (М=1,4%), типы трансферина ДR(М=1,6%), FF(М=1.33%), тип альбумина ВВ (М=1,51%), тип эстеразы 11 – (М-1,25%); у русских тяжеловозов – группы крови Дсеqm Дсqhm (М=1,51%), ДαеДαе (М=1,39%), Дαе Дсqhm (М=1,27%), типы трансферрина – ДД (М=1,71%), ДR(М=1,38%), тип альбумина АВ (М=1,28%), типы эстероазы 61 (М=1,57), FI (М=1,45%).

Группы крови, положительно влияющие на жирномолочность, были специфичны для каждой из пород. Из типов транфоеррина только один – ВR- встречался у двух пород (советской, русской), тип альбумина АВ (литовской, русской), а тип эстеразы II – у кобыл литовской и советской тяжеловозных пород.

Наряду с межпородными различиями, установлена также довольно существенная индивидуальная изменчивость по связям жирномолочности с показателями полиморфных систем крови.

Анализ показателей содержания жира в молоке кобыл в связи с наличием у них разных групп крови показал большую изменчивость жирномолочности кобыл по всем исследуемым породам, независимо от принадлежности к тому или иммуногенотипу. Исключения составили только кобылы литовской тяжеловозной породы с группами крови Даα Даα и Дсеqm Дсqhm , у которых низкий коэффициент вариации – 1,96 и 0,44 процента.

В среднем, по тяжеловозным породам, коэффициент вариации Сv составил: по литовской 30,7%, по советской – 25,3% и по русской – 26,3%.

Значительная изменчивость процента жира в молоке наблюдалась при изучении взаимосвязи этого показателя с антигенным составом крови и с типами трансферрина.