Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы социологии учеб. пособ. 2011.rtf
Скачиваний:
15
Добавлен:
12.08.2019
Размер:
5.26 Mб
Скачать

Модификации деятельностной модели

1. Марксистская модификация. Рассмотрим более подробно марксистские представления о социальной реальности. Эту разновидность деятельностной модели социальной реальности можно называть и "материалистической" моделью. В ней подчеркивается не только то, что люди сами создают общество, в котором они живут, но и то, что будучи раз созданной, социальная действительность, общественное бытие само определяет общественное сознание: общественное бытие определяет общественное сознание.

Социум описывается как иерархическая система, состоящая из четырех уровней общественной жизни (материальная жизнь, социальная жизнь, политическая жизнь, духовная жизнь).

Согласно марксистской модели социальной реальности, в процессе производства средств жизни, в процессе создания и использования производительных сил люди вступают в производственные отношения. Эти отношения объективны, то есть не зависят от воли и сознания участвующих в них людей. Вот это и есть "социальная материя", социальная реальность, которая хотя и не вещественна, но материальна в том смысле, что объективна. Это и есть общественное бытие, определяющее общественное сознание. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще".1

Производственные отношения являются главным стимулом социального изменения, его главной движущей силой. Люди действуют активно потому, что, вступая в отношения с другими людьми, именно в этих отношениях они получают стимул к действию. Роль потребностей как движущих сил человеческой активности, что характерно для натуралистической модели, отходит, по крайней мере, на второй план. Люди не потому действуют, что их подвигают потребности в еде, половые потребности, даже - потребности в безопасности. Нет, люди действуют потому, что они оказались вовлеченными в поле некоторых ожиданий со стороны общества, некоторых стихий системного порядка, возникающих в отношениях, в общении.

На базе этих объективных производственных отношений конституируются социальные классы, а также другие объективные социальные общности. Осознавая свое положение в процессе производства, общности создают объединения, в которых уже не стихийно, а сознательно проводится линия особых интересов этой общности. В частности так и формируются классовые интересы. Объединения вступают друг с другом в борьбу, представляя интересы своих общностей. Возникает политическая жизнь, в которой важную роль играет государство, отстаивающее интересы господствующего класса.

Особое значение имеет политическая форма классовой борьбы, выражающая основные противоречия в обществе - между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Естественно, что политическая борьба не может эффективно осуществляться, если у партий нет своей идеологии. Идеология, с одной стороны, предстает как отражение интересов классов, а с другой стороны , - как способ активной организации деятельности политических сил и представленных ими классов.

Ясно, что деятельностная модель в ее марксистском варианте, не может сводиться только к односторонней определенности общественного сознания общественным бытием. Постоянно подчеркиваются и обратные воздействия: идеологии - на политику, политики - на экономику. Таким образом, в своем развитом виде марксистская модель социальной реальности представляет собой целостную систему с саморегулированием (или - самоорганизующуюся систему), в которой материальная и социальная жизнь выступают как объект регулирования, а политическая и духовная жизнь (прежде всего - идеология) в качестве регулятора. Эта целостная система, если ее взять на некотором историческом этапе развития, предстает как общественно-экономическая формация. Закономерная смена общественно-экономических формаций и представляет собой содержание всемирной истории.

Следующее рассуждение представляется весьма характерным для исторического материализма: - Почему следует участвовать в деле пролетарской революции и коммунистического строительства? - Потому что, все равно, рано или поздно, коммунизм победит. Такова объективная закономерность развития общества. Коммунизм неизбежен. Поэтому каждый человек должен споспешествовать этой исторической неизбежности, - пусть с нашей помощью коммунизм наступит пораньше, необходимо по возможности "облегчить муки родов" нового общественного строя. Таким образом коммунизм превращается в некоторую безусловную ценность, норму, императив, с которым должно быть согласовано поведение как отдельного человека, так и социальных общностей.

2. Техницистская модификация. В марксистской модели в основе общественно-экономической формации лежит способ производства, единство производительных сил и производственных отношений. Однако, в других модификациях деятельностной модели это "царское место" может занять только одна техника (техницистская модификация). Такой взгляд тесно связан с марксизмом, однако он возник независимо и даже раньше марксизма. Сегодня такая техницистская модель является по существу социологической основой официальной идеологии индустриально развитых стран (Д. Белл, У. Ростоу и др.).

К техницистской модели социальной реальности близка и модель М. Мак-Люэна, который объясняющую основу общественного развития видит не в средствах производства материальных благ, а в средствах массовой коммуникации (СМК, медиа).

В каждой ситуации М. Мак-Люэн выделяет действительную и формальную стороны. Канадский мыслитель полагает, что раньше обращали внимание только на действительную сторону, а формальную оставляли в тени как менее существенную. Его пафос в том, что формальная сторона тоже существенна, а может быть и более существенна, чем действительная. Скажем, в телевизионных передачах есть действительная сторона - это содержание передач. Именно здесь, как кажется, формируются идеологемы, воздействующие на сознание людей. Однако, согласно М. Мак-Люэну, важна сама телевизионная форма передач. Именно она, - то есть сами средства коммуникации, - являются мощным способом воздействия. Этого не замечают не только простые люди, но и теоретики. Например, люди с доверием относятся к таким средствам коммуникации как шоссе или воздушные линии, но эти, как кажется, нейтральные достижения цивилизации навязывают человеку определенные способы мысли, которые вовсе не являются нейтральными. Так, по мнению М. Мак-Люэна в Германии 20-30-х гг. XX в. радио достигло фантастических результатов в восстановлении ординарного "племенного сознания".

Дело в том, что когда индивид предоставлен самому себе, его сознание действует. Если же он функционирует в качестве организованной модели, то влияние, исходящее от компонентов высшего уровня, даже не оценивается с точки зрения моральных норм. Сознание как бы "отключается". Причем дело даже не в иерархии. Психология послушания не зависит от иерархичности. Дело также и не в типе личности. Часто поведение определяется не типом личности, а типом ситуации, то есть - теми СМК, которые организуют эту ситуацию.

На первый взгляд может показаться, что эта современная вариация деятельностной модели существенно отличается от марксовой. На самом же деле то, что М. Мак-Люэн называет "формальной стороной ситуации" по существу эквивалентно марксовым "производственным отношением", которые также выступают в качестве формы способа производства.

Техницистская модель социальной реальности, описанная выше, в ценностном плане предстает как оптимистическая. Однако возможны и пессимистические техницистские модели. Их авторы видят в технике угрозу существования обществу и культуре.

В настоящее время идеи М. Мак-Люэна продолжают разрабатываться как проблемы взаимоотношения коммуникаций, масс-медиа и власти. В этих разработках возникают опасения, что компьютеры могут быть опасны для молодого поколения; они отучают молодежь от чтения, ведут к интеллектуальной деградации, и т.д. Исследования социологов показывают, что в самом деле такие опасения для определенных групп молодежи не беспочвенны. Среди увлеченных компьютерами подростков разделяются «программисты» и «игроки». Для первых вторжение компьютера не страшно, а для вторых опасно. У них, в частности, возникает мысль о «неокончательности» смерти, воспитываемая игрушками-стрелялками.1