Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л.Д. Столяренко.doc
Скачиваний:
278
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
3.81 Mб
Скачать
  1. Когнитивный подход в психологии

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола знать. Сторонники этого подхода утверждают, что че­ловек — это не машина, слепо и механически реагирую­щая на внутренние факторы или на события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Как происходит развитие когнитивных способностей человека, позволяющих ему познавать мир, анализировать информацию, находить ра­зумные решения в различных ситуациях и проблемах? Согласно концепции Брунера (1966), наше познание мира носит прежде всего чувственный и двигательный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и двигательную активность. Поэтому сенсомоторное отображение действительности — решающее в детские годы. К этому первому способу отображения мира добавляется следующий способ — иконическое отображе­ние, когда в памяти откладываются образы воспринятых реальных объектов, представление мира происходит с по­мощью мысленных образов. В подростковом возрасте об­разное иконическое отображение мира дополняется симво­лическим отображением предметов в форме понятий, т. е. мир образов постепенно уступает место понятиям благода­ря использованию речи, усвоению общечеловеческого опы­та, выраженного в понятиях языка. Брунер подчеркивает, что язык представляет собой важнейшее орудие разви­тия когнитивных процессов.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896—1980), поста­вив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Раз­витие интеллекта ребенка происходит в результате по­стоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети прохо­дят эти стадии развития в одной и той же последователь­ности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на ка­ком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необ­ходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опы­та обращения с различными предметами и таких соци­альных факторов, как язык и воспитание.

Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», посколь­ку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека вклю­чает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, т. к. мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более ис­тинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «ви­дят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализи­руемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми свое-го собственного будущего поведения.

Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет воз­можности всестороннего анализа обстоятельств (мало вре­мени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчива­ют анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, т. к. сам поступок явля­ется источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Таким образом, после реакции человек в той или иной степени осуще­ствляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходи­мую коррекцию или делает какие-то выводы на буду­щее.

Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрица­тельных поступков может быть объяснена с помощью ана­лиза ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Ситуации создают потенци­альные силы» способствующие актуализации или препятству­ющие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий — удобный — ка­нал ситуационных явлений, можно добиться кардиналь­ного изменения поведения людей путем манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и на­оборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много усилий, организуя внешнее воздействие на людей.

Психолог Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано, прежде всего, иррациональными мыс­лями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мыслительных процессов пациента и доведение до его сознания ирра­циональных моментов, содержащихся в его мыслях. Вы­работка у человека более объективного восприятия со­бытий приводит его к поиску новых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, более эффективными формами., т. е. модификация мыслей приводит к из­менению поведения.

Американский психолог А. Бек указывал, что «то, как люди думают, определяет — что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процессов, поэтому цель когнитивной тера­пии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информа­ции». Изменение восприятия и мышления влечет за собой модификацию болезненных переживаний и поведенческих реакций. Бек вычленил и описал феномен «автоматичес­ких мыслей», которые связаны с переработкой текущей информации, они непроизвольны, быстротечны, бессозна­тельны и непосредственно ведут к эмоциональным и пове­денческим реакциям. Бек отмечает, что при эмоциональ­ных расстройствах (тоскливом, тревожном аффекте, повышенной раздражительности) автоматические мысли от­личает ряд специфических особенностей: так, печали ста­вятся в соответствие мысли о потере, гневу — мысли о на­рушении какого-то стандарта, тоске — мысли негативного содержания о себе, мире, людях, будущем (депрессивная триада), страху — мысли о внешней опасности и невозмож­ности с нею справиться в силу собственной несостоятель­ности

Неадаптивность автоматических мыслей, искажения в оценках внешней ситуации объясняются дисфункциональностью лежащих в их основе базисных посылок. Базисные посылки представляют собой систему глубинных пред­ставлений человека о себе и об окружающем мире, сво­еобразную жизненную философию человека, в которой зафиксирован весь его жизненный опыт, особую роль здесь играют детские впечатления и воздействия семьи. Лица с психическими расстройствами имеют определенные дисфун­кциональные базисные посылки, которые заставляют их искаженно воспринимать и оценивать текущие ситуации и соответственно испытывать отрицательные эмоции и неадап­тивно действовать.

Психотерапевт должен помочь пациенту представить его идея в виде гипотез, совместно с пациентом проверить валидность этих гипотез и осуществить поиск альтернатив; в тех случаях, если первоначальные идеи эмпирически не подтверждаются, необходимо выявить автоматические мыс­ли пациента, распознать дисфункциональные базисные по­сылки и скорректировать их.