Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по психологии.docx
Скачиваний:
112
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
843.08 Кб
Скачать
  1. Педагогическая система а.С. Макаренко.

Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939).

Работы Макаренко: «Пед поэма», «Книга для родителей», «Флаги на башнях».

Им предложена стройная пед. система, методологической основой которой является пед. Логика, трактующая педагогику как практически целесообразную науку.

  1. Разработал основные теории и практику детского ученического коллектива; взаимоотношение коллектива и личности.

«Воспитание в коллективе и через коллектив» - это центральная идея его пед. системы. Воздействовать на отдельную личность, можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность.

Главный закон коллектива – «закон движения», т. е. развитие детского коллектива должно происходить постоянно; оно должно направляться пед. коллективом. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив определённой целью.

  1. Необходимым фактором воспитания является труд. Трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём.

  2. Макаренко внёс много нового в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из 1-х советских педагогов, занявшихся данной проблемой.

Главное условие воспитания – полная семья; взаимоотношение родителей и детей, важным является гражданское лицо родителей.

  1. Важную роль отводил игре. Он подробно осветил значение сказки для детей раннего возраста.

Большое значение отводил эстетическому воспитанию.

  1. Он требовал, чтобы пед. теория строилась на практическом опыте. Он был сторонником систематического преподавания учебных предметов.

  2. Личность и общество рассматривал в диалектическом единстве.

  1. Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.

Современная зарубежная педагогика представлена следующими наиболее заметными концепциями.

Представители традиционизма (Ж. Махсо, Л. Кро, Ж. Капель (Франция), Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч.С. Финн (США) и др.) намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию как ретрансля­тора культуры прошлого.

Разработчики рационалистической модели образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) концентрируют усилия на проблеме усвое­ния знаний и практической адаптации молодежи через образование к существующему обществу.

Представители феноменологического направления (А. Маслоу) ис­поведуют гуманистическую направленность образования. По-прежнему заметна традиция социальной педагогики во Франции (П. Бурдье, Ж. Капель, Ш. Фурастье). феноменология исходит из того, что психология должна изучать не статистические тенденции и нормы большинства, а каждый психологический феномен как уникальную сущность, равноценную всем остальным.

Психологическая парадигма воспитания (А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс) в центр воспитания и обучения выставляет интересы, пси­хику, индивидуальные особенности детей. Главный их тезис — береж­ное отношение к личности ребенка.

Влиятельные идеи нового воспитания во Франции (Р. Галь, А. Ме­дичи, А. Фабр и др.) формулируются в главном постулате: личность — это прежде всего биологическое существо с природной рефлексией.

Экзистенциальная педагогика рассматривает гуманизацию воспита­ния, обучения, школы, т.е. поворот к личности ребенка.

Можно отметить существование в современной зарубежной педа­гогике пяти основных парадигм:

■ традиционалистическая, или парадигма «знаний»: главная цель обучения и воспитания — дать человеку глубокие, прочные, разно­сторонние академические знания; «плохой» ученик — это незнающий ученик;

■ технократическая прагматическая парадигма: главная цель педагогического процесса — дать человеку те знания и навыки, кото­рые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессио­нальной деятельности человека в современном обществе, помогут пра­вильно взаимодействовать с современной техникой и пр.;

■ бихевиоральная поведенческая парадигма: главная цель пе­дагогического процесса — сформировать правильные формы соци­ального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и норм поведения в обществе;

■гуманистическая парадигма: главная цель педагогического про­цесса — способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовер­шенствованию, самореализации.

■ теологическая парадигма: основное направление педагогичес­кого процесса — в развитии религиозных чувств и нравственных ос­нов человека.

И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что систем* пп разования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса.

Суть мирового кризиса образования видится прежде всего в обращенности сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение») в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, отсутствии ориентации на будущее.

Современное развитие общества требует новой системы образования — «инновационного обучения», которое формировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойственную природу Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Система российского образовании, а особенно высшего образования, имеет свои достоинства и недостатки. Перечислим положительные «наработки» российской высшей школы:

■ она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;

■ по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кад­рами она занимает одно из ведущих мест в мире;

■ она отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности, по естественнонаучным дисциплинам;

■ она традиционно ориентирована на профессиональную деятель­ность и имеет тесную связь с практикой.

Таковы преимущества российской образовательной системы (выс­шей школы).

Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране — настоятельная необходимость. Происходя­щие в обществе изменения все более объективируют недостатки оте­чественного высшего образования:

■ в современных условиях стране требуются такие специалисты, кото­рые не только не выпускаются на сегодняшний день, но для которых наша образовательная система еще не подготовила научно-методи­ческую базу;

■ бесплатная подготовка специалистов и несоизмеримо низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его эли­тарность в плане развития интеллектуального уровня личности, его статус, долженствующий обеспечить личности определенную соци­альную роль и материальное благополучие;

■ чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;

■ усредненный подход к личности, валовый выпуск «инженерной про­дукции», невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нрав­ственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа вы­сокообразованность. Это падение материализовалось в плеяде мос­ковских и прочих дворников с университетским образованием, как правило, личностей неординарных;

■тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унифи­кация требований подавляли инициативу и ответственность препода­вательского корпуса;

■вследствие милитаризации общества, экономики и образования сфор­мировалось технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;

■ изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импор­тные закупки целых заводов и технологий — с другой, исказили главную функцию инженера — творческую разработку принципи­ально новой техники и технологий;

■ экономический застой, кризис переходного периода повлекли за со­бой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в том числе. Следует отметить ряд количе­ственных характеристик, подчеркивающих кризисное состояние выс­шей школы в России:

■ наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности студен­тов (за 10 лет число студентов сократилось на 200 тыс. человек);

■ существующая система высшего образования не обеспечивает насе­лению страны одинаковых возможностей для обучения в вузах;

■ отмечено резкое сокращение преподавательского корпуса высшей школы (только в 1990 г. из вузов уволилось свыше 2 тыс. преподава­телей) и многое другое. В интеллектуальных кругах России все яв­ственнее осознаются возможные последствия происходящего испод­воль свертывания образования и снижения социальной защищенно­сти студентов и педагогов. Приходит понимание того, что неправо­мерное распространение на сферу образования рыночных форм деятельности, игнорирование специфической природы образователь­ного процесса может привести к утрате наиболее уязвимых слагае­мых общественных богатств — научно-методического опыта и традиций творческой деятельности.

Очевидно, что проблема долговременного развития высшею использования не может быть решена только путем реформ организационно управленческого и содержательного характера.

В связи с этим все настойчивее встает вопрос о необходимости смены парадигмы образования.

Философия образования должна дать новое представление о мире человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества.

Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и другие) нужны, чтобы иметь современное научное представления о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействия между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования — с обществом.

«Теория практики», включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др., даст возможность представить облик новой системы образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы обра­зования к изменяющимся условиям жизни.

Итак, обозначены фундаментальные основы развития образования. Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказывается человек, его духовное развитие, система ценно­стей.

Новая методология, положенная в основу образовательного про­цесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманиза­ции и гуманитаризации образования, которая при новой методоло­гии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобще­ние человека к гуманитарной культуре.

Смысл в том, что необходимо гуманизировать деятельность про­фессионалов. А для этого необходимо:

■ во-первых, пересмотреть смысл понятия «фундаментали-зация образования», вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе. В России — это далеко не простая проблема;

■ во-вторых, формирование системного мышления, единого виде­ния мира без разделения на «физиков» и «лириков» потребует встреч­ного движения и сближения сторон. Техническую деятельность необ­ходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в науч­но-технической сфере. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уров­ня специалиста, к экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете — к снижению потенциала науки и производства.

Обычно, говоря о гуманитаризации инженерного образования, име­ют в виду только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вуза. При этом предлагают студентам различные искусствовед­ческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает непос­редственно связано с будущей Деятельностью инженера. Но это — так называемая внешняя гуманитаризация технического образования. Подчеркнем, что в среде научно-технической интеллигенции господ­ствует технократический стиль мышления, который «впитывают» в себя студенты с самого начала обучения в вузе. Поэтому они относятся к изучению гуманитарных дисциплин как к чему-то второстепенному, проявляя иногда откровенный нигилизм.

Напомним, что сущность гуманитаризации образования видит­ся прежде всего в формировании культуры мышления, творчес­ких способностей студента на основе глубокого понимания ис­тории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз

призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности.

Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба с технократическим снобизмом, интеграция частных наук.

При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

■ единство федерального образовательного пространства;

■ открытое восприятие и понимание всей палитры мирового куль­турно-исторического и образовательного опыта;

■ приоритет фундаментальных прав и свобод личности;

■ восстановление первичных духовно-нравственных идеалов, при­сущих преподаванию и исследованию.