Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКЗАМЕН - диалектология.doc
Скачиваний:
862
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
787.97 Кб
Скачать

31. Диалектные различия в формах времени.

Формы изъявительного наклонения

у№ § 102. В говорах и литературном языке представлена в целом единая система времен, которыми выражено изъявительное наклоне­ние. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени - на­стоящего, прошедшего и будущего (сложное будущее образуется аналитически - буду косить, стану носить): глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего (простое буду­щее образуется синтетически: накошу, выношу).

Лишь в некоторых говорах севернорусского наречия, в преде­лах Новгородской, Вологодской и Архангельской обл., спорадически встречаются формы давнопрошедшего времени, выраженные гла­гольной формой на -л + форма прошедшего времени вспомогатель­ного глагола: я была опухла; она была с дочерью жила; ягоды росли были и под. В зависимости от контекста они могут выражать разные оттенки давнопрошедшего времени, чаще всего значение действия, предшествующего другому, также отнесенному к прошло­му: А в сентябре снег был высыпал, а октябрь был теплый; Песни пела была, танцевала была, а когда замуж вышла - нет: дети пошли, некогда было; Летось была посадила, а не выросли; Сучье осталось было, я и вырубил. Формы давнопрошедшего времени могут выра­жать значение действия, отдаленного от момента речи значитель­ным промежутком времени: А был лежал в лазарете в германскую войну; Как раньше были колдуны делали; Он был до войны много поработал; Илья был на свете жил 800 лет; Лес был принадлежал монастырю.

Остальные различия касаются не самой категории времени, а разного выражения его форм. Особенно многочисленны и разнооб­разны эти различия у форм настоящего и простого будущего време­ни, образующих систему личных форм - спряжение. Различия форм сложного будущего выражаются только в употреблении разных вспомогательных глаголов: буду пахать : иму пахать : стану па­хать (при отсутствии у глагола стать начинательного значения). В формах прошедшего времени различия касаются места ударения (см. § 110).

Формы настоящего времени и простого будущего

^ Типы спряжений

§ 103. Как и в литературном языке, большая часть глаголов во всех говорах*~распределяется между 1 и 11 спряжениями. Эти "ц.ва"СйряжёШя~ра' зл и ч а юте я во всех говорах у глаголов с ударны­ми окончаниями. Различие этих спряжений выражается гласными фо-нематятгтткоТГчаний во 2-м и 3-м л. ед. ч. и 1-м, 2-м, 3-м л. -мн. ч.: несёшь, несёт, несём, несёте (или несёш, несёт, несём, несёте); несут (I спряжение) и . сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят (П спряжение). В 1-м л. ед. ч. везде выступает только окончание -у. У глаголов с безударными окончаниями эти два спряжения 108

части говоров (в основном южнорусских) не различаются.^Это вб~~многом определяется фонетикой таких-говоров, а именно совпаде-нием"в~заударно-й позиции (о) и (и) ил*и <е> и (и)г=тге. тех пасных фонем, которыми различаются окончания 1 и 11 сгГряжений в* формах'"^гго, 3-го л. ед. ч. и 1-го, 2-го л. мн. ч. Совпадение этих пар фонем может осуществляться в, звуках [и] ([ь] ) или [а].

Крометого в южноруских говорах ■зд.гд^ь' исконно II спря­жения с безударными окончаниями повсеместно обобщили в форме 3-го л. мн. ч. окончание -ут: вйдют, пдртют, просют. стрдют. мочут, ущ-рют~тг~^г.-го Же окончание, что и глаголы I спряжения (ср.: порют, колют, сёют, плачут). Окончание -ут выступает здесь, сле-до'ваТёльно, к"ак__в~_соответствии с ударным -ут (ведут), так и с ударным -ат (сидят), ср.: выведут и высидют.

Таким образом, оказывается, что все глаголы с безударными окончаниями имеют в этих говорах общую систему окончаний, ней­тральную по отношению к I и II спряжениям, ср.: вё[р'и]шь, вё_[р/и] т... вё[р'у]г, как и пб[р'н]шь, ло[р'и)г... по]р'у]г, или вё[р ъ]~иГь, вё[р'ь]г... в<?[р'у]г, как и яо[р'ь]ш, пд[р'ъ]т... яб[р'у1г, или вё[р'а]шь, вё\р'а]т... вё\р'у\^т, как и по[р'а]шь, пб\р'а)т... пд{р\']т\

Глаголы с безударными окончаниями в таких говорах поэтому н а зъ! ва ются глаготга-м-и-е б ш^е.г о спражриии. ■

Часть глаголов Общего спряжения продолжает сохранять соот­носительность с I и II спряжениями только через признаки основ. Так глаголы исконно I спряжения с основой на парные твердые согласные и заднеязычные и II спряжения на губные и зубные сохраняют чередования конечных согласных основы, свойственные этим спряжениям, ср., например, чередования в глаголах лё[з]у, лё[з'и]шь... лё[з)ут, ля\г]у, ля[жъ]шь... ля[г\ут и в глаголах ста\вл']у, сга[в'и]шь... сга[в'у]т\ вй[ж]у, вй[д.'и]шь... вы[д'у]г (см. § 104).

Еще недавно, до середины XX столетия, в устной разновид­ности литературного языка также было представлено общее спряжение. И сейчас такое произношение как но [с'у] т, во[з'у]т\ коло [т'у] т, во[д'у]г можно услышать у москвичей старшего по­коления и в сценическом произношении. Под влиянием орфографи­ческого написания эти формы активно вытесняются, и молодежь, владеющая литературным языком, в своей речи их уже не употребля­ет. В окончаниях этих форм произносится вариант фонемы <а>, чаще всего [ъ]: но[с'ъ]г, во[з'ъ)г и т. д. Формы с гласным [у] стали восприниматься как диалектизм, а в устах старых москвичей как архаизм.

Фонологически в этих окончаниях «средних»., форм парадигмы выступает гиперфонема <-> (вё<р'- }шь, вё(р'->г. . . или <-> (вё<р'--)шь.

в* (Р~о~> т. . .)в зависимости от того, какой звук - [е] или [о) - выступает в удар­ных окончаниях I спряжения (нё[с'ё]шь или не[с'о]шь).

§ 107. В результате морфологизации фонетических. лроцес€ов на стыке основы настоящего вристетптт-оканчинающсйся на гласный -г^тттгпкцнчаний 1 спряжения возникло в среднерусских говорах осо-оое 111 спряжение. К этому спряжеДию относятся г-дашлы с-бйГв"-вои настоящего "времени на а/ (типа и?.ра\-ит ла\-ут), на е\ "(типа болё'1-ит, брЦ-цт. сё]-ут), на у\ (типа рису\-ут, обу\-ут), наГо/ (тжта ко6\-итТ.

~ТТГ спряжение отличается от I тем, что в формах 2-го и 3-го

л. ёд. ч. и 1-го и 2-го л. мн. ч. окончания не имеют начальной

"гласной фонемы, а основа в этих же формах не имеет конечной "(]),

так что в основе осуществляется__чередование ///в: игра\-у, иг'рЕнйТ игрй-т... йгра\-ут, ла)-у, ла-ш, ла-т... 'АЩ-ут; рису\-у, рису-ш, рису-т... рису\-ут, крб\-у, кро-ш, кро-т... кро\-ут, брё\-у, бре-ш, бре-т... брё'1-ут.

у глаголов с ударением на корне типа думать безударный эле­мент -а/- основы настоящего времени в формах 1-го л. ед. ч. 3-го л. мн. ч. может в части говоров отсутствовать. В этом случае основа на в чередуется с основой на а в остальных формах: дум-у, дума-ш, дума-т,... дум-ут.

1Ц»рр ргегп III спряжение в восточных среднерусских говорах представлено у глаголов ня а\ (игрп-ш г>,)ип-ш\' уже у гляго-лоЁГна е\ (умё-ш, болё-ш), еще более ограничено у глаголов на о/ (кро-ш), у] (торгу-ш). Наряду с формами III спряжения в тех же говорах могут встречаться и формы I спряжения тех же глаго­лов (игр [аие] шь, бол[ёие]шь и т. п.). Их наличие следует отнести за счет непоследовательно проведенной диалектной нормы.

Те же формы, но только от глаголов на а/, е\ (думашь, знат, умем...) распространены и в пределах севернорусского на­речия. Но здесь они занимают в системе спряжения принципиально иное место, выступая в целой гамме факультативных вариантов, ср.: зн [аие] г, з«[ае]г, зн[аа]г, зн[а]т. Эта вариативность - сви­детельство живого фонетического процесса, который заключает­ся в том, что в сочетаниях [ауе] и [еие] (дум [аие] шь, ум [еие] т и т. д.) интервокальный сильно вокализованный звук на месте /' - неслоговой гласный [и] (или [е]) - между гласными утрачивает­ся, что сопровождается дальнейшим процессом ассимиляции и стяже­ния гласных: [аие] > [ае] > [аа] > [а]; [еие] > [ее] > [е] (см. § 54). Формы типа думаш, умёш представляют лишь его конеч­ную стадию.

Своеобразие бытования этого явления на современном этапе заключается в том, что формы, процессуально развивающиеТЯ~одна из другой (зя[ае|г > зк|аа|г > зи[а|г), сосуществуют во врё^ мени. В речевом потоке они обнаруживают зависимость от стиля речи, ее темпа, положения соответствующих форм во фразе и т. д. Наибо­лее нейтральными (необусловленными) являются формы с утратой [у], но без стяжения гласных (игр[ае]т, игр[аг\т, ум[ёе]т...) Они часто бывают и более употребительны, чем формы со стяжени­ем (играш, умет ...). Последние обычно связаны с более небреж­ным, аллегровым стилем речи, чаще фиксируются в конце фразы. Таким образом, формы типа знат, умет в севернорусских говорах лишь один из речевых вариантов форм I спряжения.

В среднерусских же говорах формы типа думашь, знат, умет не имеют вариантов, что и заставляет рассматривать соответст­вующие системы форм настоящего времени как особый тип спряже­ния. Есть основания думать, что в этих говорах процесс выпадения [у] и стяжения не был пережит как фонетический. Скорее всего III спряжение сформировалось здесь вследствие морфологизации ре­зультатов стяжения, которая осуществилась при стыке диалектных

систем, знавших стяжение, и тех систем (южных), которые этого процесса не переживали. Ряд форм III спряжения возник на почве среднерусских говоров по аналогии, например, формы III спряже­ния глаголов на о/, у\: мош, мот..., торгуш, торгут... В севернорусских говорах соответствующие сочетания [оце], [ууе] стяжению не под­вергаются.

§ 108. Во всех русских говорах имеется так называемое нетема­ тическое спряжение глаголов дать, есть. Наиболее распространена та же система форм, что и в литературном-языке-Все-хри-Формы ед. ч. имеют в ней специфическое нетематическое выражение: дам, дашь, даст; ем, ешь, ест. Форма_2^го л. с окончанием -ш по ЛрТГ"! "исхождению является одноймешюй-формой повелительного наклоне- ния~~(ср. др.-рус. Оажь, ежь). в част» м"> гп°"р"п-(белозерские ^ севернорусского наречия и говоры западной части южнорусского на"рё~чия) в щцгветствии с дашь, ешь употребляется архаическая форма 2-го л. на -си; дам, дасй. даст; "», *"•», тт-Ыдрдпу с фдрл^_ ми дасй, есй встречаются инопя^ор_мы дасйшь, есйшь, в кото­ рых контаминируются признаки этих двух сисТумт- --

Формы мн. ч.. как и в литературном яз!эП^г_о_бдазуются_Г10 II спряжению, кроме формы 3-го л, глагола дать, образованной по I спряжению: едим, едите, 'едят: дадим, дадите, дадут. ' В юго-западных говорах различие форм мн. ч. этих глаголов

и^гц_ уртрдцдртгд (у гцпГПЩ ргть упг,трвР,паРтса форма вдйт) ИЛИ

•"•"Л. нарД"рг'т| ати гмягп1ты пгишогткш рягхолятся ро всех Форм ах; глагол дать образует все формы по I спряжению (дадём,.дадёте, д~ад~у~т), а глагол есть - по II спряжению (едим, ёдШе, едят). Особенностью некоторых из юго-западных говоров является возмож­ ность распространения основы мн. ч. (дад-, ед-) на формы 2-го и 3-го л. ед. ч. Эта тенденция возникает в разных парадигмах, по­ строенных как по образцу II, так и I спряжения: дам, дадйшь, да- дйт... дадут или дам, дадёшь, дадёт... дадут. Особую разновид­ ность составляют гдовские (западные среднерусские) говоры, где в качестве общей основы для всех форм, кроме 1-го л. ед. ч. ис­ пользуется форма 3-го л. ед. ч. (даст-, ест-): дам - дастишь, дастит... дастят; ем, ёстишь, ёстит... ёстят. В этих типах систем своеобразие нетематического спряжения выражено минимально - только в фор­ ме 1-го л. ед. ч. . ,

Формы прошедшего времени

§ 1 НО. В образовании форм прошедшего времени в говорах нет отличий от литературного языка, кроме тех архаических явлений, о которых сказано в § 66. Различия по говорам затрагивают в основном систему ударения форм прошедшего времени на -л.

В говорах, как и в литературном языке, имеются глаголы, которым в формах прошедшего времени свойственно подвижное ударение. У этих глаголов форма женского рода с ударением на окон­чании противопоставлена всем остальным, имеющим ударение на основе, ср.: брала, но брало, брали; лила, но лило, лили.

Однако не все говоры сохраняют эту архаическую особенность глагольного ударения. Глаголы с исконно подвижным ударением распадаются на две группы, которые в говорах могут вести себя не­одинаково. Первую группу составляют глаголы типа брать, врать, драть, имеющие в корне чередование гласной с ее отсутствием: бе­рут- брал и т. п. Во вторую группу входят односложные глаголы с основой на корневой гласный: гнить, жить, класть, клясть, красть, пить, лить, вить, быть, жить. В западных среднерусских и онежских говорах обе эти группы глаголов могут иметь неподвижное ударение на основе: брала, врала, гнила, жила. Но в части говоров западной зоны глаголы первой группы имеют неподвижное ударение на основе, тогда как у глаголов второй группы сохраняется подвижное уда-

пение: брала, брало, брали и т. п., но жила, жило, жили и т. п.

Эти закономерности распространяются на производные глаголы с теми же корнями, но ударение на основе в одних говорах падает на корень (прожили), в других - на приставку (прожили).

У некоторых глаголов второй группы в южнорусских говорах проявляется тенденция к неподвижному ударению на окончании: жила, жили; прожила, прожили; была, было, были; пробыла, пробы­ли. Но обычно неподвижное ударение выступает у этих глаголов наряду с подвижным, что проявляется в наличии вариантов типа были /были, прожили/ прожили.