Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры к экзамену.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
722.43 Кб
Скачать

Философские размышления Лейбница.

Готфильд Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) немецкий философ, математик, физик. Основные труды: «Монадология», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Рассуждение о метафизике». Согласно рассуждениям Лейбницам Бог наделил каждую вещь и мир в целом смыслом и целью (финализм). По мнению философа, не следует говорить, что для объяснения причин существования вещей достаточно только вводить такие эмпирические понятия как протяжённость и движение. Для понимания причин бытия любой вещи необходимо установить цели её существования. При этом цель не может носить характер конечности и определяться через разрушение, так как божественный акт творения направлен на созидание и совершенствование. Стремление к совершенствованию проистекает из благости Бога и бесконечности акта творения. Таким образом, он объединил финализм и эмпиризм в своей концепции познания мира. Отталкиваясь от подобных позиций, Лейбниц переходит к изучению проблемы субстанции.

Понятие субстанции, как наиболее общей универсалии, состоящей из «первичных сил» (инерции, сопротивления, силы как таковой), необходимо изучать не посредством эмпирических наук, а через философию, науки наиболее подходящей для этого предмета, так как в ней исследуются самые общие принципы мироздания. Метафизика, по замыслу Лейбница, должна преодолеть античное понимание философии (аристотелевское), включающее в свою проблематику предметной области задачи, которые направленны на объяснение физического мира. Подобные цели исследования принадлежат естественным наукам, оперирующим математическим языком. Естествоведение не противоречит философии, но направлено только на объяснение процессов материального мира. Философия же должна изучать реальность, находящуюся вне материального пространства, времени и движения.

В процессе построения метафизики Лейбниц отрицает «механическую картину мира» Декарта. Он считает, что опора на такие понятия как протяжённость, движение, фигура, число, по сути, оперирование лишь внешними определениями реальности, но не объяснение самой сущности тел. Эти категории мира материальных тел не способны объяснить всех свойств присущих предметам. Например, инерции, сопротивления, силы определяющей движение и т.п. Эти субстанциональные силы в философии Лейбница получили название «монады» – единицы.

Продолжая критику Декарта, Лейбниц говорит, что пространство не может совпадать с природой тел, так как оно (пространство) лишь способ существования реальности и порождается соотношением самих вещей. Поэтому пространство не обладает субстанциональными свойствами, и является феноменом только производным, представляя собой «субъективный» способ проявления вещей – «хорошо обоснованный феномен». Время так же относится к подобному классу феноменов, проистекая из последовательности смены состояния вещей, их прошлого, настоящего будущего. Таким образом, пространство и время имеют производную «феноменальную природу» (феномен – от греч. phainomenon – являющееся).

Хотя механицизм утрачивает свойство логически непреложной истины, и его законы утрачивают математический характер, но в размышлениях Лейбница возможность его применения сохраняется как способ, носящий относительный характер касательно божественного проведения. То есть, именно таким образом, строго обусловленным и определённым, осуществляется «божественный» финализм, достигаются конечные цели.

Далее Лейбниц формулирует основы своего метафизического учения, получившего название «монадология». Согласно этой концепции реальность состоит из активных субстанциональных сил, которые не материальны, просты и неделимы, то есть монад (единиц). Индивидуальная монада сотворена Богом и является плодом его мысли. Поэтому монады есть категория одухотворённая и их атрибутом выступают не физическое свойство протяжённости, а мышление. При этом монады не зависят друг от друга и физически не влияют друг на друга, но развитие каждой из них взаимосвязано с другими монадами.

Каждая вещь это совокупность монад. Поэтому раскрытие сущности вещи и мира в целом возможно только чрез познание монад. Познать же природу монады равнозначно познанию всего сущего в мире. Потому, что природа монады едина и абсолютно неделима, но вместе с тем обладает сложным содержанием, различными внутренними качествами и «деятельностями». А её характеристики заключены в том, что она может быть выражением многого в едином. Деятельность монады выражена в восприятии и составлении представлений о сложном, простом, внешнем, а также в обладании тенденции к последовательному восприятию, то есть переходу от одного восприятия к последующему. Этот процесс осуществляется по аналогии с деятельностью человеческого разума, который един, но обладает многими представлениями и стремиться к познанию нового. Разнообразие монад проистекает из их способности отражать Вселенную под разными углами и видеть её в разных перспективах. Количество этих перспектив безгранично велико, поэтому не существует ни одной похожей монады. Но в отличие монад присутствует иерархия по точности и чёткости восприятия Вселенной. Сама верхняя позиция отводится монадам души и разума человека, благодаря которым мы способны к ясному осмыслению мироздания.

Многообразие монад и их физическая разобщённость не означает, что они пребывают в хаотичном состоянии. Их упорядочивает «предустановленная гармония», изначально заложенная в монады Богом и определяющая сообразность их восприятия.

Говоря о человеком познание истинного бытия, Лейбниц выдвигает следующий постулат: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума». То есть, душа для него является врождённой сама по себе и поэтому интеллект предшествует опыту. Человек изначально обладает способностью к познанию идей таких как «тожество», «бытие», «восприятие», «Я» и т.п. истин, носящих всеобщий и необходимый характер. Но подобная способность не означает, что человек обладает изначально готовыми формульными знаниями. Она выражена в качестве интеллектуальных задатков, предпосылок, являясь, по сути, также монадой.