Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
493187_4F523_rozin_v_m_genezis_i_sovremennye_pr...rtf
Скачиваний:
12
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

§ 3. Наказание, право, справедливость.

Можно поставить и другой вопрос: эквивалентна ли мера назначенного судом наказания реальному поступку юного правонарушителя? Считается, что эквивалентна. Но так ли это? В древнем мире, как я показывал, принцип эквивалентности был заложен в самом содержании закона. Вспомним законы Вавилона.

Сodex Hammurabi 53. Если крестьянин во время ухода за своим полем не будет следить за траншеей и допустит образование в ней отверстия, через которое вода уйдет из траншеи, то этот крестьянин должен компенсировать испорченный им урожай. А вот выдержки из книг Моисея:

Leviticus 17. Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. 19. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал. 20. Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. [3, стр. 28, 32].

Однако уже в древней Греции принцип эквивалентности перестает работать. Как мы помним, Сократа за безбожие и развращение молодежи (таково было обвинение, предъявленное судом) приговорили к смерти. Но разве смерть эквивалентна безбожию и развращению молодежи? (Аналогично, можно спросить, эквивалентны ли сегодня грабеж, насилие или убийство стольким-то годам тюремного заключения). Ответить на этот вопрос невозможно в принципе, поскольку здесь сравниваются (взвешиваются) абстрактные сущности - смерть и безбожие, смерть и развращение молодежи.

На основе каких же соображений устанавливается наказание? Мы вынуждены ответить, что на основе произвола государства, которое принимает на себя функции демиурга, законодателя, судьи и исполнителя наказания. "Общинное правосудие, - пишет З.Ховард, - в своем идеальном проявлении заключалось в переговорах и возмещении ущерба. Суть такого правосудия может быть выражена понятием "frith", бывшем в ходу у германских племен и обозначавшем горизонтальное примирение, основанное на взаимном согласии. В свою очередь государственное правосудие - это "Королевский мир", правосудие вертикальное, построенное на строгой иерархии, принудительное , карательное."

"Изменения эти произошли не вдруг, не в один день государство захватило судебные полномочия, представители государства внедрялись в обвинительный процесс постепенно. Так, взяв на себя функцию расследования, государство, в конце концов, стало обвинителем. К 1498 году французский закон установил, что король или королевский прокурор являются стороной во всех делах. Начав с претензии на участие в делах, государство, в конце концов, потребовало и полного главенства...

Новые уголовные кодексы, принятые революционным правительством и Наполеоном, отразили эту тенденцию. Они предоставили государству еще больше прав на преследование. Эти кодексы тоже подразумевали применение наказаний, хотя более рациональных и справедливых... Основным инструментом причинения страданий стала тюрьма. В эту эпоху было достаточно причин для введения в качестве санкции тюремного заключения. Однако заманчивость такого вида наказания была обусловлена, прежде всего, тем, что сроки заключения можно было устанавливать в соответствии с тяжестью преступлений. Тюрьмы позволили измерять наказания в единицах времени, создавая видимость рациональности и научности приговоров...

Изменилась не только технология причинения страданий, но и конечная цель. В раннюю эпоху Просвещения объектом наказания было тело, и наказание могло быть очень жестоким. Сегодня тюрьма, по словам французского историка Мишеля Фуко, пытается добраться до души преступника. Американские квакеры, защитники тюрем, верили, что результатом лишения свободы могут стать покаяние и обращение. В более поздних аргументах в пользу тюремного заключения утверждалось, что тюрьма является лабораторией по преобразованию новой личности. Было найдено замечательное разнообразие доводов в пользу тюрем, используемых ради так называемого "целенаправленного страдания (по словам Н.Кристи)" [127, с. 136, 129-130, 140, 141, 142].

Кроме того, Зер Ховард показывает, что современное судопроизводство, построенное на состязательности и применении многочисленных законов и вторичных правовых норм предельно затрудняет для правонарушителя и пострадавшего возможность осознать, что же с ними случилось, а для правонарушителя - раскаяться.

Ради справедливости, надо заметить, что государство не только способствовало созданию "карательного правосудия" (термин З.Ховарда). В древнем Риме власть помогла создать такие процедуры судопроизводства, которые сделали граждан равными перед законом, а сами решения судей более справедливыми. Именно в Риме складывается идея права: под ней понимается гарантированная для человека властью и законом справедливость. Собственно уже Аристотель пытался понять, как можно измерить и гарантировать справедливость, где так сказать мера справедливости, но он, решал эти проблемы в этической плоскости. Идея римского права перемещает акценты: с этических поисков в плоскость управления и организации (справедливость - прерогатива власти), от тонких, но достаточно неопределенных рассуждений в области этики к более грубым, но точно измеренным и гарантированным действиям властных субъектов и подчиненных им судов. В целом, право как бы зажато между тремя полюсами: справедливостью, гарантированной властью и законом, справедливостью, как ее понимает отдельный человек (можно ее назвать "персональной") и справедливостью, декларируемой обществом (назовем этот тип справедливости "общественным идеалом права").

В настоящее время в нашей стране все эти три типа справедливости вошли в противоречие друг с другом и, кроме того, разными субъектами культуры понимаются по-разному. Возвращаясь к теме ювенального правосудия, заметим, что сегодня по отношению к подросткам и молодым людям не срабатывает именно идея справедливости. По сути, она вообще не просматривается непосредственными участниками правового конфликта, и понятно почему. Что собой представляет конфликт в социальной сфере? Один человек причиняет вред другому: крадет, осуществляет насилие и т. д. Как праило, большинство конфликтов (во всяком случая в нашей культуре) разрешается вовсе не сфере права: люди договариваются между собой, обращаются к посредникам или общине, иногда просто избегают разрешать возникшую проблему (поскольку себе дороже). Когда же они обращаются в суд, то решение возникшего конфликта опосредуется массой законов и действием непонятной обычному человеку машины правосудия, намертво спаенной с репрессивным механизмом наказания. Человеку, оказавшемуся вовлеченным внутрь этой мегамашины (неважно, в каком качестве: обвиняемого или пострадавшего, а часто даже и юристу), совершенно непонятно, каким образом здесь проявляется и действует справедливость. Тем более, что, как я старался показать, законы, по которым судят, основываются на антропологической модели, совершенно не учитывающей маргинальность и особенности личности правонарушителя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]