Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
харитонов.docx
Скачиваний:
29
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
643.1 Кб
Скачать

6.3.2. Парламентская борьба и психолого-политическое состояние общества

 

Итогом любой политической борьбы в парламенте всегда и везде являются изменения в психолого-политическом состоянии населения. Указанное состояние фиксируется внешним наблюдателем через проявление населением в сфере политики ряда поведенческих особенностей, имеющих следующее психологическое наполнение.

1.        Политическое безразличие. Обусловливается снижением общего эмоционального тонуса населения, активно вовлеченного в текущий политический процесс. У людей развивается ярко выраженное недоверие к руководителям, партиям, другим людям. У них заметно снижается общественная активность, усиливается склонность к переживаниям по любым поводам. Формируется тотальный синдром общественно-политического пессимизма.

2.        Политический консерватизм. Имеет в своей основе стремление населения почти любой ценой избежать политического или социального конфликта. Население защищается от политического напряжения, делая своей моральной опорой верность гражданскому, профессиональному долгу, нравственным ценностям. Люди стремятся координировать своё собственное поведение с мнением других, на фоне всё нарастающей, всеобъемлющей тревожности.

3.        Политическая адаптивность. Основывается на стремлении быть сопричастным к изменениям в обществе. Ситуация вынуждает обывателей становиться необходимыми политически активной части населения и вызывать у неё симпатии. Это приводит к стремлению усвоить внешние атрибуты политической лояльности, демонстрировать точное исполнение новых ритуалов политического поведения, содержания и формы выссказываний. Но всё это продолжается до тех пор пока есть сильнейшие факторы, вынуждающие к адаптации. Этот процесс политической адаптации всегда развивается на фоне сильнейшей эмоциональной нестабильности населения.

4.        Политическое иждивенчество. Берёт своё начало в желании уклониться от ответственности за политические стороны жизни общества. Это приводит к чрезмерной недоверчивости ко всему, что имеет личное значение. Она вынуждает осуществлять интенсивный неустанный контроль за всем происходящим вовне и вести самоконтроль всех своих собственных поступков, которые могут быть квалифицированны как политические.

5.        Политическая инициатива. Возбуждается исключительно сильным политическим оптимизмом, близким по своим внешним проявлениям к невротическому состоянию. Она сопровождается активной вовлеченностью в жизнь общества, ничем не оправданной уверенностью в успехе, склонностью беззастенчиво и чрезмерно бегло судить обо всем, что касается управления государством. Повышенная эмоциональноть и перемены в настроении населения характерны для политической инициативы.

6.        Политический радикализм. Появляется на фоне стремления индивида к психологическому доминированию. Сочетается со склонностью к риску в области эмоциональных отношений с людьми, и всего своего поведения вообще. Часто имеет в своей основе неуважение к традициям, авторитетам, установленным в обществе нормам поведения. Сопутствует политическому радикализму неумение подчиняться любой власти вообще. Обнаруживается эта особенность политического поведения в периоды существенного экономического или социального напряжения в обществе. Сопровождается неспособностью контролировать эмоциональные отношения с другими людьми.

7.        Политическое соперничество. Проявляется оно в том догматическом упорстве, с которым отстаивается правота своей точки зрения, право на лидерство в политической жизни. Пренебрежение любыми жертвами, трудностями, чрезмерностью той цены, которую придется заплатить за самый незначительный успех, - верные признаки состояния политического соперничества. Оно сопровождается скрупулезным, педантичным исследованием малейшей возможности взять вверх в борьбе за власть. Сочетается политическое соперничество с крайней подозрительностью, ригидностью в понимании политических реальностей.

8.        Политическое творчество. Ориентированно на завоевание авторитета у окружающих за счёт демонстративного несогласия с общепринятыми представлениями, за счет непредсказуемости действий или фантастичности проектов переустройства общества. Оторванность от реальности в сочетании с эмоциональной холодностью представляет главную особенность политического творчества.

 

Итогом политической борьбы в парламенте будет не только проявление населением вышеуказанных поведенческо-психологических особенностей. В теории политической психологии в отдельный вопрос выделяются и психологические параметры, характеризующие способность населения выдержать намечаемые парламентом изменения в политическом пространстве общества. В этом случае, оценка психологического состояния населения ведётся по нижеследующим параметрам.

1.        Психологическая устойчивость. Оценивает способность психики населения противостоять «опрокидывающим» воздействиям политического характера в форме стремительных изменений законодательства, уклада жизни, всей системы отношений в обществе, замены одних гражданских ценностей на другие. Психика должна сохранить нормальное эмоциональное, правовое и трудовое поведение населения.

2.        Психологическая энергичность. Измеряет способность населения поддерживать достаточно долгое время своё поведение на выбранном уровне, не прекращая нормальной трудовой, личной, семейной жизни, независимо от политических конфликтов. Политические реформы адаптируются к возможностям людей сохранять достаточный уровень эмоционального и морального тонуса. И физическое, и психическое, и нравственное здоровье населения имеет свои конечные пределы. Поэтому политика вынуждена соизмерять свои планы, определенной длительности осуществления, с тем, чтобы не исчерпать полностью запасы нервно-психической и физической энергии населения.

3.        Психологическая управляемость. Характеризует способность людей быстро изменить содержание и характер своей жизни, или, напротив, совершенно инертно воспринимать реформы, нарушая всю стратегию политиков. Новые политические идеи могут легко приниматься населением или встречать сопротивление в самых различных формах. Зависит этот выбор от большого количества факторов, к числу которых относятся этнические традиции, социальный состав населения, уровни его культурного и образовательного развития, распределения людей по полу, возрасту, профессиям.

4.        Психологическая нагрузка общества. Фактически – этот параметр является интегрирующим и объединяет значения трех предыдущих. Он показывает потенциальные возможности данного населения в данное время принимать внезапные, неожиданные, энергичные изменения в социальной, экономической, правовой, физической жизни. Все эти изменения потребуют от людей готовности выдержать стрессирующее воздействие новых законов. Ведь на какое-то время уровень их личной безопасности понизится, упадет покупательная способность, снизятся возможности обеспечения себя своим собственным трудом, им труднее будет воспринимать происходящее. Все это потребует от населения предельного напряжения мышления, воли, эмоций. И не случайно А.И. Юрьев сравнивает психологическую нагрузку общества с грузоподъемностью автомобиля, ведь речь идет о способности населения принимать политические реформы без разрушения психики и деятельности.

 

Рассмотрение психологии парламентской деятельности вывело нас на принципиально важную тему психологии политических изменений. Общество в своём развитии проходит разные формы политического устройства. Политическую психологию как науку интересует психологический базис этих форм. О нем и пойдет речь в следующей главе.