Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС (без 46,47,48).doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
683.01 Кб
Скачать

57 Вопрос

Абсолютизм, некогда сыгравший важную роль в экономическом, культурном, духовном развитии страны, окончательно  превратился к концу XVIII в. в политический оплот феодальной реакции. Революционная ситуация конца 1780-х гг. возникла в связи с финансовым банкротством французского государства, товарно-промышленным кризисом, неурожайными годами и голодными бунтами. Это вынудило королевскую власть пойти на реформистские маневры: в мае 1789 г. открылись Генеральные штаты, не собиравшиеся с 1614 г. Депутаты третьего сословия проявили неповиновение королю, потребовав не сословных заседаний, а принятие решений на основе большинства голосов всех депутатов Генеральных штатов.           Основным содержанием первого периода революции (14 июня 1789 – 10 августа 1792 г.) стала напряженная борьба Учредительного собрания (организация мятежных депутатов) с королевской властью за конституцию, сокращение традиционных королевских прерогатив и утверждение ограниченной монархии. Под воздействием все более втягивавшихся в революционные процесс масс населения конституционисты осуществили через Учредительное собрание ряд антифеодальных преобразований, разработали важные демократические документы.

Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Учредительным собранием – Декларация прав человека и гражданина, важнейшего документа революции. Декларация была сформулирована в духе общенационального манифеста, торжественно провозглашающего права свободных людей: «Люди рождаются свободными и равными в правах» (ст.1). В Декларации можно установить взаимосвязь ее основополагающих принципов: основополагающим объявлялись права человека, их обеспечение возлагалось на демократически организованное государство, основанное на принципе народного суверенитета и разделения властей. Такое построение следовало идее школы естественного права и последовательно формулировало идею правового государства.            В Декларации проводится разделение между правами человека, которые ему присущи от природы как «естественные и неотъемлемые», и правами гражданина, получающего их от государства в силу своей принадлежности к нему.           В качестве естественных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Были названы индивидуальная свобода (ст. 7, 8), свобода печати (ст. 11), вероисповедания (ст. 1). Итак, свобода была, несомненно, центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе. Так в ней нет упоминания о свободе собраний и союзов.

Декларация подчеркивала значение права на собственность (ст. 17). Сформулированная Руссо идея о суверенитете, нашедшая воплощение в статье 3, служила обоснованием принципа народного представительства. Декларировалось право всех граждан лично или своих представителей участвовать в создании закона (ст. 6).           Выводы Монтескье получили в ст.16 категорическую формулировку: «Общество, в котором не обеспечено пользование правом и не проведено разделения властей, не имеет конституции». Провозглашались и другие не мене важные принципы: неприкосновенность личности (ст.7), «нет преступления без указания о том в законе» (ст.8), презумпция невиновности (ст.9), ответственность перед обществом должностных лиц по вверенной им части управления (ст. 15).           Декларация произвела огромное впечатление на современников, как во Франции, так и за ее пределами. Сами ее создатели полагали, что составили документ «для всех народов и на все времена». Однако Декларация не имела нормативно-правовой силы, а представляла сумму абстрактных принципов, к которым должно стремиться общество. Многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца  XVIII в.

Самым главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания являлась Конституция 1791 г. Конституцию, предваряла Декларация прав человека и гражданина1789 г., впоследствии подобная практика стала обычной не только для французского, но и для мирового конституционализма. Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципе разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Провозглашалось унитарное государство: «Королевство едино и неделимо. В его состав входят 83 департамента, каждый департамент делился на дистрикты,  каждый дистрикт – на кантоны» (п.1, разд. II).           Соответственно четко формулировалось единство государственной власти, территории и правового государства. Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание, избиралось на два года и могло быть распущено королем. Законопроект, принятый Собранием, подлежал утверждению королем, однако король обладал лишь отлагательным вето.

Исполнительная власть вручалась королю, которому предстояло осуществлять ее с помощью назначаемых им министров. Король являлся главнокомандующим вооруженными силами, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отражениями. Конституция подчеркивала, что король царствует «лишь в силу закона», а его королевский титул стал более скромным: «король французов» вместо «короля Божьей милостью». Исполнительная власть короля значительно ограничилась, он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Получила действие контрасигнатура, т.е. распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром. Министры же назначались королем, но могли быть преданы суду Национальным собранием.           Конституция сформулировала основные принципы организации судебной власти, которая «не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем». Судьи избирались народом на определенный срок  и утверждались на должность королем. Они могли быть смещены только за преступления по должности, установленные в судебном порядке. Учреждались суд присяжных (для рассмотрения уголовных дел), кассационный суд, Верховный суд (для разбирательства правонарушения министров)

   В Конституции 1791 г. указывалось, что «нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию». Но при этом устанавливался сложный порядок внесения в нее изменений и дополнений. Это делало Конституцию «жесткой», не способной приспосабливаться к быстро меняющейся революционной обстановке. Таким образом, скорая гибель первой французской Конституции и основанного на ней конституционного строя была фактически предопределена.           Созданная в соответствии с Конституцией 1791 г. новая система государственных органов Франции отражало временное равновесие противостоящих политических сил,  конечном счете, она не удовлетворяла ни буржуазию, не Людовика XVI  и дворянство. Законодательное собрание состояло из фельянов (представители буржуазии и других консервативных сил), жирондистов (радикалы), а также якобинцы (леворадикальная и революционная политическая группировка). В этой ситуации возникла открытое противостояние законодательной и королевской власти.

 Однако окончательный приговор королевской власти был вынесен народными массами Франции. Слухи о заговоре короля  против революции были умело, использованы вождями якобинцев, выступавших за дальнейшее развитие революции. По призыву Коммуны и Якобинского клуба население Парижа 10 августа 1792 года поднялось на восстание, которое привело свержению  королевской власти. Революция вступила в свой второй этап (10 августа 1792  года – 2 июня 1793 года), характеризовавшийся дальнейшим повышением политической активности масс и переходом власти в руки жирондистов. Были назначены выборы в Национальный учредительный конвент, который должен был выработать новую Конституцию Франции. В ночь  с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент своим декретом отменил действие Конституции 1791 г. и упразднил королевскую власть во Франции. По мере развития революционных событий, которые во многом происходили помимо желания и воли жирондистского  правительства, ему в Конвенте все более энергично противостояло якобинское оппозиция.           Основная цель жирондистов сводилось к стабилизации политического положения и укреплению сложившихся в ходе революции отношений собственности и новых экономических порядков. Однако взять под контроль рост революционных настроений в Париже жирондистам так и не удалось. Помимо не последовательной политики, падению авторитета жирондистов способствовало  и то обстоятельство, что они, отменив Конституцию 1791 г., не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ.

Народное восстание 31 мая – 2 июня 1793 года, во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. С этого времени начинается третий этап Французской революции (2 июня  1793 г. – 27 июля 1794 г.). Государственная власть перешла в руки вождей якобинцев (Робеспьер, Сент-Жюст, Кутон и др.). Эта была небольшая группировка молодых и честолюбивых политических деятелей, настроенных  на дальнейшее решительное развитие революции.           Высшим законодательным органом оставался Конвент. Ему подчинялось правительство из 11 человек – Комитет общественного спасения во главе с Робеспьером.           В июне 1793 года Конвент принял новую Конституцию объявлявшую Францию республикой, которая воспроизводила основные положения декларации 1788 года; но отличалась от нее большим демократизмом и революционностью, более радикальным подходом к проблеме политических свобод и прав. Декларация  начинается с заявления о том, что целью общества является «общее счастье». Непосредственное участие народа в законотворчестве и государственном управлении,  недопустимость имущественных цензов являлись основанием демократической республики. «Когда правительство  нарушает права народа, восстание для народа и для каждой ее части есть священнейшее право и неотложнейшая обязанность»  (ст. 35).

В якобинской Декларации особенное внимание уделялось гарантиям от деспотизма и произвола со стороны государственных властей: «закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу  против угнетения со стороны правящих» (ст. 9). Конституция якобинцев отвергала принцип разделения властей как противоречащий, по мнению Руссо, идеи народного суверенитета, выступающего как единое целое. Она предусматривала простое, и, казалось бы, демократическое по тем временам устройство государства: сочетание представительных органов с непосредственной демократией. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, и как следствие этого устанавливалось всеобщее (но только мужское) избирательное право. Каждый француз, пользующейся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве  (ст. 28).           Органом законодательной власти стал Законодательный корпус (Национальное собрание), он состоял из одной палаты и избирался на один год. Столь коротких срок, по мнению Робеспьера, исключал возможность чрезмерного обособления депутатов от избирателей.

 В духе идей народного суверенитета Руссо предусматривалось участие рядовых граждан в законотворчестве, в связи, чем водилось законодательная плебисцитарная система. Законодательный корпус составлял так называемое предложение законов (ст.54). Если через сорок дней после рассылки предложения закона в половине департаментов плюс одна десятая часть первичных собраний в каждом из них не отклоняли его, проект считался принятым и становился законом. Но предусмотренная якобинской Конституцией система государственных органов на практике не была создана.           Особенностью данного периода в истории  Французской революции и государства является то, что якобинцы не проявляли большой щепетильности в выборе средств борьбы со своими политическими противниками. Они не останавливались перед использованием насильственных методов расправы со сторонниками  «старого режима». С новой силой заработали чрезвычайные суды – революционные трибуналы. До 10 июня 1794 г. по приговору Революционного трибунала было казнено 2607 человек. Откровенные политические репрессии якобинцев отпугивали многих их бывших сторонников.           27 июля 1794 г. в Конвенте сложился заговор против Робеспьера и его сторонников (9 термидора II года республики по революционному календарю). Всего были казнены около ста человек, главным образом членов  Парижской Коммуны, которую тут же  упразднили. Якобинская диктатура упала

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]