Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебно – мет.комплекс по курсу «Экология».doc
Скачиваний:
454
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
2.71 Mб
Скачать

3. Проблема опустынивания

Процессы опустынивания в настоящее время угрожают обширной территории, охватывающей некоторые регионы на юге России и в Азиатских странах СНГ.

В России этому процессу подвержена территория в 50 млн. га. Нерациональное использование земель, в частности бесконтрольный выпас скота, привело к появлению единственной в Европе пустыни «Черные земли» в Калмыкии. При норме выпаса не более 750 тыс. овец здесь постоянно выпасалось 1 млн. 650 тыс. Кроме того, на этой территории постоянно обитало свыше 200 тыс. сайгаков. Перегрузка пастбищ превышала норму в 2,5 - 3 раза. В результате более трети площади пастбищ (650 тыс. га) превращено в подвижные пески. Постепенно калмыцкая степь становится бесплодной пустыней.

Специалисты подсчитали, что если процесс будет продолжаться теми же темпами, то через 15 - 20 лет площадь опустыненных земель в этой республике достигнет 1 млн. га.

Опустыниванию подвергаются также земли на вырубках в Республике Коми.

Ежегодно в южном регионе России пески занимают 40 - 50 тыс. га. Только в Прикаспии песками занято около 800 тыс. га. Отмечается увеличение площади сбитых пастбищ. За пять лет с 1985 г. в Дагестане, Саратовской и Астраханской областях эти площади возросли на 14,260 и 394,2 тыс. га соответственно.

Процесс опустынивания - важная проблема для Узбекистана. По последним данным, пустыни и полупустыни занимают около 4/5 территории республики. В результате высыхания Аральского моря образовались дополнительно 33 400 км2 сухого морского дна и вторичные пустыни (Арал - Кум). Около 70 % пустынь Приаралья возникло вследствие деградации растительного покрова, поэтому необходим научно обоснованный подбор засухоустойчивых растений и их районирование. Важное значение имеет выявление перспективных жаро- засухо-, соле- и газоустойчивых видов, приспособленных к условиям аридной зоны. Необходимо учитывать, что для Центральной Азии характерен теплый климат и малое количество осадков, здесь нередки длительные периоды засухи, обусловливающие высокий риск опустынивания.

4. Экологические проблемы крупных озер

Байкал - самое глубокое и восьмое по величине озеро в мире (таблица 22). Это такое же уникальное явление природы, как экосистема влажных тропических лесов или Большой каньон в США.

Протянувшись вдоль геологического разлома между горными хребтами на 640 км с севера на юг через юго - восток Сибири, озеро достигает в глубину 1,6 км. Вода в нем настолько прозрачная, что, по словам российского писателя В. Распутина, на крошечной монетке, лежащей на глубине 30 м, можно рассмотреть год чеканки.

На площади, равной примерно площади Дании, сформировалось 133 вида уникальных растений и 848 видов эндемичных животных, включая нескольких паразитических червей, живородящую рыбу голомянку и единственную в мире разновидность пресноводного тюленя. Из водорослей наиболее многочисленны диатомовые, из животных – голомянко - бычковые рыбы, бокоплавы.

Таблица 22 - Крупнейшие озера мира

Название

Площадь, тыс. км

Наибольшая глубина, м

Каспийское море

371

1025

Верхнее

82,4

393

Виктория

68

80

Гурон

59,6

228

Мичиган

58,1

281

Аральское море

51,1

61

Танганьика

34

1435

Байкал

31,5

1620

Ньяса

30,8

706

Большое Медвежье

30

137

Большое Невольничье

28,6

156

Чад

12 - 26

4 - 11

Эри

27,5

64

Виннипег

24,3

28

Балхаш

17 - 22

26

Единственное млекопитающее, встречающееся в водах Байкала, - нерпа. В озере насчитывается 52 вида рыб, из них 27 - эндемичные.

По разнообразию видов и обилию организмов Байкал напоминает море. Этот водоем характеризуется особой глубоководной фауной пресных вод. По мнению ученых, байкальская фауна является древнейшей, состоящей из морских и пресноводных форм, выделившихся в самостоятельные зоогеографические объекты.

Современная цивилизация начала вторгаться в этот уникальный природный мир после прокладки в 1896 г. вокруг южной оконечности озера Транссибирской железной дороги. Но только с 1957 г., в связи со строительством на берегу озера Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), началось интенсивное промышленное загрязнение его вод. В 1986 г. в байкальском регионе были созданы природный заповедник и два национальных парка. В тот год БЦБК сбрасывал в озеро 58 000 т недостаточно обработанных отходов, что составляло 88 % общего объема загрязненной воды, поступавшей в него. В настоящее время ущерб, нанесенный Байкалу за все годы работы БЦБК, по оценкам «Гринпис» составляет 4,5 млрд. дол.

Уникальная природная экосистема Байкала продолжает деградировать. Экологические пищевые цепи озера базировались на присутствии зоопланктона под названием эпишура. Он настолько зависит от функционирования экосистемы в целом, что не может выжить даже в пробирке, содержащей только байкальскую воду. Этот крошечный рачок является не только пищей для других живых существ в озере, но и биологическим фильтром байкальской воды. Начиная с 1980 г. численность зоопланктона быстро сокращается. Кристально чистые воды Байкала начали зарастать водорослями, что привело к размножению гельминтов, которые, в свою очередь, заражали рыбу.

Ученых - экологов беспокоит судьба уникального пресноводного тюленя - нерпы. Обычно в апреле открывается охота на тюленят. В итоге погибают порядка 90 % новорожденных бельков. При сохранении нынешней ситуации популяция нерпы может оказаться на грани исчезновения. В 1994 г. на Байкале обитало 104 000 этих животных. К 2000 г. основной запас популяции байкальского тюленя снизился до 67 000.

Кроме того, побережью озера угрожает повышенный радиационный фон. Он обусловлен прежде всего высоким содержанием урана в горных породах, обрамляющих Байкал: до 70 % площади Байкальского региона относится к зоне высокой радоноопасности; на территории региона найдено 6 месторождений и 62 рудопроявления урана. Вместе с тем Байкальский регион и Алтай подверглись радиоактивному загрязнению при проведении на­земных и воздушных испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1962 г. (суммарная мощность этих взрывов в 800 раз превышает мощность ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму). Наибольшему загрязнению (в 10-100 раз выше регионального фона) подверглись побережье оз. Байкал, сельскохозяйственные районы Усть - Ордынского, Бурятского ав­тономного округа, долины рек Тунка и Джида в Бурятии.

С 1975 по 1984 г. в Красноярском крае, Кемеровской, Ир­кутской и Читинской областях было проведено 13 подземных ядерных взрывов, место и время проведения которых хранились в строгой тайне. После проведения испытаний не был организован надлежащий мониторинг радиоактивных продуктов, сохраняющихся под землей в камере взрыва. Некоторые из них, возможно, опасны в течение нескольких миллионов лет, однако никто не знает, какие именно продукты распада могли образоваться в результате этих взрывов.

В дополнение ко всем экологическим бедам в последнее время резко усиливается нагрузка на озеро Байкал туризма, особенно неорганизованного. Прибрежные байкальские леса подвергаются атмосферному загрязнению со стороны промышленных предприятий Восточной Сибири и Прибайкалья.

Свою лепту в общую картину загрязнения вносит автотранспорт. На 2 млн. жителей Иркутской области приходится свыше 700 тыс. единиц транспорта. Большая часть автомобилей сконцентрирована в нескольких промышленных городах области. По данным Госкомприроды Иркутской области, выбросы от автотранспорта в 1998 г. составили 18 % (118 тыс. т) от суммарных выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Самые неблагополучные в этом отношении города - Иркутск (36 % загрязнения), Братск (17,9 %), Зима и Саянск (по 12,7 %), Шелехов (7,4 %), Ангарск (7 %) и Усолье - Сибирское (6,8 %).

Таким образом, современная картина антропогенного воз­действия на уникальную экосистему Байкала и прилегающих территорий вызывает беспокойство за дальнейшую судьбу озера.

Острейшей экологической проблемой является и судьба Аральского озера - моря (Арала). Ареал экологического кризиса, связанного с гибелью Арала, чрезвычайно обширен. В Аральский регион входят четыре республики Средней Азии и юг Казахстана.

До 1973 г. Аральское море было четвертым по площади водоемом в мире, не считая океанов. До 1965 г. уровень его опускался не ниже 52,3 м в 1917 г. и поднимался не выше 54,1 м в 1934 г. Среднемноголетняя отметка уровня Арала принята равной 53,0 м. Этому соответствовала площадь зеркала воды - 64 тыс. км2 и объем воды 1020 км3 при средней глубине 20 - 25 м и максимальной - 67 м. Море было пресноводным: минерализация воды не превышала 7 - 9 г/л, в ней водились ценные промысловые виды рыб.

Неразумная политика в области сельского хозяйства привела к тому, что вода двух питающих Арал рек - Амударьи на юге и Сырдарьи на северо - востоке постоянно и в больших объемах перекачивалась на орошение хлопковых полей. С 1960 г. уровень воды в море упал на 13 - 14 м, а его объем и площадь уменьшились на 66 и 40 % соответственно. Начиная с 1965 г. в связи с массовым развитием хлопкосеяния в среднеазиатских республиках и строительством крупных водохранилищ на Сырдарье и Амударье уровень моря стал интенсивно падать, достигнув в 1987 г. около 40 м. Минерализация воды возросла до 22 г/л.

К 1989 г. поступление в Аральское море воды из двух питающих его рек сократилось в 8 раз. Зажатое между двумя пустынями - Кызылкум и Каракумы - некогда рыбное море само превратилось в соляную пустыню. Пылевые бури разносят на большие расстояния соль и песок. На каждом гектаре окружающих море полей ежегодно оседает до полутонны соляной пыли в год. В результате высыхания Аральского моря дополнительно образовалось 33 км2 сухого морского дна и вторичные пустыни (Арал - Кум).

Расшифровка шлейфов песчано - пылевых бурь, снятых космическими аппаратами, и специальные расчеты на ЭВМ показывают, что с поверхности этой пустыни ежегодно в атмосферу Земли может подниматься до 75 млн. т песка и пыли. Это видимые глазу частицы, которые откладываются на относительно небольших расстояниях - до 500 - 800 км (часть пыли и песка ветрами переносится дальше, постепенно размельчается за счет абразивного истирания и задерживается растительностью, пока полностью не ассимилируется почвой). Кроме этого, с поверхности солончаков в атмосферу выносятся тонкодисперсная пыль и соль, которые механически не осаждаются и не регистрируются обычными приборами. Количество такой ядовитой соли, включая высохший и размельченный опад однолетних солянок, может достигнуть 65 млн. т в год. Она поднимается ветром на несколько километров, образуя соляно - пылевые облака, и переносится на большие расстояния.

Соли, выносимые со дна Арала, в основном представляют собой сульфаты. Например, минерал тенардит в обычном состоянии содержит воду и образует достаточно прочную маслянистую корку темно-серого цвета. Однако в жару, когда температура почвы достигает 60 °С и более, молекулы воды улетучиваются, и тенардит образует легкий порошок белого цвета, который выдувается даже слабым ветром. А на его место из глубин земли с вертикальными токами испаряющейся воды поднимаются новые порции солей, которые также улетучиваются в атмосферу. Образно говоря, солончак работает как настоящая «фабрика солей».

Арал еще в 1983 г. полностью утратил свое рыбохозяйственное значение. Сейчас состояние Аральского моря таково, что в перспективе оно может исчезнуть, превратившись в ряд мелководных водоемов с горько - соленой водой, в которой не живут даже микробы.

Известно, что Аральское море благотворно влияло на климат Приаралья, снижая летнюю жару и уменьшая дефицит влаги в воздухе, зато несколько увеличивая зимнюю температуру. В настоящее время безморозный период в прилегающей пустыне Кызылкум сократился почти на 20 дней; участились ранние осенние и поздние весенние заморозки, наносящие большой ущерб зимним пастбищам. За счет подвозки дополнительных кормов в два раза увеличилась себестоимость животноводческой продукции.

Общая ситуация в Аральском регионе продолжает ухудшаться. Если не принять радикальных мер, то восстановить Арал как единое целое уже не удастся.

Еще одной зоной экологического напряжения является Каспийское озеро - море. Оно является замкнутым внутренним водоемом и представляет собой самое крупное озеро мира. В конце 1991 г. береговая черта Каспия была разделена между пятью суверенными государствами: Россией, Азербайджаном, Туркменией, Казахстаном и Ираном.

Ценнейший биоресурс Каспия - последнее в мире крупное стадо осетровых. Здесь вылавливается до 90 % мирового объема их добычи. Но уловы осетровых резко падают: если в начале 1980-х гг. вылавливалось до 16 тыс. т осетровых в год, то в 1994 г. улов составил всего 4 тыс. т. И это несмотря на энергичные меры по искусственному разведению осетровых, которое осуществляется на 7 российских и 2 иранских рыбоводных заводах. В на­стоящее время осетровые в Каспии находятся на грани исчезновения. Имеются данные, что площади нерестилищ сократились с 3600 до 450 га.

Основные причины сокращения стада осетровых:

1) резкое ухудшение экологической обстановки на реках, впадающих в Каспий, в первую очередь на Волге, которую сегодня можно с полным основанием назвать не только «главной улицей», но и «главной сточной канавой» России;

2) браконьерство, включая морской лов. Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, браконьеры изымают не менее 60 % промыслового вылова осетровых.

В последнее время возникла проблема неустойчивости (колебаний) уровня воды в море. Уровень Каспия циклически меняется - то повышается, то падает. Такие циклы нередко длятся не десятки, а сотни лет. После последнего оледенения (10 - 12 тыс. лет назад) море занимало практически всю Прикаспийскую низменность и соединялось с Черным морем (уровень воды был на 70 - 75 м выше современного). Впоследствии уровень начал понижаться, Каспийское море превратилось в замкнутый резервуар и потеряло связь с Мировым океаном.

Когда в 30-е гг. XX в. уровень Каспия начал интенсивно понижаться, люди шли за морем, строя долговременные капитальные сооружения на освободившейся от воды земле. Площадь поверхности моря уменьшилась на 37 000 км2, что примерно равно площади Азовского моря. Постепенно, в результате снижения уровня воды, Каспий терял свою воду, а это привело к потере во­доемом рыбохозяйственного значения, разрушению его как эко­системы, а также к необходимости огромных экономических из­держек из-за переноса селений, портов и т.п.

Однако с конца 70-х гг. XX в. уровень Каспия начал подниматься. К 1994 г. он поднялся до отметки 26,4 м, т.е. на 2,6 м. До 1994 г. темп подъема воды составлял 14 см в год, в 1994 г. произошел резкий скачок - 26 см в год.

В зоне воздействия морских вод оказалось 257 тыс. га земель, в том числе 42,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий (из них 5,5 тыс. - орошаемой пашни), 180 тыс. нерестового фонда, объектов рыбного хозяйства, животноводческие фермы и инженерные коммуникации, наконец, 34 населенных пункта с 31,2 тыс. жителей.

Под влиянием подъема Каспия отмечается подъем уровня высокоминерализованных грунтовых вод, при этом резко прогрессируют процессы вторичного засоления, гибнет растительность, заселяются орошаемые земли и теряют ценность сельскохозяйственные угодья. Создается подпор в водотоках дельты, идет интенсивное обрушение берегов, на которых расположены населенные пункты. Подъем уровня грунтовых вод приводит также к подтоплению полей фильтрации канализационных очистных сооружений, ферм крупного рогатого скота, объектов нефте- и газодобычи, кладбищ, интенсивной коррозии заглуб­ленных инженерных коммуникаций.

При прогнозируемом подъеме уровня моря до отметки 26,0 м в зоне его влияния окажутся 414 тыс. га земель (35 % общей площади дельты), 71 населенный пункт с населением в 57,0 тыс. чел. Только в зоне затопления будет 34 населенных пункта с 30,9 тыс. жителей.

Такие колебания уровня Каспийского моря, как считают специалисты, обусловлены природными климатическими явлениями (наступление более водного периода). В настоящее время принята гипотеза, согласно которой колебание уровней воды в Каспии является следствием изменения высотных отметок моря. Однако не исключена и антропогенная составляющая, связанная с многочисленными ядерными взрывами для создания газовых хранилищ и других целей.

Таким образом, население стран СНГ стоит перед угрозой глобального экологического кризиса, требующего неотложных и согласованных межгосударственных мер.