Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1. В.Н. Бочарников, Е.Г. Лаврушина, Я.Ю. Блинов...doc
Скачиваний:
158
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
14.31 Mб
Скачать

Предисловие

В XX веке человечество обнаружило вдруг, что вокруг есть невидимое море, океан, космос... информации. Писатели-фантасты уже давно пишут книги, где пространство и время — главные герои, и у них информация — поспешно или со вкусом, организованно или хаотично — скручивается, упаковывается, распрямляется, разворачивается, распространяется, живет... Хотя чему же здесь удивляться? Наша жизнь сейчас куда как более динамична, скорее приходит — быстрее уходит... и вот уже люди, не глядя на звезды, а отрываясь от экрана компьютера, с удивлением пытаются осознать, спросить, понять: кто мы? где мы? зачем мы?

Компьютер, подключенный во Всемирную паутину, в глобальную сеть, — это уже не мечта, это твое рабочее место. Это истинное соединение того же пространства и времени, это незабываемая и далекая некогда ситуация — о ней мечтали, бредили, ее искали писатели, романтики, ученые. Хотя пока мы даже оценить последствия этого поистине глобального потрясения не способны, мало кто осмелится даже предположить: что же мы получили, или, наоборот, что мы потеряли, или, может, еще понятнее — что же мы найдем в этом глобальном киберпространстве?

Информация и технологии ее создания — сейчас это всё и вся! Бизнес современный — это, прежде всего, телеработа, и уже 20 миллионов американцев и 4 миллиона европейцев упорно работают не выходя из дома, а их работодатели, рачительно считая, экономят на офисном пространстве, аренде, транспорте, нервах...

Интернет — это уже не только гигантское хранилище информации, это гигантский супермаркет, это китайский рынок, это невиданный ранее досуг! И чтобы получить справку, люди скорее спешат в Интернет, чем к полкам библиотек. Историки и архивариусы уже не глотают пыль в темных книгохранилищах, а просматривают электронные изображения древнейших манускриптов или отпечатки каменных письмен.

Ботаники в своем рефлекторном стремлении определить неизвестный ранее вид не шуршат пожелтевшими газетами, а подкручивают колесико мыши, просматривая неровные зубчики листа или разглядывая прожилки стебля на экране монитора. Генетики и молекулярные биологи, не видя ни разу в жизни своего коллегу из-за океана, способны по единому замысловатому символу цепочки ДНК, появившемуся в электронной публикации, мгновенно понять и поздравить друга, коллегу, вечного конкурента с успехом, поддержать или поучаствовать в решении сложной проблемы.

Сознание человека, общества, страны сейчас определяется не только речами политиков, законами юристов или седыми преданиями старины. Нет! Мы под впечатлением, мы пожинаем то и сколько, того и так, как отражают для нас реальность в кривом зеркале, в средствах массовой информации. И вот мы, истинно не осознавая себя, пребываем в плену показанной, нарисованной, многократно отрежессированной, чаще всего до безликости растиражированной картинки на экране телевизора. Кто злодеи? Где злодеи? Зачем злодеи? Но не только стреляют, взрывают, похищают, но и имеют конкретное местоположение, и мельком увиденное село быстро замещается картой, а подчеркнутое курсивом название населенного пункта или изгиб далекой реки становится ближе соседней улицы или забытого кинотеатра.

Мы уже почти не читаем для души, но мы поглощаем информацию, везде и успешно оглушаемся через доступные назойливые агрессивные каналы телевидения, задыхаемся в потоках видеофильмов, запутываемся в лабиринте меняющихся образов в Интернете, слепнем в мелькании рекламы в газетах, журналах, радио, и... даже на прогулке с собакой мы утыкаемся вдруг внезапно в рекламный щит или самописный листок с объявлением услуг. Информация, сведения, данные!

Не удивительно здесь и то, что мы таким образом и дальше будем слепнуть, глохнуть, отгораживаться кожаными «ушами» плееров или шлемом виртуальной жизни. Мы уже сейчас дела соседа знаем подчас хуже, чем положение с засухой в Африке или число жертв наводнения в Китае. И нашу удаленность мы способны оценивать не просто расстоянием до конкретного географического места, а попаданием (или непопаданием) в зону спутниковой связи, через дальнодействие телевизора или наличие ретранслятора, успешностью поиска провайдера, оператора, сервера... Новые нежданные ранее тенденции и даже потрясения не миновали и науку. И география как одна из передовых наук, живо интересующаяся тем, что происходит вокруг, не та уже, что мы учили в школе! И ведь, пожалуй, именно географы первыми осознали, что появилось что-то очень новое, необычное, невообразимое.

Ключевым понятием нашей науки всегда было географическое пространство. Но это совсем не то, что было незыблемым ранее. В географии стали теряться, рассыпаться закономерности и правила, которые раньше казались вечными. Сейчас все больше создается впечатление, что пространство как бы ссыхается, вытесняется, замещается новым континуумом — информационной средой, информационным пространством, информационной сферой.

Расстояние! Человечество всегда платило дорогую цену за преодоление расстояния: чего, например, во временном отношении стоили Великие географические открытия! Люди платили самым дорогим. Это были многие годы, десятилетия жизни, а иногда и столетия, и тогда отдельной жизни уже не хватало, нужны были жертвы целых народов... Расстояние определяло доступ к ресурсам, диковинкам, ценностям, оно и ограничивало аппетиты купцов, властителей и воинов: «за морем телушка — полушка, да рубль перевоз». Понимание ограничений, налагаемых расстоянием, давало ключ к пониманию расселения, освоения, торговли, промышленности... Не случайно коренные малочисленные народы мира сейчас сохранили свой быт и традиции только вдали от городов, портов, столиц. Человек осваивает чудеса связи: мгновение — и ты слышишь голос дорогого друга, секунда — и ты загрузил на своем «наладоннике» картинку дома своего в реальном времени, миг — и ты поставил забытый знак в подготовленном коллективно, но на разных континентах, труде... Нет шума на видеоконференции, тихо в электронных форумах, деловая сосредоточенность онлайновых совещаний...

Информационная революция не могла не затронуть таких сторон сознания, как образ родины, родного места, любимого города, страны... Сколько любимых березок, косо полощущихся на ветру полосатых стягов или покосившихся от времени избенок красуются на домашних страничках в Интернете. Глобальная паутина приближает мегаполисы к заброшенным деревенькам, африканский сахель к каналам Амстердама, утесы Аппалачей к прозрачной синеве Иссык-Куля.

Защита природы, экологизация, «зеленая революция» не имеют сейчас конкретного места или страны. Они повсюду, они везде, они вездесущи. Факты говорят об ослаблении политического диктата! Как это легко проследить в Интернете, где работают высокооплачиваемые команды, спешащие представить образ президента могучей державы в наиболее выгодном свете. Но зачем? Да просто уже нельзя без этого. География будущего будет немало времени уделять виртуальному пространству, и, вполне вероятно, оправдается его настоящее значение — «истинная реальность». Человек, купаясь в невидимой, но плотной информационной среде, получит те возможности, которые мы даже представить не можем сейчас.

Много еще можно сказать и, вероятно, уже ты — скорее НЕвольный читатель данной работы, станешь свидетелем официального признания и распространения информационной географии. Здесь ты делаешь первые шаги. И она уже есть, родилась, существует, проявляется... эта географическая информативность. По своей сути книга и посвящена ИНФОРМАЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ.

Ну что ж, в добрый путь! Семь футов тебе в информационной пучине, и пусть ветры информации раздувают пожар знаний! Удачи тебе, студиоз или школяр, белый воротничок или синий жакет! До встречи и инфокосмосе!

Искренне твой, Владимир Бочарников