Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры к экзамену.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
722.43 Кб
Скачать

Учение о первоначале, … Гераклита.

Гераклит Эфесский (544 – 480 до н.э). Родом из ионического города Эфесса. Из-за сложности восприятия стиля его сочинений был прозван «Гераклитом тёмным». Сочинения: «О природе». Состоит из трёх частей: 1) О вселенной – проблема сущности природы; 2) о государстве; 3) о боге. Взгляды Гераклита сочетает в себе продолжение развития как идей стихийного материализма, но также и первые шаги в осмыслении диалектичности мироздания. Так, например, он в любом явлении усматривал его самоотрицание, противоположность.

Основные идеи в учении Гераклита:

1) Космос, мировой порядок един и одинаков для всех. Он определяет единство всего сущего. Его никто не создал, он существует вечно. Первоначалом мироздания является «вечно живой огонь», который согласно внутренним закономерностям видоизменяется, существует и сохраняется во всех формах бытия. Гераклит выбирает образ огня так, как считает его наиболее подвижным и изменчивым началом в этом мире. Подобные качества он передаёт всему сущему. 2) Закономерность внутренних процессов мироздания определена «Логосом». Логос - это вечный и неизменный порядок, выражающий всеобщее и единое в вещах, является мерой для изменяющихся вещей. Он есть неизменное отношение, связь первоначала к его вещественным изменчивым формам. Логос и «огонь» не тождественны, но они неразрывны и образуют «огнелогос». Это две стороны одного бытия, которые диалектически взаимосвязаны. Огонь выражает начало, качественную и изменчивую сторону сущего, логос отношение начала к вещественному миру, структуру и устойчивость бытия. Логос разумен и не аналогичен случайной судьбе. Он представляет собой, разумную необходимость, то есть причинно-следственные связи продиктованные «сущим огнём». Логос играет роль правосудия так, как неизменен и любое отклонение от него не возможно и ведёт к осуждению. Это означает, что Логос определяет целесообразность существования, то есть любая вещь в этом мире стремиться к сохранению реализации закона, продиктованного Логосом.

Гераклит выделил два типа познания: а) рациональный или умопостигаемый; б) чувственный или наблюдение.

3) Логос и огонь есть движущая сила изменения вещей, которая проявляется через «борьбу противоположностей». Именно благодаря единству и «войне» противоположностей мы получаем единый и одновременно разнообразный гармоничный мир. Холодное разгорается, горячее охлаждается, живое умирает, из мёртвого рождается новая жизнь - всё это показывает для Гераклита, что мир пронизан противоречиями и их война есть неотъемлемая основа всего сущего. При этом диалектика мира наблюдается во всём: явное и скрытое, согласие и разногласие, войне противостоит мир (единство и борьба противоположностей). Несогласие противоречий придаёт миру гармонию. Противоположности постоянно переходят одна в другую, но при этом сохраняется общее для них единая основа, что свидетельствует и о единстве противоречий. Единство заключается также в том, что в возникшей противоположности полностью не уничтожается связь с прежним состоянием и возможность возвращения в «прежнюю» противоположность. Поэтому тождественность противоречий означает одно качество не мыслимо без другого. Например, высказывания: «Добро и зло одно и тоже», «Путь вверх и вниз одно и тоже» означают, что любое качество не абсолютно, а является относительным благодаря изменчивости мира. Любое качество в мире, где всё переходит в свою противоположность, не может характеризоваться как изолированное и безотносительное. Известно выражение Гераклита об относительности ценностей человека: «Ослы солому предпочли бы золоту».

4) Универсальность изменчивости проистекает из всеобщности и неотъемлемости движения. Гераклит говорил, что всё в этом мире движется и ничто не покоится. Движение наиболее универсальная характеристика мироздания. Сущее подобно течению реки. В одну и ту же реку не возможно войти дважды. Нет ничего статичного и покой лишь относительное состояние, так как любая вещь вечно обновляется, воспроизводится.

Процесс движения, проистекающий из «огня» и борьбой противоречий, связан у Гераклита со временем и напоминает его: «Настоящее - это время, которое представляет собой неуловимую границу между прошлым и будущим. Будущее, приближаясь, становится настоящим. Становлением настоящего есть в то же время его удаление в прошлое. Всякое настоящее есть в тоже время и ненастоящее».

Учение о числе пифагорейской школы.

Основоположником «пифагорейского союза», религиозной общины в Кротоне, италийском городе, считается Пифагор (6 в. до н.э.). В пифагореизме выделяют три этапа: 1) ранний (Пифагор, 6 – первая половина 5 в. до н.э.); 2) средний (Филолай, вторая половина 5 в. до н.э.); 3) поздний (Аргинт, эпоха эллинизма), а также указывают на существование в дальнейшем неопифагорейства. Для всех этапов была характерна разработка общего положения, выраженного в тезисе: «всё есть число». Число считалось в пифагорейцами началом самым мудрым, владеющим всеми вещами, духовными и нравственными категориями. Число, в их понимании, упорядочивает мир и правит им.Само число для пифагорейцев не являлось абсолютной, лишенной противоречивости первопричиной. Число также рождается из гармонии бесконечных неопределённых элементов (множество) и определённых, конечных, ограничивающих элементов (конкретных чисел 2,3,4 …  ). Числовыми отношениями определялись в рамках данной школы не только как взаимосвязь и порядок вещей. Они принимались за начало и материю вещей, и также выражали состояния объектов. Так, например, первоначально, 7 считалось мироправящим божественным началом и потому всё в мире семерично: семь основных сфер мира, семь повторяющихся процессов в мире, семь нот и т.д. Затем, у Фалея в этой роли выступает 10, а 7, по его мнению, рождена без материи и имеет своим отцом лишь единицу и поэтому выполняет формальную роль «вождя и правителя всех вещей». В этих положения прослеживается не только стремление свести всё к вычислению, но и религиозный, мистический характер пифагорейского союза. Поэтому «мистика чисел» имела и некую сакральную подоплёку.

Число образуется из единицы, которая есть точное отображение первоединого Блага. Она (единица) есть само мыслимое бытие, начало сущего, при этом проста и неделима, то есть первое начало (архе). Наряду с единицей должен быть элемент множественности – двойка. Воплощает в себе принцип следования, олицетворяет материю. Двойка, имеет части и делима, ответственна за наличие в мире неравного и становящегося. Она не может служить мерой, хотя тоже является началом. Именно через двойку мы познаём бытие. Синтез же двух начал, предельного и беспредельного, проявляется в тройке. Этот процесс интеграции есть выражение бытия и его становление. Число опосредует, таким, образом держит крайние термины единицы и множественности. Хотя число противостоит беспредельному, оно (беспредельное) всё же вторгается в мироздание. Поэтому не всё в мире оказывается мыслимым и исчисляемым. Это проявляется в свойстве несоразмерности. Это ведёт к тому, что следует отличать число от величины: число конечно, величина делима бесконечно. Мера держит уникальные, несводимые друг к другу предел и беспредельное, между которыми нет соотношения и пропорций. Таким образом, мера в каждой вещи выступает посредником между бытием (определённостью) и постоянным становлением (неопределённым). Для пифагорейцев мера также это начало сознания. Само же математическое число является прибавление к числу единицы. Идеальное, эйдетическое число – сущее само по себе, хотя и прибывает в числовом ряду, но с другими числами не связано прибавлением.

Указывалось и на то, что числа имеют бытие не отдельное от вещей. Чувственные сущности (вещи) рассматривались состоящими из чисел. Но так как пифагорейцы не различали в своей философии категории тождество и символ, рассматривая их как нечто схожее, то получалось, что число есть как символьное выражение явления, так и его идентичность, т.е. приравнивалось к самому явлению. Подобное понимание числа не как сугубо мысленной абстракции, а как какой-то реальности, «физиса» вещей будет прослеживаться в античной культуре вплоть до Аристотеля. Метод овеществления числа был распространён представителями этой школы на объяснение свойств явлений любых областей, и выражался в так называемой «игре аналогий». Например, к числовым пропорциям была сведена справедливость, которая предстала как число умноженное само на себя: 3х3; 2х2. Душа, которую они рассматривали как нечто отдельное от тела и бессмертное, также определялась как гармония, обусловленная мерой и числом, математической пропорциональностью. У Филолая математическая конкретизация имеет ещё более жёсткую связь: 5 – качество и цвет, 6 – одухотворённость, 7 – ум и здоровье, свет, 8 – любовь, дружба, мудрость, изобретательность. Подобные положения являются также примерами первых попыток установить, вывести рациональные наукообразные универсальные закономерности мироздания.

Говоря о числе, как первосущности, пифагорейцы понимали его не как всё рождающее, но как всё определяющее, то есть любой объект возникает согласно числу, числовой пропорции, числовому отношению. То есть, хотя числу и отводилась роль первоначала мироздание, но его понимание было уже далеко не аналогично айперону милетской школы, или огню Гераклита. Прежде всего, число порождает упорядоченность, «порядок» вещи. Оно выступает организующим началом мира. И выступает число в качестве принципа порождения (онтологическое начало) и познания (гносеологическое начало), так как позволяет нам различить через определённость [термин берём в данном контексте от слова «предел»] пропорциональность некоего объекта. Помыслить его как ограниченное, оформленное пределом. Вычислить грани (пределы) мира и мысли. Поэтому для пифагорейцев число становится первым, важнейшим из сущего. Бытием и первым образом из «без образного» Блага, первым прообразом всего существующего. Число, согласно данной школе, наиболее достоверное и истинное, первое во всей иерархии бытия, начало космоса, порядка.

Особое значение приписывалось числу в деле познания. Структурируя и дифференцируя, выявляя отношение и пропорции, число делает все вещи и мир познаваемыми и соответствующими друг другу, гармоничными. Число сообщает телесность вещам и разделяет понятия о вещах беспредельных и ограниченных.

Соседние файлы в предмете Философия