Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рос.цивилиз..doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
1.77 Mб
Скачать

Архив исторических идей н. М. Карамзин. История государства Российского

(Извлечения)

Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих государей, избирае­мых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории... Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности, не уча­ствуя в важных изменениях гражданской жизни народов... Орда с Лит­вою как две ужасные тени заслоняли от нас мир и были единственным политическим горизонтом России... Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной орды, подобной нынешним киргизским, сделался од­ним из знаменитейших государей в Европе...

Внутри государства он не только учредил единовластие... но был и первым, истинным самодержцем России, заставив благоговеть перед собою вельмож и народ, восхищая милостию, ужасая гневом, отменив частные права, несогласные с полновластием венценосца. Князья пле­мени Рюрика и св. Владимира служили ему наравне с другими поддан­ными и славились титулом бояр, дворецких, окольничьих, когда знаме­нитою, долговременною службою приобретали оное... Все сделалось чином или милостью государевою... Председательствуя на соборах цер­ковных, Иоанн всенародно объявлял себя главою духовенства: гордый в сношениях с царями, величавый в приеме посольств, любил пышную торжественность; установил обряд целования монаршей руки в знак лестной милости... одним словом, разгадав тайны самодержавия, сделался как бы земным Богом для россиян...Пишут, что... просители боялись подойти к трону, что вельможи трепетали на пирах и во дворце, не смея шепнуть слова, ни тронуть­ся с места, когда государь... дремал по целым часам за обедом: все сидели в глубоком молчании, ожидая нового приказа веселить его и веселиться. Уже заметив строгость Иоаннову в наказаниях, приба­вим, что самые знатные чиновники, светские и духовные, не осво­бождались от ужасной торговой казни: так (в 1491 году) всенародно секли кнутом ухтомского князя, дворянина Хомутова и бывшего ар­химандрита Чудовского за подложную грамоту, сочиненную ими на землю умершего брата Иоаннова...

Иоанн гордился древности имени великого князя и не хотел нового; однако же в сношениях с иностранцами принимал имя царя... Сие имя не есть сокращение латинского Саезаг1, как многие неосновательно ду­мали, но древнее восточное, которое сделалось у нас известно по сла­вянскому переводу Библии и давалось императорам византийским, а в новейшие времена ханам монгольским, имея на языке персидском зна­чение трона или верховной власти; оно заметно также в окончании собственных имен монархов ассирийских и вавилонских: Фалассар, Набонассар и проч. ...

§ 3. Цивилизационный вариант — 2. Объединение русских земель в Литовском государстве в XIII—XVI вв.

Вспомните: какую роль сыграло присоединение Украины и Белорус­сии к России в XVII—XVIII вв.? В составе какого государства находились присоединенные земли в XIII—XVI вв.?

Объединение русских земель в одном государстве могло происходить не

только в условиях роста самодержавной вла­сти правителя и ограничения прав населения. Об этом говорит опыт объединения русских земель литовскими князьями.

До 30-х гг. XIII в. литовцы не имели государства, были разделены на племена. Князь Миндовг, создавший Литовское государство, присоединил к нему Черную Русь, ранее принад­лежавшую галицко-волынским князьям. Своей столицей он сделал Новгородок. Культурное влияние русских на литовцев было очень сильным. Созданное Миндовгом Литовское государство уже при его сыне Гедимине в XIV в. превратилось в литовско-русское. Титулом Гедимина был «король литовцев и русских». Официальным языком Литовского государства был древнерусский. Рост территории осуществлялся почти исключительно за счет восточнославянских земель. Надо от­метить, что эти земли присоединялись не столько путем во­оруженного захвата, сколько по призыву местного населения. Оно видело в литовцах защиту от монголо-татар. Другим пу­тем расширения государства были браки между княжескими семьями.

Таким образом Гедимину удалось присоединить к своему государству пинско-туровскую и витебскую земли, Волынь. Его сын Ольгерд подчинил Смоленск, Брянск, Киев, Подолию. При этом только для завоевания украинских земель ему пришлось применить оружие — да и то против монголо-татар. В 1362 г. они были разбиты в битве при Синих водах. До XV в. в Полоцке, Витебске, Новгороде Северском, Киеве, на Во­лыни и в Подолье сохранялись местные княжения, во главе которых часто стояли князья — Рюриковичи. В XV в. князь Витовт присоединил к Литве собственно российские земли, территории современных Смоленской, Калужской, Тульской, Орловской, Курской областей. В XVI в. 90% территории Лит­вы и основная часть ее населения были славянскими. До присоединения Москвой новгородской земли процесс «собира­ния» русских земель шел быстрее в Литовском, а не в Москов­ском государстве. Граница двух государств проходила восточ­нее Вязьмы, совсем недалеко от Москвы.

Общественный строй. Существенным отличием Литвы от Московского государства было растущее влияние католичест­ва после Кревской унии 1385 г., объединения Польши и Лит­вы под властью одного правителя — князя Ягайло. Литовские князья приняли католичество, русское население, часть рус­ских князей и бояр оставались православными. Их права бы­ли отчасти ограничены. Это создавало трудности в националь­ных отношениях, которых не знало Московское государство.

XV в. был ознаменован коренными изменениями в жизни Литовского государства, сближавшими его с Польшей и отча­сти с остальной Европой. Свободу от власти наместников, са­моуправление на основе немецкого магдебургского права по­лучили города. Первым из славянских городов его получило в 1390 г. Берестье. В XV в. магдебургское право получили Ковно, Луцк, Кременец, Владимир, Полоцк, Киев, Минск, Новгородок, а в XVI в. и другие, менее значительные города. Сбор пошлин в свою пользу давал городскому самоуправ­лению финансовую базу. Получала защиту частная собст­венность горожан.

Магдебургское право, предоставленное городам, оживило в них древние вечевые традиции, заглохшие в России. При решении важных вопросов собиралась «громада», сходка всех горожан. Для управления городом и суда над горожанами из­бирались рада (совет) во главе с бурмистром и лавничий суд во главе с войтом. Но в отличие от Запада, где городское управ­ление было хорошо упорядочено и имело традиционные фор­мы, в Литве в разных городах формы самоуправления были разными. Это свидетельствовало об отсутствии идеала поряд­ка и строгой законности, что было характерно и для Новгоро­да. Часто менялось число выборных членов в обеих коллеги­ях. Помимо них, в некоторых городах появлялась третья, не предусмотренная законом коллегия — совет тридцати или со­рока выборных от цехов, контролировавший раду в деле управления городскими финансами и благоустройством, а также иногда управлявший городским хозяйством. Главную роль в городах и городском самоуправлении играли в Литве не бояре, как в Новгороде, а крупные купцы, занимавшие все влиятельные выборные должности в городе.

Стало развиваться крупное боярское землевладение — фольварки. Русские князья почти не уступали по богатству литовским феодалам. В отличие от Московской Руси, где пра­ва населения, даже феодалов, не были гарантированы от про­извола верховной власти, в Литве в 1413—1492 гг. в «общезем­ских привилегиях» великих князей неоднократно подчерки­вался принцип, согласно которому князь имеет право подвер­гать панов и шляхту личным наказаниям и конфискации имущества не иначе как по суду и на основании закона. Чиновники могли судить шляхтича лишь по некоторым де­лам: разбой, насилие над женщиной, ранение шляхтича. В остальных случаях судебное разбирательство вел сам князь. Этими же «привилегиями» шляхте были даны обширные корпоративные права: собираться на сеймы (съезды), зани­мать высшие должности в государстве и главное — выбирать великого князя. Таких прав города и боярство на Руси не имели.

Крепостное право постепенно развивалось и в Литве, однако его появление было связано не с государственными нуж­дами, как в Московском государстве, а с бурным экономиче­ским развитием, становлением европейского рынка и денеж­ного хозяйства, потребностью феодалов в расширении собст­венной запашки. В XVI в. Украина кормила мясом всю Германию. Как ни парадоксально, введение крепостного права отчасти отвечало и потребностям развития крестьянского хо­зяйства, для которого был непосилен самостоятельный пере­ход от натурального производства к товарному. Крестьянин для этого нуждался в постоянной материальной поддержке, за которую ему приходилось платить ценой личной свободы. Первый закон о прикреплении крестьян вышел в Литве в 1457 г., когда было запрещено принимать в великокняжеские

волости крестьян, ушедших от частных владельцев. В 1557 г. закрепощение крестьян было завершено.

Государственное устройство. Особенностью развития госу­дарства и крепостного права в Литве в XV—XVI вв. было то, что это происходило в условиях роста власти местной шляхты в ущерб власти великого князя. В XIV в. литовские князья имели более сильную власть, чем князья Киевской Руси. Князь был неограниченным правителем. Вече было упраздне­но. Рада или совет при князе напоминали Боярскую думу. Князь считался верховным собственником земли и утверждал все акты, касавшиеся передачи недвижимой собственности из рук в руки. Кроме того, он считался собственником всего до­стояния государства. Государственная казна носила название господарского скарба, т. е. княжеского имущества. Хотя от­дельные земли, в том числе русские, получали от князя уставные грамоты или областные «привилегии», это были не договоры князя с населением, как на Западе, а односторонние акты пожалования. В целом строй Литовского государства в XIV в. гораздо больше напоминал русский государственный феодализм, чем западный.

В соответствии с законом 1492 г. носителем власти в Литве становился не великий князь, а бояре и дворяне, шляхта, ор­ганом власти которой являлось собрание — сейм. На «вальном сейме», на котором выбирался великий князь, присутст­вовали князья и бояре, а на «великих вальных сеймах» — вся шляхта Литвы. Другим органом власти шляхты была «тайная рада», совет, от которого зависело выдвижение того или иного претендента на престол. Хотя формально в XV в. лицам пра­вославного вероисповедания доступ в тайную раду был за­крыт, фактически верхушка русской знати участвовала в ее работе. В 1563 г. вероисповедальные ограничения были отме­нены.

Особенно возросла роль рады в конце XV—XVI в., когда при ее участии был создан новый судебник, давались приви­легии на магдебургское право, а князь Александр обязался посылать послов, не отнимать должностей, не раздавать в держанье пограничных замков, не производить государственных расходов, не судить, не вести внешнюю политику без участия рады. Напомним, что в Московской Руси в это время царст­вовал Иван III, правление которого было отмечено прямо про­тивоположными тенденциями. Вследствие этого Литва стано­вилась все более заманчивым местом службы для русских бояр.

Роль великого князя в Литве все более становилась слу­жебной, наподобие должности новгородского князя. Его зем­ли приобрели значение должностного, а не вотчинного владе­ния, так как должность князя стала выборной. Если в период становления Литовского государства государственная казна носила название «господарского скарба», т. е. княжеской соб­ственности, то теперь она стала называться «земским скар­бом», общественной собственностью. Князь даже не мог без совета с радой брать деньги из казны. Такое положение было привычно и желательно для новгородцев, которые откликну­лись на стремление Казимира III стать «господином Русской земли» и предложили ему взять город под свое покровитель­ство.

Особенности культуры. Отличительной чертой жителей Литвы, особенно украинцев, был индивидуализм, несвойст­венный жителям Московской Руси. Он проявлялся то в от­крытом своекорыстии, то в широкой, показной благотвори­тельности. Характерный пример такого поведения на рубеже XV—XVI вв. показывал Константин Острожский, широко покровительствовавший православным в Литве, снабжавший деньгами и землями духовенство и церковные учреждения. Это был крупный военачальник, строитель крепостей и зам­ков. Вместе с тем он заботился о развитии хозяйства, основал множество ярмарок. Им была создана Острожская академия, являвшаяся в конце XVI в. главным центром русской культу­ры за пределами Московской Руси.

Большую культурную роль играли православные братст­ва во Львове, Киеве и Вильнюсе. Во львовской братской школе, в частности, учился Петр Могила, реформатор православной системы образования, ориентированной ранее лишь на изучение византийской духовной традиции. При его участии были созданы в XVII в. православные учеб­ные заведения нового типа — Киево-Могилянский коллегиум, ставший впоследствии академией, и Славяно-греко-латин­ская академия в Яссах. Учащиеся в этих учебных заведениях изучали церковнославянский, польский, латинский, грече­ский, иврит, немецкий и французский языки, историю, гео­графию, математику, агрономию, катехизис, поэтику, рито­рику и диалектику (умение вести диспут), философию и бого­словие.

Литва и Москва. Однако объединение русских земель под властью Литвы не имело реальных перспектив. Вопрос о веро­исповедании оставался главным предметом противоречий ли­товцев и русских. Неприемлемыми для многих православных оказались Флорентийская 1439 г. и Брестская 1596 г. церков­ные унии. Вследствие этого многие православные князья пере­ходили в Московское государство. В конце XV в. это делают князья верхнеокских областей — Новосильские, Одоевские, Воротынские, Белевские, Вяземские. Это означало присоеди­нение к Московскому государству и их «отчин». В 1500 г. от Литвы отторгаются владения князей Черниговских и Новгород-Северских. В начале XVI в. Литва должна была отдать Москве десятки городов, в том числе Смоленск. Стремление к воссоединению с Россией существовало и среди знати южно­русских земель.

В результате Люблинской унии 1569 г. Литва была объ­единена с Польшей, вследствие чего возникло новое государ­ство — Речь Посполита (в переводе: республика). Для Литвы это означало передачу Польше Волыни, Киевщины и Подолии. Но и в самой Польше выборная королевская власть не могла обеспечить единства общества. В течение XVII— XVIII вв. Речь Посполита постепенно ослабевает и в конце концов становится жертвой раздела между Австрией, Прус­сией и Россией. Избыток демократии для дворянства при отсутствии идеала порядка оказался пагубен для ее независи­мости, так же как избыток демократии для народа в Новго­роде.

Однако значение Литовско-русского государства нельзя не­дооценить. В его пределах сформировались две из трех наций, являющихся наследниками культуры восточных славян и Киевской Руси: украинцы и белорусы. Знать и горожане, пе­реселявшиеся из Литвы в Московское государство, приносили опыт жизни на основе европейских ценностей.

Повторим пройденное: 1. Как изменялась власть великого князя в Литве в XV—XVI вв.? 2. Какими правами обладали литовские города? 3. Какие учебные заведения были созданы православными на Украине и в Бессарабии?

Подумайте и ответьте: 1. Почему история Литовского государства в XIII—XVI вв. может рассматриваться как вариант развития российской цивилизации? 2. Чем отличались тенденции развития государственной власти в Литве и Московском государстве? 3. Каковы были различия в общественном развитии, формах самоуправления городского и сель­ского населения в Литве и Московском государстве? 4. Что было обще­го и различного в городском строе Литвы и Новгорода, Литвы и Запад­ной Европы? 5. Почему литовско-русский вариант российской цивилиза­ции не смог стать господствующим?

Словарь урока

Фольварк —- крупное феодальное хозяйство на основе крепостного труда, производившее товары на рынок.

Магдебургское право — право городского самоуправления в Польше и Литве, построенное по образцу немецкого города Магдебурга, куда города обращались при недовольстве мест­ными судебными решениями.

Корпоративные права — права, принадлежащие не индиви­дам или сословиям, а профессиональным группам — корпора­циям (цехам, университетам, гильдиям).